Рефераты. Как стать бизнес-тренером: ценности, мотивация, навыки

Потребность в достижениях — это профессиональные амбиции тренера, его стремление к постоянному совершенствованию в работе, а также способность идти навстречу вызовам, возникающим в ходе профессионального развития. Тренерство — такой вид деятельности, где подтверждение компетентности требуется ежедневно, при каждом выходе в центр группы, причем не только для молодых тренеров, начинающих свой профессиональный путь, но и для опытных и известных, у которых за плечами успешные тренинги и интересные публикации. Как только тренер начинает успокаиваться и "почивать на лаврах", его карьера идет на спад: всегда найдется слушатель, задающий каверзные вопросы, и участник, аргументированно доказывающий, что тренер не прав. Если тренер чего-то не знал, после окончания тренинга он должен оперативно повысить свою компетентность: прочитать в Интернете или специальной литературе, расспросить коллег или экспертов из других областей, подумать, изменить свое мнение, исправить ошибку.

Потребность в лидерстве проявляется в желании осуществлять влияние, управление и контроль над ситуацией и другими людьми в условиях тренинга. По существу такая потребность связана с наличием лидерского потенциала и организаторских способностей. Лидерство тренера базируется на его высокой компетентности и опыте. Он должен владеть информацией, примерно в четыре раза большей, нежели требуется для актуального контакта. Если тренер сомневается при ответе, то демонстрировать это не стоит, лучше сказать так: "Давайте обсудим эту точку зрения!" — или так: "Есть ли другие мнения в группе?" Он сохранит инициативу, обращаясь к групповому ресурсу (опыту и знаниям участников). Если тренер неуверенно отвечает на вопросы и со страхом реагирует на возражения, участники испытывают тревогу и сожаление, что они выбрали этот тренинг и этого тренера. По статистике, неудовлетворенный и разочарованный клиент расскажет двенадцати своим коллегам и друзьям о неудачном тренинге. Такое негативное "сарафанное радио" существенно снижает неформальный рейтинг тренера на рынке бизнесобразования.

Потребность в новизне проявляется в желании бизнес-тренера постоянно получать новую информацию, впечатления, налаживать контакты с новыми людьми. Работа тренера проектная (она завершается при окончании тренинга). У тренера всегда новые группы и участники, регионы и программы. В настоящее время в условиях нестабильной экономики, когда уменьшаются бюджеты на обучение персонала, активно работают тренеры, имеющие широкую специализацию. Такой специалист должен уметь не только проводить тренинги по разным темам, но и консультировать, давать интервью, писать статьи и книги. В условиях стабильной экономики, когда активность заказов на обучение достаточно высока, чтобы избежать рутины и однообразия, тренер должен вводить в свои программы новые игры и упражнения. Кроме этого, если у тренера развита потребность в новизне, он придумывает для себя новые внутренние установки. Желательно, чтобы они были актуальными. Например, сейчас отлично звучат призывы к преодолению кризиса и сохранению оптимизма. При этом их нужно не только проговаривать, но и демонстрировать в своем настроении и поведении на тренинге. Свежесть, яркость и новизна всегда привлекают группу.

Потребность в творчестве проявляется в направленности тренера на решение новых, нестандартных проблем, разработку креативных программ, формулировку новых идей. В условиях тренинга полезны "мозговые атаки" по нерешенным вопросам, в которых участвует большинство слушателей, это придает тренингу поисковый характер и создает условия творческой свободы в группе.

"Мозговая атака" может проводиться не только в группе, но и индивидуально. "Атакуй свою голову!" — такой призыв я услышала от одной из участниц. Другими словами, умей самостоятельно находить ответы на сложные вопросы, проявляя гибкость и креативность.

