Из приведенной таблицы видно, насколько сложной и многообразной может быть коммуникационная система предприятия. При этом перечень контактных целевых групп и задач целевого воздействия предприятия на эти группы не следует считать исчерпанным. В каждой конкретной рыночной ситуации могут возникнуть совершенно новые (более узкие или более широкие) контактные аудитории, требующие определенного целевого воздействия со стороны предприятия для получения положительного эффекта в рамках его хозяйственной и коммерческой деятельности. Планирование и осуществление на практике маркетинговых коммуникаций - дело творческое, не терпящее рутины.
8. Коммуникационные сети
Коммуникационная есть - это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.
В приложении 2 отображена межличностная коммуникационная сеть руководителя групп в организации.
В данном случае рассматриваются не индивиды, как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает в себя потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением.
Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей.
Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненному. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации:
- между заместителями;
- между начальниками отделов;
- между подчиненными.
Диагональные связи - это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление. Размеры подразделений в организации ограничивают возможности развития коммуникационной сети. Например, коммуникационная сеть в группе из 12 человек более разнообразная и сложная, чем в группе из трех человек. В зависимости от того, как построены коммуникационные сети, деятельность группы может отличаться большей или меньшей эффективностью.
Существуют образцы коммуникационных сетей для групп одной и той же или разной численности.
В сетях типа «кружок» члены группы могут взаимодействовать только с теми, кто расположен рядом с ними.
В сетях типа «колесо» подчиненные взаимодействуют друг с другом через своего начальника. Объективная основа такой ситуации заключается в том, что лицо, находящееся в центре колеса имеет больше коммуникационных связей, чем другие члены группы.
Всеканальные сети представляют полностью децентрализованные группы. Обычно это требуется когда необходимо участие всех в решении сложных проблем. Значение типов коммуникационных сетей важно для понимания отношения власти и контроля в организации.
9. Информационные технологии и коммуникации в процессах управления
Коммуникации в нашем быстро меняющемся мире являются основным компонентом успешной работы менеджера. Применение компьютерной техники существенно повысило оперативность работы любой организации. Сокращается время доступа к информации, время реакции руководства на изменение составляющих рынка. В настоящее время наблюдается тенденция к созданию так называемых интегрированных пакетов, которые вмещают в себя возможности и текстовых редакторов, и таблиц, и графических редакторов. Наличие большого числа различных программ для выполнения в сущности одинаковых операций - создания и обработки данных обусловлено наличием трех различных основных видов информации: числовой, текстовой и графической. Для хранения информации чаще всего используются СУБД, которые позволяют соединять все эти типы данных в единое целое. Сейчас идет бурное развитие двух других видов информации: звуковой и видеоинформации. Для них уже созданы свои редакторы и не исключено что в скором времени эти виды информации станут неотъемлемой частью большинства баз данных.
Широкое развитие информационно-коммуникационных технологий изменило взгляд на современные методы управления. Активное использование Интернета, мобильной и спутниковой связи заставляет корпорации перестраивать бизнес-модели и организационную структуру под новую электронную основу. Внедряя информационные технологии для взаимодействия с другими субъектами рынка (потребителями, поставщиками, кредиторами), предприятие получает возможность быстрого и гибкого реагирования на изменения во внешней среде.
Информационные потоки становятся все более широкими и динамичными, объем информации, необходимой для принятия решений, сокращается. Без современных способов обработки, хранения и передачи информации обеспечить эффективные коммуникации предприятия невозможно.
Задача, однако не сводится только к внедрению компьютеров и других технических средств в производственно- хозяйственную деятельность предприятия. Необходимо провести комплексную автоматизацию бизнес-процессов, предусматривающую интеграцию внутренней и внешней информационной среды предприятия через Интернет.
Под термином «информационные технологии в корпоративном управлении» традиционно понимают комплексные системы автоматизации управления. Известны и другие их названия – системы масштаба предприятия, корпоративные и информационные системы (КИС), корпоративные системы управления (КСУ), автоматизированные системы управления (АСУ).
