Как мы выяснили по ходу работы, конкуренция за счет товаров среди аптечных сетей невозможна, так как все аптеки продают медикаменты одних и тех же заводов по одним и тем же ценам, поэтому в данной отрасли конкурировать можно лишь за счет оказания качественных услуг. Такой услугой может быть и грамотная консультация специалиста, создание условий внутри аптеки, располагающих для общения и приобретения товаров, индивидуальный подход к каждому покупателю, заказ медикаментов по индивидуальной просьбе покупателя. Все это залог эффективного взаимодействия аптеки с потребителями. Сеть аптек «Ромашка» имеет такой потенциал и активно использует его в своей работе. Как было выявлено в результате SWOT - анализа таким явным преимуществом сети являются высококвалифицированные сотрудники и большое количество аптек, расположенных в разных районах города, именно поэтому сеть остается в числе лидеров новосибирского фармацевтического рынка.
Конкурентная борьба между аптечными сетями идет и за сотрудников, так как данная категория специалистов является довольно специфической и требует не только тщательного подхода в выборе будущих сотрудников, но и создания комфортных условий труда, для того чтобы привлечь внимание самых лучших специалистов. Сеть аптек «Ромашка», по нашим наблюдениям, пользуется уважением среди специалистов, даже невзирая на то, что на сегодняшний день в компании не все гладко. На наш взгляд, создание дружественной атмосферы, лояльное отношение сотрудников друг к другу, и к руководителям сети - залог успеха.
Если говорить о конкуренции среди новосибирских аптечных сетей в целом, мы можем сказать, что с началом экономического кризиса в стране и с учетом изменений в законодательстве относительно ценообразования, конкурентная борьба сильно снизилась. Все компании озабочены в основном внутренними проблемами, и вкладывать силы и средства, которых и так не хватает, в борьбу с конкурентами им не предоставляется возможным. Да и изменения в окружающей среде поспособствовали тому, что многие участники покинули рынок. Несмотря на то, что поддерживать положительный маркетинг, необходимо в любой ситуации, для того чтобы в период экономического роста не пришлось начинать все сначала, аптеки предпочитают экономить именно на этой статье расходов.
В самом начале своей работы мы поставили задачи изучить и проанализировать способы конкурентной борьбы в данной отрасли, оценить их эффективность, определить конкурентоспособность сети аптек «Ромашка» на фармацевтическом рынке города Новосибирска. На наш взгляд задачи были достигнуты. В данной работе для анализа конкурентоспособности сети аптек «Ромашка» был использован SWOT – анализ, PEST- анализ, анализ производственных факторов. Мы пришли к выводу, что данное предприятие вполне конкурентоспособно, а при корректировке тех недостатков, которые были выявлены нами в процессе исследования, может значительно улучшить свои конкурентные позиции на рынке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Инфра, 2005. – 210 с.
2. Букина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: Инфра, 2005. – 268 с.
3. Веришгора Е.Е. Менеджмент. – М.: Инфра, 2008. – 196 с.
4. Волков О.И. Экономика предприятия. – М.: Инфра, 2007. – 175 с.
5. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. – М.: Инфра, 2002. – 253 с.
6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Инфра, 2003. – 224 с.
7. Добрынин А.И., Тарасевич Л.А. Экономическая теория. – М.: Инфра, 2005. – 312 с.
8. Еремшин П.Г. Основы экономической теории. – М.: Инфра, 2005. – 259 с.
9. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: Инфра, 2003. – 298 с.
10. Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: Инфра, 2004. – 146 с.
11. Козырев В.М. Основы современной экономики. – М.: Инфра, 2005. – 139 с.
12. Колюжнова Н.Я., Якобсон А.Я. Маркетинг: общий курс. – М.: Инфра, 2009. – 276 с.
13. Лагуста М.Г. Предпринимателсьтво. – М.: Инфра, 2005. – 154 с.
14. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. – М.: Инфра, 2005. – 98 с.
15. Орехов Н.А., Лаврухина Н.В. Оценка конкурентоспособности промышленной продукции. – М.: Инфра, 2007. – 226 с.
16. Паращук К.Ю. Правовые проблемы ограничения монополистической деятельности на товарных рынках. – М.: Инфра, 2006. – 164 с.
17. Покропывный С.Ф. Экономика предприятия. – М.: Инфра, 2005. – 226 с.
