2.1.3 Концепция создания российской теории менеджмента
Данная концепция исходит из полного учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо. Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета.
2.2 Особенности формирования российского менталитета
Формирование российского менталитета происходит под влиянием следующего комплекса факторов [2, с. 156]:
1 Геоклиматические (географическое положение, рельеф, климат местности).
2 Этноисторические (общность исторических изменений (образ жизни славян в лесах, занятие переложным земледелием и всем тем, что связано с этим процессом)).
3 Социально-экономические изменения (длительное господство в системе земельных отношений России общины, как определенного социального института).
4 Религиозные (формирование спектра нравственных ценностей русского народа на основе православной ветви христианской религии).
Формирование особенностей менталитета русского народа происходит, во-первых, под влиянием всего комплекса необходимых условий, причем необходимые условия здесь выступают достаточными.
Хотя понятие «необходимые условия» не совпадают с понятиями «обстоятельства, среда, обстановка». Во-первых, эти понятия отражают полную совокупность объектов, составляющих окружение в данном случае особенностей русского менталитета. Во-вторых, эти понятия отражают лишь те обстоятельства, которые являются внешними по отношению к российскому менталитету, тогда как в условия входят и внутренние характеристики самого объекта (менталитет русского народа).
Особое значение приобретает выделение типов условий, влияющих на формирование особенностей менталитета русского народа:
- структурные условия (природные, социальные, духовные);
- функциональные, играющие определенную роль в деятельности по формированию особенностей российского менталитета (длительная консервация общины в России приводила к формированию целого ряда особенностей русской ментальности: таких особенностей поведения русских, как коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручка в труде; формирование специфических нравственных качеств людей, таких как сострадательность, сочувствие чужому горю).
Таким образом, под влиянием всего комплекса условий возможно формирование особенностей российского менталитета. Эти условия начинают действовать разновременно: вначале включаются природные факторы, затем особенности жизни и занятий сельским хозяйством населения, а отсюда уже особенности формирования менталитета русской нации.
3. Закон соответствия менеджмента менталитету
3.1 Основные черты закона соответствия менеджмента менталитету
В настоящие время признано, что национальный и региональный менталитеты – важнейший фактор, влияющий на формы, функции и структуру управления. Однако констатации этого факта еще недостаточно. Между менеджментом и менталитетом существует более глубокая сущностная взаимосвязь.
Существует ряд определений менталитета.
Менталитет – это совокупность исторически сложившихся психологических особенностей поведения нации, это определенное социально-психологическое состояние субъекта – нации, народности, народа, его граждан, – запечатлевшее в себе (не «в памяти народа» , а в его подсознании) результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета.
Менталитет – подсознательная социально-психологическая программа действий и поведения отдельных людей, нации в целом, проявляемая в сознании и в практической деятельности людей. Источник ее формирования – совокупность психологических, социально-экономических, природно-климатических явлений, действующих на протяжении длительной эволюции страны.
Проявление данной программы поведения людей сказывается на различных сферах человеческой деятельности: быту, общении, производстве. Значительное влияние она оказывает на управление. Человек не может быть свободным от общества, от самого себя, своей ментальности. При этом он всегда находится в определенной иерархической системе: или подчиняет и руководит, или подчиняется. Даже в одиночестве он руководит своими действиями, поступками, исходящими подсознательно из его ментальности. Следовательно, управление есть форма выражения ментальности.
Если человек привык к групповой жизни, то специфической основой, формирующей систему управления, является опора на коллектив, коллективный контроль и принятие решений.
Преобладание трудолюбия, бережливости, пунктуальности также будут определять формы и методы управления, пронизывать поведение, действия управленцев. Последним необходимо учитывать их, играя на человеческих слабостях и сильных сторонах характера.
Таким образом, управление – форма проявления внутренней, глубинной социально-психологической программы, заложенной в человеке. В этом качестве менталитет – всеобщая основа поведенческого менеджмента, его элемент, его существенная сторона. В этом проявляется соответствие менеджмента менталитету.
Наличие соответствия не отрицает противоречий между менеджментом и менталитетом. Противоречия возникнут, если начать осуществлять наказание на производстве, при построении системы управления без опоры на коллективизм, уважения к старшим.
