2. Содействие техническому прогрессу.
Принцип конкуренции не может исходить из факта наличия потребностей, средств удовлетворения спроса и производственной техники. При этом необходимо учесть, что ставится задача выявления потребностей, приобретения и расширения знаний о средствах удовлетворения спроса, т.е. выявление, расширение и осуществление научных и технических возможностей прогресса.
При конкуренции каждое предприятие, свободное в выборе производственной техники, места размещения производства, в отношении выпуска изделий, установки цен и определения рынков сбыта постоянно пробует новые решения в поисках успеха. Чем больше таких проб, тем выше шансы выхода на эффективное решение соответствующей проблемы. Поскольку предприятия, получающие максимальную прибыль, лучше всего приспосабливаются к предъявляемым им требованиям и поскольку другие участвующие в конкурентной борьбе, чтобы остаться на плаву, вынуждены имитировать эту приспособляемость, порождаемый ведущими предприятиями прогресс получает распространение и служит всему обществу. В этом отношении конкуренция призвана:
· Обогащать общество знаниями о потребностях и средствах удовлетворения спроса, которыми располагают миллионы хозяйственных объектов в качестве потребителей и рабочей силы, знаниями, накопленными тысячами коммерсантов, инженеров и предприятий;
· Стимулировать применение этих знаний;
· Способствовать распространению в обществе оптимальных решений соответствующих проблем.
3. Управление производством с помощью хозяйственных субъектов.
Свобода потребления и производства как существенный элемент конкуренции позволяет поставщикам товаров и услуг предлагать то, с чем они могут рассчитывать на максимальный успех у покупателя. Поскольку поставщики предлагают потребителям альтернативные товары и услуги разного качества по разным ценам и им предоставляется право выбора на альтернативной основе, направленность производства определяется именно пожеланиями потребителей. Свобода производства, свобода выбора рынков сбыта и свобода потребления создают предпосылки для того, многочисленные экономические единицы выясняли спрос и предлагали такие товары и услуги, которые способны значительно улучшить их экономическое благополучие. Основанный на свободе экономический порядок образуется тем, что не только в политическом, но и в экономическом отношении граждане самостоятельны и сами могут принимать решения как распорядиться своим доходом, какие товары и в каком количестве потреблять или приобретать, на какие предложения производителей обращать внимание, в какой профессии и на какой работе обеспечить свой доход и где жить. Последовательная политика по регулированию конкуренции является высокоэффективным инструментом, который должен предотвратить уклонение предприятий от социального и экономического контроля со стороны рынка, а также ослабление позиций потребителей.
4.Обеспечение экономической и социальной стабильности.
Порядок, регулирующий конкуренцию, не должен ставить под удар еще одну цель – достижение определенной степени экономической и социальной стабильности. Следовательно, конкуренция не должна быть настолько интенсивной, чтобы, например, вызвать колебания занятости или постоянно приводить к перепадам в работе сельского хозяйства. Процесс конкуренции должен осуществляться умеренно и под контролем, прежде всего в социальной сфере, чтобы в результате такой конкуренции минимальное число людей было лишено средств к существованию или остались безработными. Поэтому, в частности, возможности увольнения работающих весьма ограничены и поэтому же, наряду с другими причинами, стабилизируются цены в сельском хозяйстве.
4. Достижение и обеспечение социальной справедливости.
Эта цель достигается с помощью конкуренции несколькими способами:
· Поскольку конкуренция обеспечивает большее возрастание социального продукта, чем любой другой принцип организации, создаются большие возможности для социального перераспределения, т.е. для углубленной реализации принципа социальной справедливости.
· Если общество отдает предпочтение справедливости по труду, дополняемой справедливостью по потребности, конкуренция способствует углублению справедливости в той мере, в какой конкуренция распределяет доходы по продуктивному вкладу отдельных факторов в создание социального продукта.
· Социальная справедливость – это не только справедливость в сфере распределения. Она включает в себя также требования к государству о равномерном распределении услуг, прав и обязанностей, которые государство предоставляет или возлагает на своих граждан. Равные права для всех в экономической сфере означают, что все должны обладать правом добиваться социального и профессионального положения в соответствии со своей пригодностью, а при соответствующем подтверждении своих реальных возможностей и занимать это положение.
В условиях такой общественной системы вероятность реализации справедливого порядка больше, чем там, где цели общества, человеческой деятельности, производство, зарплаты и цены фиксируются централизованно и где определение наилучшего благосостояния не реализуется через механизм конкуренции.
4.3.2 Законы, регулирующие конкуренцию
Там, где есть конкуренция, т.е. где имеется нехватка и не все способны достичь одной и той же цели, излишек для одного всегда означает недостаток для другого. Такая ситуация может легко породить неприязнь и вражду. Вполне объяснимой представляется попытка недобросовестными способами, противоречащими коммерческим традициям и хорошему тону, помешать конкурентам в достижении цели, чтобы законы, регулирующие отношения между людьми в процессе конкуренции.