18. Питер Дойль. Маркетинг – менеджмент и стратегии. – СПб.: Питер, 2002. – 764 с.
19. Руденко А.И. Стратегическое планирование на предприятии. – М.: Инфра, 2007. – 130 с.
20. Савицкая Т.В. анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра, 2003. – 112 с.
21. Седов В.В. Маркетинг предприятия. – М.: Инфра, 2002. – 26 с.
22. Сидорович А.В. Курс экономической теории. – М.: Инфра, 2006. – 274 с.
23. Тейлор Ф. Основы научного менеджмента. – М.: Инфра, 2002. – 158 с.
24. Фатхудинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: Инфра, 2001. – 164 с.
25. Филипп Котлер. Маркетинг. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2004. – 886 с.
26. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг. – М.: Инфра, 2007. – 268 с.
27. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. – М.: Инфра, 2008. – 276 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Определение сильных и слабых сторон предприятия
Таблица А.1 – Параметры оценки предприятия
Параметры оценки
Сильные стороны
Слабые стороны
1.Организация
Уровень квалификации
руководителей
Рядовые сотрудники не
Заинтересованы в развитии компании
2.Производство
Высокое качество товаров и услуг
Износ оборудования очень велик
3. и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Определение возможностей и угроз
Таблица Б.1 – Определение рыночных возможностей и угроз
Возможности
угрозы
1. Конкуренция
Повысились барьеры входа на рынок
На рынке появится крупный конкурент
2. Сбыт
Открылась новая сеть, формирующая поставщиков
Крупный покупатель выбирает поставщиков по конкурсу
3. И т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Сопоставление возможностей предприятия с требованиями рынка
1.
2.
Угрозы
Поле «СиВ»
Поле «СиУ»
Поле «СЛВ»
Поле «СЛУ»
Рисунок В.1 – Матрица SWOT
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Оценка возможностей предприятия
Таблица Г.1 – Матрица возможностей
Вероятность использования возможностей
Влияние возможностей на предприятие
сильное
Умеренное
слабое
высокая
Поле «ВС»
Поле «ВУ»
Поле «ВМ»
средняя
Поле «СС»
Поле «СУ»
Поле «СМ»
низкая
Поле «НС»
Поле «НУ»
Поле НМ»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Оценка вероятных угроз
Таблица Д.1 – Матрица оценки угроз
Вероятность реализации угроз
разрушение
Критическое состояние
Тяжелое состояние
«Легкие ушибы»
Высокая
Поле «РВ»
Поле «КВ»
Поле «ТВ»
Поле «ЛВ»
Средняя
Поле «РС»
Поле «КС»
Поле «ТС»
Поле «ЛС»
Низкая
Поле «РН»
Поле «КН»
Поле ТН»
Поле «ЛН»
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Анализ стратегических зон хозяйствования
Таблица Е.1 – Матрица БКГ
Темпы роста 20% рынка
10%
2%
Относительная доля рынка
ЗВЕЗДЫ
ТРУДНЫЕ ДЕТИ
ДОЙНЫЕ КОРОВЫ
СОБАКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Выявление возможностей и угроз для ООО «ФармГрупп» сеть аптек «Ромашка»
Таблица Ж.1 – Матрица SWOT
1.Востребованность
отрасли
2.наличие товаров-заменителей
1.издание новых нормативных актов, регулирующих действия аптек.
2. Отрицательный PR.
1.Высококвалифицированные специалисты.
2. Крупная узнаваемая сеть аптек.
1.1. Востребованность отрасли.
Квалифицированные специалисты.
1.2.востребованность отрасли
Крупная узнаваемая сеть.
2.1. наличие товаров-заменителей.
2.2.Наличие товаров-заменителей.
Крупная узнаваемая сеть
1.1.Издание новых законодательных и нормативных актов.
1.2. Издание новых актов.
2.1. Отрицательный PR
2.2. Отрицательный PR.
1.Недостаток капитала.
2. Маркетинг.
1.1.Востребованность отрасли.
Недостаток капитала.
1.2.Востребованность отрасли.
Маркетинг.
2.1.Наличие товаров-заменителей.
1.1.Издание новых нормативных актов.
1.2. Издание новых законодательных актов.
2.1. Отрицательный PR.
2.2.Отрицательный PR.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9