Потребность тренера в общении — это его способность активно коммуницировать с участниками в ходе тренинга, никогда не проявляя усталости и раздражения. Кроме того, тренер общается со слушателями в кофе-паузах и во время обеденного перерыва. Нередко именно в неформальных зонах слушатели задают самые интересные вопросы, и на них необходимо ответить. Желательно, чтобы тренер принимал участие в выездных тренингах во внеучебное время, корпоративах. В этом случае, правда, рекомендуется держать разумную дистанцию, не смешивая профессиональное и личное. После тренинга тренер общается со слушателями в режиме онлайн: высылает дополнительные материалы, консультирует, отвечает на вопросы, разбирает кейсы. Это может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.


НАВЫКИ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА


Динамика творческого потока на тренинге обеспечивает погружение слушателей в процесс. Такие условия облегчают обучение серьезным, сложным темам за короткое время. Проще говоря, если люди забывают о своих рабочих проблемах и мобильных телефонах и полностью погружаются в обучение, это один из лучших показателей эффективной реализации тренинга. Учебно-развивающий динамический процесс активного обучения на тренинге имеет шесть стадий:

1) начало контакта;

2) подъем и мотивация;

3) сопротивление и возражения;

4) высшая точка;

5) успокоение;

6) завершение.

Наличие эффективных навыков позволяет тренеру на каждой стадии обучения быть в центре событий, выступая ключевым фактором развития.

Начало контакта — 80% успеха тренинга

Перед началом тренинга люди собираются в учебной аудитории. Они заняты своими делами: пьют кофе, разговаривают по телефону, что-то записывают, молчат, смотрят в окно и т.п. У каждого свои проблемы и заботы. За несколько минут до начала они рассаживаются по своим местам и постепенно настраиваются на обучение: выключают телефоны, листают раздаточный материал, с ожиданием смотрят на тренера. В этот момент у разных людей возникает общее состояние готовности к обучению.

Наступает время занятия, и тренер выходит в центр. Приветственные слова, его внешний вид, настроение, выражение лица — все это начинает работать на позитивный результат обучения с первых минут контакта с аудиторией. Пока люди только начинают включаться в обучение, рассматривают тренера и стремятся его понять.

Некоторые из слушателей знают тренера по его книгам и статьям, видели его фотографию в Интернете. Другие видят и слышат его в первый раз. В любом случае происходит общее знакомство тренера с группой и группы с тренером. Важно, что в эти 10–15 минут происходит зарождение творческого потока, в котором инструментом и ведущим фактором является тренер.

Задача тренера — сделать группу единым коллективным субъектом и повести за собой. У людей должно возникнуть общее желание двигаться к цели, получать информацию, опыт. Выходя с особым настроем, тренер заражает этим состоянием слушателей, погружает их в особую действительность, более насыщенную, интенсивную и яркую, нежели их жизнь и работа. Итак, в момент начала тренинга тренер:

􀁑 привлекает внимание группы;

􀁑 удерживает внимание слушателей, концентрируя его на теме занятия;

􀁑 презентует себя, вызывая интерес и доверие;

􀁑 устанавливает оперативный эмоциональный контакт с аудиторией.

Подъем и мотивация

Стадия подъема и мотивации наступает сразу же после начала контакта и обычно продолжается до получаса. Увлекая за собой, тренер активизирует внимание слушателей, поднимает их энергию и мотивирует на обучение. На этой стадии участники определяют, будет ли им интересна тема тренинга, смогут ли они проявить доверие к тренеру, оправдаются ли их ожидания. В случае успеха тренер увидит заинтересованные глаза слушателей. В противном случае многие участники будут открыто демонстрировать раздражение и неприятие. Понять их можно: они оплатили занятия и теперь тратят свое свободное и рабочее время. Как клиенты, они имеют полное право получить высококачественный учебный продукт. Обращать внимание на невербальные сигналы необходимо в течение всего тренинга, но особенно в начале и на стадии подъема: еще есть время сменить тактику ведения группы, при необходимости добавить темы, интересные для большинства участников. На этой стадии важны способности тренера к:

􀁑 четкому и структурированному изложению материала, логичному выстраиванию учебного занятия;

􀁑 передаче мотивации к обучению и развитию;

􀁑 постоянной диагностике состояния участников группы;

􀁑 консолидации участников в единую группу.

