Рефераты. Конкурентная разведка в России

Аналогично решается задача противодействия недобросовестной конкуренции. Изучение конкурентов – часть деятельности деловой разведки (так называемая конкурентная разведка) помогает оценивать и прогнозировать действия конкурентов, направленные на дестабилизацию деятельности защищаемой компании и самого ее центра – управляющей подсистемы, нарушение информационных связей внутри компании. Результатом такого прогноза и исследования являются действия по принятию превентивных мер, защите центра управления компании, ее целостности, связей, репутации на рынке.

Отдельным случаем этой задачи является противодействие недружественным слияниям и поглощениям. То, как происходит это сегодня, показывает, что менеджмент предприятий и службы экономической безопасности, захватываемых предприятий спохватываются только тогда, когда блокирующий пакет акций предприятия уже оказывается в руках конкурента, и он начинает активные действия по вытеснению действующего менеджмента, приступает к инициированию банкротства предприятия. А ведь вполне в силах службе, вооруженной методами бизнес разведки и отслеживающей информацию, по крайне мере, связанную с движением акционерного капитала компании, заранее увидеть и предугадать первые шаги, признаки начала такого недружественного поглощения, принять необходимые меры, которые могут оказаться гораздо менее дорогостоящими, чем применяемые тогда, когда этот процесс уже запущен и пошел в полную силу.

Современные средства и технологии обработки разведывательной информации позволяют также решать задачи внутренней безопасности корпорации. Оценивать динамику лояльности персонала, выявлять центры напряженности. Анализ информации от внутренних источников и клиентов помогает службам безопасности выявлять факты утечки конфиденциальной информации, инсайд-трейдинга, иной деятельности персонала против компании.

Учитывая то, что деятельность по управлению экономической безопасностью входит неотъемлемой частью в систему управления общими рисками бизнес-деятельности, все подходы базовой процедуры управления рисками справедливы и необходимо применяются и здесь. При этом подходы конкурентной разведки применяются на всех стадиях Базовой процедуры.

Определение организационного контекста:

·цели, стратегии и задачи организации;

·основные заинтересованные стороны;

·взаимосвязи с окружением;

·определение критериев оценки рисков.

Задачи конкурентной разведки – изучение обстановки и бизнес-процессов, выявление ключевых тематик и взаимосвязей. Взаимодействие с топ-менеджментом компании, получение от него однозначного понимания об имеющемся «вкусе к риску» - граничных условий для последующей оценки. Мониторинг изменений в бизнес процессах и «вкусе к риску».

Идентификация рисков:

 составление перечня факторов, которые могут повлиять на деятельность организации.

Задачи деловой разведки – выделение из исторического контекста и результатов коммуникации с топ-менеджментом компании влияющих факторов. Мониторинг появления новых факторов и исчезновения старых.

Оценка рисков:

·определение величины возможных результатов (позитивных или негативных) воздействия неопределенных факторов и вероятность (правдоподобность) их наступления.

Задачи конкурентной разведки – оценка вероятности проявления тех или иных факторов риска и подверженность компании тому или иному риску. Мониторинг тенденций изменения вероятности их проявления.

Установление приоритетов рисков:

· упорядочивание факторов риска с целью отбора наиболее значимых с точки зрения влияния на деятельность организации.

Задачи деловой разведки – классификация рисков с точки зрения их значимости, объединение рисков, имеющих сродство, в группы по видам. Мониторинг тенденций изменения значимости групп рисков.

Выбор способа обращения с рисками:

· выбирается способ обращения с выделенными видами рисков и разрабатываются сценарные планы, предписывающие действия в случае наступления неблагоприятных событий.

· производится интеграция частных методов управления отдельными рисками в целостный план, что позволяет скоординировать действия на уровне организации в целом.

Задачи деловой разведки – разработка совместно с другими службами компании возможных альтернативных сценариев управления отдельными группами рисков. Прогноз их эффективности, представление менеджменту рекомендаций для выбора наиболее эффективного плана управления рисками на уровне компании. Мониторинг и оценка отклонений реальных результатов от запланированных и выработка предложений по их коррекции.

Наблюдение за факторами риска:

· отслеживаются факторы, входящие в модель деятельности, и в случае появления тенденции их выхода за определенные границы выполняется корректировка деятельности организации по сценарию, составленному на этапе планирования. В случае необходимости вносят изменения в содержание процедуры управления рисками, критериев и алгоритмов их оценки.

Источники данных

Группы информационных источников:

1. Опубликованные документы открытого доступа (книги, журналы, газеты, фирменные и рекламные издания и т.п.).

2. Сведения, находящиеся в неопубликованных (конфиденциальных) документах, имеющихся на фирме, а также данные, которыми располагают ее сотрудники (например, результаты маркетинговых исследований, данные о планах, достижениях или неудачах конкурентов, полученные в ходе контактов на выставках или конференциях, при общении с реальными или потенциальными клиентами, торговцами и т.д.).

3. Сведения, поступающие от внешних "агентов КР", например, работающих в научных центрах, в других фирмах, в органах управления и т.д., а также сведения, полученные с помощью специальных технических средств и других действий, называемых «промышленным шпионажем».

