Для целей успешного функционирования современной экономики показатель стоимости, рассматриваемый в качестве интегрированного экономического показателя, наиболее предпочтителен по сравнению с показателями дохода, рентабельности или их динамики. Не случайно управленческий менеджмент в развитых странах все больше внимания уделяет концепции управления деятельностью предприятия, основанной на создаваемой им стоимости. Невозможно принимать эффективные управленческие решения, не обладая полнотой информации, а ведь ни один другой показатель деятельности предприятия не содержит столь полной информации, как стоимость. В отличие от других показателей деятельности предприятия стоимость не бывает краткосрочной. Стоимость предприятия интегрирует в себе показатели, отражающие внутреннее положение предприятия и его место в окружающей среде, что и позволяет сопоставлять положение различных экономических субъектов.
Из значимости показателя стоимости вытекает необходимость ее оценки и использования полученных результатов в управленческой деятельности. Следовательно, оценка стоимости предприятия может рассматриваться как действенный метод определения в стоимостном выражении результатов его деятельности; эффективными методами управления, применяемыми в целях достижения наилучших результатов хозяйственной деятельности предприятия, должны быть методы, учитывающие оценку его стоимости в процессе изменений деятельности, и, в первую очередь, в результате внедрения вариантов реструктуризации.
Стратегия развития (реструктуризации) предприятия должна быть разработана на краткосрочный (оперативный) и на долгосрочный периоды. Стоимостная оценка разработанного менеджерами предприятия стратегического план его развития (реструктуризации) позволяет сравнивать варианты решения стоящих перед предприятием проблем с точки зрения единой цели, одного критерия эффективности – повышения его стоимости. Стратегическое планирование выступает основой для эффективного оперативного планирования, поскольку в оперативном планировании следует исходить из стратегических задач. В то же время достигнутые в краткосрочном периоде результаты позволяют корректировать долгосрочные (стратегические) планы.
Проблемы реструктуризации предприятий и оценки их стоимости в целях реструктуризации относятся к так называемым слабоструктурируемым, которые характеризуются не только количественными, но и качественными зависимостями между элементами проблемы, что значительно усложняет процесс решения проблемы и оценки эффективности вариантов решений.[7]
Процедура реструктуризации предприятий осуществляется с соблюдением требований нормативно-правовых актов, действующих на момент ее проведения. Базовыми документами, регламентирующими порядок осуществления реструктуризации являются «Положение о порядке реструктуризации предприятий», а также «Методические указания по проведению реструктуризации государственных предприятий», утвержденные Приказом Министерства экономики «Комплексная программа реструктуризации предприятий».
Действие Методических указаний и Комплексной программы – только на государственные предприятия.
Согласно Положению порядок осуществления реструктуризации предприятия предусматривает следующие этапы:
1) принятие решения о проведении реструктуризации предприятия;
2) образование Комиссии по реструктуризации предприятия;
3) разработка и утверждение Проекта реструктуризации предприятия;
4) реализация этого проекта реструктуризации;
5) осуществление контроля за проведением реструктуризации предприятия;
6) утверждение отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных
Проектом реструктуризации, руководителем предприятия, а также - общим собранием акционеров (или другим высшим органом);
7) направление этого отчета в государственный орган приватизации, которым создана Комиссия по реструктуризации предприятия, издание им приказа о прекращении работы Комиссии.
1.3 Обоснование направления реструктуризации
Обоснование управленческих решений становится сегодня одним из важнейших элементов концепции управления предприятием. Оно используется для повышения эффективности существующей в фирмах управленческой системы, позволяет составлять более реальные программы производства и реализации, быстрее реагировать на изменения, происходящие на рынке, и создает существенные преимущества в конкурентной борьбе.
Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность.
Само по себе принятие решения есть компромисс. Принимая решения, необходимо взвешивать суждения о ценности, что включает рассмотрение экономических факторов, технической целесообразности и научной необходимости, а также учитывать социальные и чисто человеческие факторы. Принять «правильное» решение, – значит выбрать такую альтернативу из числа возможных, в которой с учетом всех этих разнообразных факторов будет оптимизирована общая ценность.[8]
Обоснования решений о реструктуризации компании можно произвести по оценке количественных показателей, которая состоит в следующем. В правой стороне таблицы указывается группа положительных факторов принятия решений, в левой – отрицательных. Каждый из факторов оценивается в баллах от 1 до 10. По каждой из групп определяется общая сумма баллов и среднее ее значение. Далее средние величины сравниваются. Решение принимается, если среднее значение положительных факторов превосходит, либо наоборот – не принимается, если средняя величина значений отрицательных факторов оказалась выше.[9]
Для того чтобы выбрать оптимальное решение, можно рассчитать коэффициент рациональности по следующей формуле:
R = (a Выгоды – b Потери) / Затраты, (1)
Где, R– коэффициент рациональности решения; a Выгоды – вероятность выгоды; b Потери – вероятность потерь.
Таким образом, чем коэффициент R выше, тем решение рациональнее. Когда оптимальный путь достижения цели будет найден, потребуется спланировать дальнейшие действия и проконтролировать ход их исполнения.
