Рефераты. Конфликты и их причины

3. Разработка нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций. Анализ конфликтов во взаимоотношениях работников показал, что существуют типичные проблемные и предконфликтные ситуации, обычно приводящие к конфликту. Конструктивное разрешение таких ситуаций можно обеспечить, разработав нормативные процедуры, позволяющие сотрудникам отстоять свои интересы, не вступая в конфликт с оппонентом. К подобным ситуациям относятся:

-  определение размеров заработной платы и других форм материального поощрения;

-  унижение руководителем личного достоинства подчиненного;

-  назначение на вакантную должность при наличии нескольких претендентов;

-  перевод сотрудника на новое место работы;

-  увольнение сотрудника и др.

Например, на предприятии освобождается должность руководителя одного из структурных подразделений и на нее, как обычно, претендуют, и вполне обоснованно, несколько управленцев. В этом случае велика вероятность возникновения конфликтных ситуаций между назначенным сотрудником и претендентами, которые считали себя более достойными назначения. Конфликты, связанные с назначением на должность, можно было бы свести к минимуму, если вовремя внедрить на предприятии понятную, справедливую, известную всем сотрудникам нормативную процедуру конкурсного назначения на вышестоящую должность.

4. Создание хороших условий труда:

-              удобная планировка рабочих помещений;

-              оптимальные характеристики воздушной среды, освещенности, электромагнитных и других полей;

-              цветовое оформление рабочих помещений в спокойных тонах;

-              наличие комнатных растений, аквариумов;

-              отсутствие раздражающих шумов.

Кроме того, большое значение имеет оборудование комнат психологической разгрузки, создание тренажерных залов в непосредственной близости от мест трудовой деятельности и т.п.

5. Сбалансированность рабочего места на предприятии, которая означает, что его функции должны быть обеспечены средствами, и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Обязанности и права должны быть взаимно уравновешены. Ответственность должна обеспечиваться соответствующей властью, и наоборот.

6. Профессиональный психологический отбор. «Кого отберешь, с тем и будешь работать». Соответствие работника максимальным требованиям, которые может предъявить к нему занимаемая должность, является важным условием предупреждения конфликтов. Назначение сотрудника на должность, которой он не в полной мере соответствует по своим профессиональным, нравственным, другим психологическим и физическим качествам, создает предпосылки для возникновения конфликтов между этим работником и его начальниками, подчиненными, сослуживцами. Поэтому, назначая на должности компетентных, порядочных, трудолюбивых, здоровых сотрудников, мы тем самым предотвращаем возникновение многих межличностных конфликтов.

7. Подготовка компетентных менеджеров различных уровней. Менеджера, прекрасно подготовленного, с солидным опытом управленческой деятельности очень сложно подобрать извне, со стороны. Поэтому нужно создавать условия для профессионального роста любого работника, а тем более – менеджера. Это связано не только с его будущим и будущим предприятия – это, в первую очередь, связанно с настоящим. Стабильность и успехи предприятия являются результатом, прежде всего, принятия оптимальных управленческих решений, определяющих деятельность других работников, особенно подчиненных. Некомпетентные управленческие решения провоцируют возникновение у руководителя конфликтов с теми, кто будет их исполнять и видит их непродуманность. Кроме того, необоснованная негативная оценка результатов деятельности также способствует возникновению предконфликтных ситуаций между оценивающим и оцениваемым.

Таким образом, учет ряда условий, обеспечивающих оптимальное функционирование предприятия, в значительной степени может снизить общей уровень конфликтности между работниками.

Если же конфликт назрел и его необходимо решить, то не следует забывать, что как бы ни был хорош стиль "сотрудничества", эффективный руководитель должен уметь пользоваться любым стилем, для достижения целей организации. Иногда, для того чтобы простимулировать другую сторону к сотрудничеству, полезно продемонстрировать силу. Бывают ситуации, когда руководитель должен уметь противостоять всему коллективу (тогда когда, для выживания организации требуются серьезные изменения, а персонал привык работать по старому). Тем более, что "нормальный" человек начинает думать только тогда, когда возникают проблемы. Мышление развивается в проблемных ситуациях. Конфликт может казаться лучшим способом для стимулирования изменений в организации. И это уже относится к сознательному планированию и использованию конфликтов для развития организации.


Заключение


Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явление большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу. Это нужно знать, и менеджеры и служащие должны понимать, что конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять.

Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом.

Конфликт также ставит служащих перед необходимостью постоянно общаться друг с другом и знать друг о друге чуть больше. Члены коллектива начинают лучше понимать своих коллег, становятся более чувствительны к проблемам других людей. Люди наконец оценивают необходимость понимания норм и желаний другого и невозможность быть свободным от общества, живя в нем.

Жить и работать вместе – непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения.

Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. И служащие, и менеджеры должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других.

Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.


Список использованных источников


1.         Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 3-е изд. – Мн.: «Новое издание», 2000. – 336 с.