Основное назначение информационных систем – оперативное предоставление непротиворечивой, достоверной и структурированной информации для принятия управленческих решений. Такие системы образуют единое информационное пространство предприятия, его управленческих служб.
Комплексные системы автоматизации управления обычно представляют собой универсальные решения, пригодные для различных типов предприятий. Ориентированные в первую очередь на крупные многопрофильные структуры предприятия комплексные системы автоматизации не только предлагают развитый набор функций, но и обеспечивают надежное хранение и обработку больших объемов информации. Современные информационные технологии, коммуникации и Интернет позволяют решать задачи удаленного доступа к единой базе данных, актуальные для корпоративного управления.
Практически все программные средства, используемые в корпоративном управлении, представляют собой регистрирующие факты и документы финансово-хозяйственной деятельности для построения различных отчетов и справок. В базу данных вносится структурированная информация, связанная между собой справочниками, классификаторами, параметрами и формами типовых документов. По имеющейся в базе данных информации инструментальными средствами готовится «разрез» отчетов и справок. Получив отчеты и справки, часто называемые аналитическими, руководство может принимать обоснованные управленческие решения.
Использование программного обеспечения на любом предприятии неизбежно влечет в той или иной степени реорганизацию его деятельности. Нельзя слепо подчинять имеющиеся программные и системные возможности руководителю того или иного уровня процесса управления, так же как и буквально следовать заложенным в систему принципам и методам выполнения процедур, обработки и представления информации.
10. Инновационные коммуникации
Коммуникация как деятельные отношения и управление этими отношениями базируется на системе взглядов по экономической оптимизации инноваций.
Во-первых, оптимизация коммуникаций возможна только при рационализации их совокупности на всем инновационном пути либо путем оптимизации значительных участков этого пути. Для решения такой задачи необходимо с системных позиций подходить к выбору коммуникативных отношений, структуризации управления, к проектированию взаимосвязанных процессов движения ресурсов в инновациях.
Во-вторых, учитывая социально-экономическое содержание инновационной системы, коммуникативные отношения строятся в ней не столько менеджерами, сколько за счет сети субъектных отношений.
В-третьих, возникающие издержки коммуникаций на протяжении всего инновационного процесса (рекрематической цепи) можно рассматривать как плату за партнерство субъектов инновации. Чем выше способность инновационной системы к адаптации в условиях все возрастающей неопределенности окружающей среды, тем более эффективными являются инновационные коммуникации.
Охарактеризуем основные общие свойства системы инновационных коммуникаций:
• первое — система инновационных коммуникаций есть целостная совокупность экономических отношений субъектов инновации;
• второе — между субъектами такой системы действуют существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества системы;
• третье — коммуникации между субъектами инновации определенным образом упорядочены, т.е. присутствуют черты организации;
• четвертое — система инновационных коммуникаций обладает интегративными качествами.
Указанные свойства коммуникаций проявляются всегда, когда они наполнены инновационными потоками, имеющими определенную целевую направленность и динамику.
10.1 Особенности инновационных коммуникаций
В инноватике постоянно предпринимаются попытки построения единой теории инновационного процесса от начала до конца, т.е. когда этот процесс рассматривается во взаимосвязи стадий создания и коммерциализации новшеств. В результате было замечено, что эффективность инновационного процесса обеспечивается не столько результативностью каждого этапа инновации, сколько надежностью «стыков», скоростью перехода от любого предыдущего этапа к последующему. Динамика и результаты создания и реализации новшеств зависят в первую очередь от самих участников инноваций и их взаимодействия.
Наиболее полная коммуникация субъектов инновации возникает на этапах активации и освоения новшества в производстве.
Инновационные коммуникации и характерные для них отношения возникают там, где участники инновации вступают в рыночные отношения и обмениваются информацией по предмету и объекту нововведения, а также (и это главное) разделяют будущий результат и несут риски, связанные с ним.