Сопротивление и возражения

Сопротивление и возражения — признак того, что стиль тренера и тема тренинга "цепляют" слушателей, не оставляют их равнодушными. Кроме того, многие участники именно на этой стадии освобождаются от мыслей о работе и включаются в процесс. Роль тренера здесь особенно важна. Возражают всем, даже самым успешным и опытным. Бояться этого не следует, даже наоборот, нужно радоваться. Позитивное отношение тренера к возражениям помогает ему сохранить уверенность, лидерскую позицию. Также тренер должен продемонстрировать силу характера, решительность и компетентность. Известно, что информации по учебной теме нужно знать больше, нежели заявлено в программе. В этом случае всегда есть возможность сформулировать дополнительный аргумент, привести яркий пример, разобрать кейс из практики работы конкретной компании. Если тренер успешно преодолел возражения, люди, признавая его авторитет, начинают раскрываться, вступать в активный диалог, задавать вопросы, высказывать свое мнение и делиться опытом. Если же справиться с сопротивлением не удалось, не стоит терять присутствия духа. Нужно постараться выдержать удар, преодолеть неприятные ощущения и в будущем учесть свои ошибки. На этапе возражений тренер демонстрирует следующие навыки:

􀁑 разнообразный и широкий профессиональный опыт;

􀁑 правильную самооценку, уверенность в себе;

􀁑 позитивное мышление;

􀁑 способность к внимательному и активному слушанию;

􀁑 умение работать с возражениями;

􀁑 ведение дискуссии.

Высшая точка

Если тренинг проходит в активном режиме и группа включена в интересную работу, все чувствуют радость и удовольствие, происходит полное растворение в происходящем, люди забывают о работе, время летит незаметно. В конце учебного дня многие восклицают: "Как быстро прошел день!" Нередко сравнивают роль современного тренера с ролью древнего шамана: он побуждает людей петь, танцевать и т.д. Нам всем хочется хоть на некоторое время уйти от реальности, почувствовать драйв и свободу. Это и случается на хорошем тренинге. В таком состоянии формирование новых навыков происходит легко. Уставшие от офисной работы люди меняются на глазах, полностью включившись в интересный и увлекательный процесс обучения. На этой стадии бизнес-тренер должен обратить внимание на следующие качества:

􀁑 способность повести за собой людей (лидерство);

􀁑 харизматичность, умение зарядить энергией слушателей;

􀁑 высокая работоспособность.

Успокоение (формулирование выводов)

В конце занятия тренер всегда формулирует выводы по теме, а также перечисляет результаты тренинга. Довольно часто участники высказываются по кругу, говорят о своих впечатлениях, профессиональных и личных результатах, которых они могут достичь посредством тренинга. Подведение итогов обычно проходит в спокойном режиме. Люди чувствуют, что день прошел не зря. На этом этапе обучения тренер должен уметь:

􀁑 анализировать, формулировать профессиональные и коммуникативные результаты;

􀁑 позитивно оценивать участников, выделять успешные действия каждого.

Завершение тренинга

По окончании правильно построенного тренинга каждый участник может сказать, что у него "выросли крылья". Люди провели вместе день (несколько дней), участвовали в дискуссиях, радовались, переживали, боролись, размышляли и т.п. Теперь они должны покинуть учебную аудиторию воодушевленные, готовые на подвиги и свершения, чувствуя силы и уверенность в себе. В этот момент я обычно говорю: "Все у нас получится! Все будет отлично! У каждого будут достижения!" Завершая тренинг, тренер должен:

􀁑 проявить оптимизм в отношении будущего;

􀁑 быть уверенным в позитивных результатах обучения.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.