2.         Баринов В.А. Антикризисное управление

3.         Мескон Основы менеджмента

4.         Конфликт со знаком «плюс»// Бизнес. – 1994. - № 3,4

5.         Фролов С.С. Социология. Учебник для ВУЗов. - М.: Наука, 1994

6.         Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов. – Л., 1977.

7.         Разрешение конфликта // Кентавр. – 1994. - № 4.

8.         Коломейцев П.А. Наука о конфликтах. – М.,1997.

9.         Тренев В.И., Магура М.И., Леонтьев С.В. Управление человеческими ресурсами при реализации проектов. Методика и опыт.–М.,2002. – 112с.

10.    Гончаров В. Руководство для высшего управленческого персонала

11.    Здравомыслов А.Г. Социология конфликта - М.: Аспект Пресс, 1996.

12.    Белов М.И. Конфликт на предприятии. – М., 1999.

13.    Отчетная документация ЗАО «Пинскдрев»,

14.    Бизнес-план предприятия 2003 и 2005 года,

15.    Пояснительная записка 2004 года.


Анкета


Студентка ПФ БГЭУ Горохова О. С. проводит на Вашем предприятии социологическое исследование по определению степени напряженности отношений между сотрудниками. Ваши ответы на вопросы этой анкеты помогут определить степень доверия в коллективе и разобраться в причинах конфликтов, если они существуют. Данная анкета проводиться анонимно, фамилию указывать не надо.

Пометьте галочкой номера своих ответов. (Ответов может быть 1 или несколько)

1                   Беспокоят ли вас отношения в коллективе?

¨    Да, беспокоят

¨    Нет, не беспокоят

¨    Затрудняюсь ответить

2                   Хотели бы Вы что-нибудь изменить в отношениях с Вашими коллегами?

¨    Да

¨    Нет

¨    Скорее да, чем нет

¨    Скорее нет, чем да

¨    Затрудняюсь ответить

3                   Вы конфликтный человек?

¨    Да

¨    Нет

¨    Затрудняюсь ответить

4                   Как бы Вы охарактеризовали свое отношение к коллегам?

¨    Меня устраивает мой коллектив

¨    Я бы хотел(а) работать в другом коллективе

¨    Положительное отношение к большей части сотрудников

¨    Отрицательное отношение к большей части сотрудников

¨    Напряженные отношения с некоторыми личностями

¨     (свой вариант)

5                   Часто ли вы обсуждаете возникающие проблемы всем коллективом?

¨    Всегда

¨    Часто

¨    Иногда

¨    Редко

¨    Никогда

6                   Возникают ли у Вас разногласия с руководителем?

¨    Да, всегда

¨    Иногда

¨    Нет, никогда

7                   Если да, то как вы считаете, почему?

¨    Руководитель меня не понимает и не хочет понять

¨    Личная антипатия

¨    Различия во взглядах, мнениях

¨    Различия в манере поведения и жизненном опыте

¨    Моя некомпетентность по некоторым вопросам

¨    Плохое настроение руководителя

¨    (свой вариант)

8                   Из-за чего чаще всего возникают конфликты между Вами и другими работниками?

¨    По вопросу оплаты

¨    Из-за несоответствия возложенных функций и обязанностей

¨    Слишком большой объем работы

¨    Работа в праздники, выходные

¨     (свой вариант)

9                   Учитывается ли Ваше мнение при принятии решения по какой-либо проблеме, в которой Вы принимаете непосредственное участие?

¨    Всегда

¨    Часто

¨    Редко

¨    Иногда

¨    Никогда

10              Хорошо ли Вы знаете свои права, обязанности и возложенные на Вас функции?

¨    Да

¨    Нет

11              Вам нравится ваша работа?

¨    Да

¨    Нет

¨    Затрудняюсь ответить

12              Есть ли у Вас шанс продвижения по карьерной лестнице?

¨    Да

¨    Нет

¨    Затрудняюсь ответить

13              Вас устраивают те условия труда, которые существуют на предприятии?

¨    Да

¨    Нет

¨    Затрудняюсь ответить

14              Зависит ли результат Вашей работы от настроения, нежелания осуществлять определенный вид деятельности именно в это время?

¨    Да

¨    Нет

¨    Затрудняюсь ответить

15              Имеете ли Вы достаточный объем ресурсов (информационных, трудовых, материальных и т.п.) для осуществления своих функций и обязанностей?

¨    Да

¨    Нет

¨    Затрудняюсь ответить

16              Ваш возраст

¨    до 20 лет

¨    от 21 до 27 лет

¨    от 28 до 35 лет

¨    от 36 до 45 лет

¨    старше 45 лет

17              Укажите свой пол:

¨    Мужской

¨    Женский

18              К какому классу работников Вы относитесь?

¨    Рабочий

¨    Служащий

¨    Обслуживающий персонал

¨    Администрация

¨    Работник среднего звена

¨    (свой вариант)

Спасибо за ответы.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.