10.2 Повышение эффективности коммуникаций в инновациях
Повысить эффективность коммуникаций в инновациях можно путем реализации партнерских отношений, охватывающих максимально возможные фазы (стадии) инновационного процесса в каждом конкретном случае.
Теоретически основные субъекты инноваций могут выступать партнерами с момента начала разработки базового новшества до его полной коммерциализации.
Наиболее долговременной коммуникацией являются отношения между инвестором и производственным предпринимателем, так как они теоретически могут осуществлять совместную инновационную деятельность на пяти основных этапах жизненного цикла инновации. Но он может быть партнером предпринимателя на стадии производства, если примет решение о реинвестировании капитала, что зависит от участия в капитале субъекта нововведения.
Хорошую перспективу в создании эффективных коммуникационных связей при нововведениях в материальном производстве имеют некоммерческие партнерств (НП). Главной целью юридических и физических лиц объединенных в НП, является развитие инновационного потенциала и имущества в социально значимой облает деятельности граждан и юридических лиц. Основными задачами и предметом деятельности инновационных партнеров являются управление научными и инновационными проектами, направленными на повышение конкурентоспособности партнеров, привлечение средств инвесторов, организация потребительского спроса на новшества. Деятельность инновационных партнеров будет содействовать получению и использованию прав интеллектуальной и промышленной собственности, развивая рынок инвестиционных товаров.
Заключение
Любой российской промышленной компании предстоит перманентно реорганизовывать свой бизнес с целью перехода в область наукоемкого производства, осваивать смежные предпринимательские сферы. Одной из сильных сторон такой политики становится скорость инновационных преобразований.
Процесс управления – информационный процесс, включающий в себя формирование, восприятие, передачу, обработку и хранение информации. Понятно, всякое управление, в том числе персоналом, не сводится только к информации, но и не мыслимо вне информации. Именно поэтому всегда будет потребность в людях, обладающих опытом работы области информационных коммуникаций. Ведь эффективные коммуникации – это одна из составляющих успеха любого бизнеса.
Понимание механизма коммуникационных процессов позволяет сформировать эффективную систему бизнес-коммуникаций (обмен информацией и деловое взаимодействие) компании. Коммуникации встроены во все виды управленческой деятельности, они являются связующими звеньями, оказывающими существенное влияние на эффективность всех процессов, происходящих в организации.
Безусловно, существует множество преград на пути успешного осуществления коммуникаций. Распространенными препятствиями на путях обмена информацией в организации служат фильтрация плохих новостей подчиненными, перегрузка информационной сети и неудовлетворительная структура организации. Плохая обратная связь и неумение слушать мешают эффективному обмену информацией. Следовательно, тормозятся и другие процессы управленческой деятельности, что в свою очередь приостанавливает успешное развитие организации.
Таким образом, мы видим, что от развития коммуникаций зависит успех управленческой деятельности. Поэтому менеджеру приходится постоянно следить за протеканием коммуникационных процессов, контролировать их эффективность и целенаправленность.
Литература
1. Коротков Э. М. Концепция менеджмента - М., 1997 г.
2. Ковалев Г. Д. Инновационные коммуникации – М., 2000 г.
3. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации – М., 2002 г.
4. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента – М., 2004 г.
5. Бизнес-коммуникации // Служба кадров, 2002, №10.
6. Маркетинг взаимодействия: философия и методология межфирменных коммуникаций // Маркетинг, 1999, №3.
7. Изменения и внутрифирменные коммуникации // Управление персоналом, 2002, №10.
Приложение 1
Приложение 2
Межличностная коммуникационная сеть руководителя групп в организации
[*] Ли Якокка. Карьера менеджера. / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. – С. 75.
[†] Там же. – С. 75.
* Ли Якокка. Карьера менеджера: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. – С.179.
* Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. – М.: Политиздат, 1989
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5