Также необходимо учитывать некоторые важные моменты реструктуризации. Прежде всего в компании следует ввести стандартизацию внутрифирменной терминологии. Это позволит всем участникам рабочего процесса говорить на одном языке. В своих действиях владельцам следует руководствоваться следующим правилом: иногда лучше сделать быстрее, чем точнее. В противном случае может получиться так, что собственники будут оптимизировать свои решения, а в это время ситуация в компании серьезно изменится. Также руководителям необходимо ставить задачи с одним критерием, ведь их решить гораздо легче, чем проблемы с несколькими критериями оптимальности. Количественный подход к анализу состояния фирмы должен дополнять качественный. Это даст компании возможность применять на практике научно обоснованные технологии для того, чтобы улучшить экономику бизнеса.[10]
2. Практическая часть
2.1 Постановка задачи
Сельскохозяйственное предприятие имеет возможность выращивать четыре культуры: С1, С2, С3 и С4. Необходимо принять решение, как сеять эти культуры, если урожай зависит от погоды.
План посева должен обеспечить максимальную прибыль, а планирование должно осуществляться с учётом погоды.
Стратегии природы: Вероятность исхода:
В1 – засушливое лето; р1
В2 – нормальное лето; р2
В3 – дождливое лето; р3
Исходные данные для задачи:
р1 – 0,25
р2 – 0,4
р3 – 0,35
В распоряжении менеджера девять стратегий:
1. Все поля засеять культурой С1 в этом случае прибыль составит 11у.е. при засушливой погоде, 9у.е. при нормальной и 7 при дождливой погоде.
2. Все площади засеять культурой С2.В этом случае прибыль соответственно составит 10у.е., 12у.е., и 9у.е.
3. Все площади засеять культурой С3. В этом случае прибыль составит соответственно 8у.е., 10у.е. и 12,2у.е.
4. Все площади засеять культурой С4. В этом случае прибыль составит соответственно 6у.е., 9у.е. и 13у.е.
5. Под все культуры выделить равные доли засеваемой площади, т.е. под каждую культуру выделить 25 процентов посевных площадей.
0,25*С1+0,25*С2+0,25*С3+0,25*С4 (1)
В этом случае прибыль составит:
При засушливой погоде (Х5)
0,25*11+0,25*10+0,25*8+0,25*6=3+2,75+2,5+2+1,5=8,75
При нормальной погоде (Y5)
0,25*9+0,25*12+0,25*10+0,25*9=2,25+3+2,5+2,25=10
При дождливой погоде (Z5)
0,25*7+0,25*9+0,25*12,2+0,25*13=1,75+2,25+3,05+3,25=10,3
6. Под культуру С1 выделить 40% посевных площадей, а под остальные по 20%, т.е.
0,4*С1+0,2*С2+0,2*С3+0,2*С4 (2)
Величина прибыли в этом и последующих вариантах определяется аналогично предыдущему пункту, т.е. пропорционально площадям засеваемым культурам Сk.
Х6=0,4*11+0,2*10+0,2*8+0,2*6=4,4+2+1,6+1,2=9,2
Y6=0,4*9+0,2*12+0,2*10+0,2*9=3,6+2,4+2+1,8=9,8
Z6=0,4*7+0,2*9+0,2*12,2+0,2*13=2,8+1,8+2,44+2,6=9,64
7. Под культуру С2 выделить 40% посевных площадей, а под остальные по 20%, т.е.
0,2*С1+0,4*С2+0,2*С3+0,2*С4 (3)
Х7=0,2*11+0,4*10+0,2*8+0,2*6=2,2+4+1,6+1,2=9
Y7=0,2*9+0,4*12+0,2*10+0,2*9=1,8+4,8+2+1,8=10,4
Z7=0,2*7+0,4*9+0,2*12,2+0,2*13=1,4+3,6+2,44+2,6=10,04
8. Под культуру С3 выделить 40% посевных площадей, а под остальные по 20%, т.е.
0,2*С1+0,2*С2+0,4*С3+0,2*С4 (4)
Х8=0,2*11+0,2*10+0,4*8+0,2*6=2,2+2+3,2+1,2=8,6
Y8=0,2*9+0,2*12+0,4*10+0,2*9=1,8+2,4+4+1,8=10
Z8=0,2*7+0,2*9+0,4*12,2+0,2*13=1,4+1,8+4,88+2,6=10,68
9. Под культуру С4 выделить 40% посевных площадей, а под остальные по 20%, т.е.
0,2*С1+0,2*С2+0,2*С3+0,4*С4 (5)
Х9=0,2*11+0,2*10+0,2*8+0,4*6=2,2+2+1,6+2,4=8,2
Y9=0,2*9+0,2*12+0,2*10+0,4*9=1,8+2,4+2+3,6=9,8
Z9=0,2*7+0,2*9+0,2*12,2+0,4*13=1,4+1,8+2,44+5,2=10,84
2.2. Решение задачи
Для анализа альтернативных решений составим матрицу эффектов (результатов, дохода, прибыли), элементы которой определяются для каждой альтернативы при различных погодных условиях.
Таблица 1. Матрица эффектов и критерии выбора
Стратегии природы Pj
Критерии выбора
i\j
1
2
3
4
5
6
7
Альтернативы
P1
P2
P3
Maxi maxj
Maxi minj
Лаплас
Б-Лаплас
11
9
8,67
8,8
10
12
10,33*
10,45*
8
12,2
12,2*
10,07
10,27
13
9,33
9,65
8,75
10,3
9,68
9,8
9,2
9,64
9,2*
9,55
9,59
10,4
10,04
9,81
9,92
8,6
10,68
9,76
9,89
8,2
10,84
9,61
Рекомендуемая альтернатива
Страницы: 1, 2, 3