Итак, «менталитет – менеджмент», их соотношение, соответствие и противоречие выступает как содержание и форма, как сущность и явление. Они находятся в неразрывной объективно обусловленной, постоянно повторяющейся взаимосвязи, которую можно квалифицировать как «закон соответствия менталитета и менеджмента». Соответствие между менеджментом и менталитетом обуславливает относительно устойчивую систему производства, сглаживает противоречия между управляемыми и управляющими, способствует преодолению кризисных ситуаций. Соответствие между менеджментом и менталитетом – одна из основополагающих черт равновесия социальных систем, характеризуемых отсутствием социальных конфликтов. Пример этого, экономическое развитие США, Франции, Англии и Германии в 90-х гг. 20 в.
Противоречие в системе «менталитет – менеджмент» является одной из причин, обуславливающих зарождение и продолжительность социально-экономических кризисов. Яркий пример Россия, где переход к рынку и связанная с этим необходимость реформирования системы управления предполагает приведение ее в соответствие со спецификой российского менталитета.
3.2 Формы проявления закона соответствия менеджмента и
менталитета
Закон соответствия менеджмента менталитету означает, что определенной ментальности, каждой конкретной черте национального характера, стороне менталитета в целом соответствуют адекватные формы, виды, системы менеджмента. Исходя из этого, можно составить общую таблицу соответствия менеджмента менталитету (Таблица 1).
Таблица 1 - Соответствие менеджмента менталитету
№ п/п
Черты менталитета
Обусловленные чертами менталитета особенности управления
А
1
Индивидуализация сознания, повышенное чувство собственного достоинства
Ориентация на личность, оплата по личному вкладу, личные способности – двигатель карьеры
2
Стремление к обособленности
Формальные отношения на производстве, формирование рабочих мест, учитывающее независимость работника; управленческое решение зависит от чувства собственного достоинства работника
3
Прагматизм
Целеустремленность руководителей и подчиненных; выбор главного, основного направления, обеспечивающего достижение цели; личные взаимоотношения подавляются, когда это мешает достижению поставленной цели
4
Рационализм
Главной чертой управления становится выбор оптимального решения, рациональные отношения в коллективе, отсутствие излишеств и нагромождений в системе управления
5
Стремление к богатству
Дисциплина и рост в карьере определяется уровнем заработной платы, управленческие решения основаны на выгоде, основной мотив управленческих решений – деньги
6
Пунктуальность
Облегченные формы контроля за рабочим процессом, высокий уровень дисциплины, слаженность систем управления
7
Консерватизм
Неприемлемость нововведений, почитание руководителя, высокое качество, поддержка существующей организации труда, установившейся производственной структуры
8
Трудолюбие
Высокая производительность при всех прочих равных условиях, отсутствие жестких управленческих решений по отношению к персоналу
9
Аккуратность
Высокое качество, высокая культура управления, управленческая установка на непрерывный рост качества, высокая исполнительность
Заключение
В заключении необходимо отметить, что менталитет русского народа сказывается практически на всех сферах их жизнедеятельности. Он оказывает большое влияние на окружающих. Если рассматривать конкретно на примере организации, то руководитель с определенным сформировавшим у него менталитетом будет управлять людьми. А от этого уже будет зависеть эффективность деятельности организации.
Вообще, менталитет человека, в данном случае руководителя организации, заложил позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения руководителей с новыми взглядами и установками. Теперь они умеют учреждать и организовывать бизнес, заключать сделки, рационально хозяйствовать, знают, как удешевить производство и объем товаров, найти поставщика и потребителя. Они заботятся о собственной репутации и имидже организации.
Подводя итоги сказанного, выявлено, что, знания условия формирования российского менталитета, можно определить оптимальные пути развития российского общества, организации и всего мира в целом.
Цель, поставленная в начале контрольной работы, была выполнена. В данной работе были рассмотрено такое понятие, как менталитет, также рассмотрены основные концепции формирования российского менеджмента и менталитета, были определены основные особенности и моменты закона соответствия менеджмента менталитету.
Список использованных источников
I Научно-методическая литература
1 Арсеньев Ю.Н. Организационное поведение: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 399с.
2 Баринов В.А. Организационное проектирование: уебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 398с.
3 Карташова Л.В. Организационное поведение: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 219с.
4 Сергеев А.М. Организационное поведение: учебник. – М.: Академия, 2005. – 298с.
5 Соломанидина Т.О. Организационная культура в таблицах, тестах, кейсах и схемах: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 394с.
6 Шаталова Н.И. Организационная культура: учеб. изд. – М.: Экзамен, 2006. – 653с.
Страницы: 1, 2