4. Фирмы, оказывающие услуги в сфере КР на коммерческой основе, консультанты.

Силы конкурентной разведки

Силы конкурентной разведки представляют собой сотрудников, чьими непосредственными функциональными обязанностями является целеполагание, сбор данных, структурирование и хранение данных, анализ информации и ее распространение потребителям компании, то есть, сотрудников подразделения разведки. Надо сказать, что все чаще и чаще информационные подразделения служб безопасности корпораций в нашей стране начинают превращаться в службы разведки. Известный специалист по организации служб безопасности предприятий Василий Петрович Мак-Мак в последней редакции своей известной книги «Служба безопасности предприятия. Организационно-управленческие и правовые аспекты деятельности» не только включил в организационную диаграмму службы безопасности предприятия отдел разведки, но и приложил к общему описанию деятельности разработанное им положение о подразделении разведки, корпоративный нормативный документ, определяющий основные направления ее деятельности, функциональные обязанности ее сотрудников, права их во взаимоотношениях с другими подразделениями компании. Последнее немаловажно в связи с тем, что к силам деловой разведки корпорации относятся и сотрудники других подразделений компании, занимающиеся сбором и исследованием информации, поддерживающие коммуникацию с сотрудниками подразделениями разведки. Обратившись к иностранному опыту, как пример можно привести организационную структуру конкурентной разведки американской корпорации Motorola, которая была первой корпораций организовавшей такую структуру. Гибридная структура состоит из центрального отдела разведки, а также по одному-двум сотрудникам других подразделений, которым поручено поддерживать коммуникацию с отделом разведки. В совокупности в корпорации Motorola конкурентной разведкой занимается до 30 человек. Правильно построенное взаимодействие между подразделениями позволяет получить значительную экономию. Как показало исследование, проведенное в одной из европейских телекоммуникационных компаний, только за счет централизации закупки и обработки информации там за год экономится до 20 миллионов долларов. Необходимо сказать и о требованиях к высокому уровню интеллектуальных ресурсов, задействованных в работе службы деловой разведки. Это требует серьезного внимания к подбору персонала в службы ДР. Не смотря на, казалось бы, широкое предложение на рынке труда подобрать необходимых специалистов достаточно сложно.


Заключение


В заключение сделаем несколько важных выводов:

·    Конкурентная, понимаемая как аналитическое обеспечение важных управляющих решений, которые принимают менеджеры высшего уровня управления, - это один из инструментов менеджмента, роль которого в условиях конкурентной борьбы явно недооценивается многими российскими руководителями и предпринимателями.

·    Высокая эффективность службы конкурентной разведки может быть достигнута лишь в условиях высокого доверия к ней со стороны руководства фирмы. Такое доверие может быть оправдано только при правильном подборе руководителя службы КР и обеспечения ее необходимыми ресурсами для реализации различных вариантов сбора и аналитической обработки исходных данных.

·    Главное направление развития КР - широкое использование электронной документации, особенно из многочисленных, и, в первую очередь, крупных электронных баз данных, корпоративных информационных систем, использующих интернет-технологии, специальных компьютерных программ, прогнозирующих комплексов, систем мониторинга, отображающих и ситуационных центров.

·    Участие КР в обеспечении деятельности служб экономической безопасности позволяет резко повысить эффективность их деятельности по управлению общими рисками предприятий, управлению оптимальным расходованием корпоративных ресурсов на локализацию угроз бизнесу компании.


Список литературы


1.        Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. Новосибирск: Лада, 2005.

2.        Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Под ред. А.И. Добрынина. М.: ИНФРА-М, 2005.

3.        Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. СПб: Питер, 2005.

4.        Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 861 с.

5.        Кулешова А.Б. Конкуренция. – М.: Велби, 2006.

6.        Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-Пресс, 2006.

7.        Руди Л.Ю. Экономическая теория. – Новосибирск: НГУЭУ, 2005.

8.        Самуэльсон П., Нордхаус В.Д. Экономика. Учебное пособие.: Пер. с англ. – 15 изд. – М. Бином, 2006. – 800 с.

9.        Экономическая теория. / Под ред. Видяпина В.И. и др. – М.: ИНФРА-М, 2006.

10.   Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. – М.: ВЛАДОС, 2005.

11.   Экономическая теория. Учебник для ВУЗов / Н.В. Сумцова, Л.Г. Орлова, В.В. Пранович, и др.; Под ред. Н.В. Сумцовой, Л.Г. Орловой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 655 с.


[1] Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. Новосибирск: Лада, 2005.

[2] Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. – М.: ВЛАДОС, 2005.

[3] Самуэльсон П., Нордхаус В.Д. Экономика. Учебное пособие.: Пер. с англ. – 15 изд. – М. Бином, 06. – 800с.

[4] Экономическая теория. Учебник для ВУЗов / Н.В. Сумцова, Л.Г. Орлова, В.В. Пранович, и др.; Под ред. Н.В. Сумцовой, Л.Г. Орловой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 655 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.