1. Закон о недобросовестной конкуренции.
Данный закон ставит своей целью обеспечение и защиту добросовестной конкуренции, а так же борьбу с ее негативными проявлениями. Он защищает от недобросовестных действий конкурента, за которые на последнего может быть возложено обязательство по возмещению нанесенного ущерба. Недобросовестными считаются такие действия как:
· Воздействие на клиента путем обмана и вводящей в заблуждение информации;
· Подделка чужих товарных знаков;
· Доставка незаконных товаров, ставящая получателя в неприятное и затруднительное положение;
· Сравнительная реклама с элементами критики в адрес конкурента;
· Утверждение и распространение сомнительных сведений о конкуренте;
· Бойкот, т.е. происходящее по инициативе третьих лиц изолирование хозяйственного субъекта от привычных деловых отношений.
· Сбивание цен при разрешенных законом единых картельных ценах.
И другие подобные действия.
2. Закон о правовом регулировании Общих условий заключения сделок.
Данный закон представляет собой значительный аспект политики защиты прав потребителя. В своей главной части закон объявляет недействующими положения, «если они, бросая вызов заповедям добросовестного поведения, неподобающим образом наносят ущерб партнеру по договору» и не допускает включения в текст соглашения положений, которые, судя по обстоятельствам настолько необычны, что «предусмотренный договором партнер потребителя не обязан с ними считаться».
3. Закон о скидках.
Этот закон регулирует размеры допустимой скидки для конечного потребителя. Как правило, они составляют не более 3%. Цель закона состоит в том, чтобы дать потребителю четкие сопоставления цен, которые оказываются искаженными, если скидки при продаже конечному потребителю будут существенно отличаться друг от друга. Допущение безграничной конкуренции в установлении скидки привело бы к конкуренции в установлении скидки вместо конкуренции в области цен.
4. Положение о премиях, прилагаемых к покупкам.
«Премия» в данном случае – это товар или услуга, которую потребитель получает как приложение к покупаемому товару с целью содействия сбыту. Подобно тому, как закон и скидках нацелен на то, чтобы цена и качество оставались преобладающими средствами конкуренции и не маскировались другими дополнительными услугами, положение о премиях служит предотвращению завуалированной подачи основного результата труда путем предоставления дополнительных услуг в виде премий к покупкам. Поэтому премии должны пропорционально соотноситься с основным результатом труда и допустимы лишь в определенном случае.
5. Закон о товарных знаках.
Данный закон играет очень важную в конкуренции роль, а именно, обеспечивает обладателю товарного знака или марки защиту от его подделки или злоупотребления им другими лицами. Тем самым покупатель одновременно получает гарантию происхождения товара.
6. Закон о патентах.
В соответствии с этим законом патенты выдаются на новые изобретения, могущие получить промышленное использование. Согласно положению о патентах только обладатель патента в праве определять техническую сферу использования предмета изображения, запускать его в производство, тиражировать на коммерческой основе или использовать практически. Экономическое значение этого закона состоит в предоставлении изобретателю или собственнику изобретения сроком не менее 20 лет защищенной законом монополии на использование своего изобретения или технологии.
В Германии определены следующие принципы, которым должна отвечать конкуренция:
· Добросовестность;
· Акцент на конкуренцию в области цен и качества;
· Четко выраженные достоинства предлагаемого товара, а именно в отношении цены и в отношении отличий конкретного предложения от предложений других фирм;
· Дифференциация продукта с помощью юридически защищенных товарных знаков и марок;
· Сдерживание конкуренции путем создания ограниченных товарными знаками и патентами юридически признанных монополий.
Большинство политических установок и доминирующие в Германии механизмы по охране конкуренции нашли отражение в законе от 1957г. о запрете ограничений конкуренции. Этот закон в Германии не имел «предшественников» и означал разрыв с существовавшей десятилетиями правовой традицией картелей.
4.4 Труд и социальные отношения
Одной из самых важных задач порядка в сфере труда и социальных отношений в условиях социальной рыночной экономики является недопущение того, чтобы человек, как фактор производства в экономике превращался в инструмент. Необходимо чтобы в процессе осуществления экономической деятельности соблюдались и совершенствовались личные неимущественные права. Поэтому в порядок в сфере труда и социальных отношений предполагает защиту и заботу о здоровье, человеческом достоинстве и праве на раскрытие человеческой личности. Нормы социальной защиты разделены на направления:
1. Нормирование защиты работающих по найму:
· Защита от опасностей или охрана труда;
· Гарантия в отношении длительности рабочего времени;
· Гарантированность рабочего места.
2. Нормирование в отношении устава предприятия или фирмы:
· Закон об уставе предприятия. Распространяется на все частные предприятия с числом работающих неруководящего состава 5 и более. Устав предприятия расписывает взаимные обязательства работодателей и работников;
· Закон об участии работающих по найму в деятельности наблюдательных советов;
· Закон об участии работающих по найму в управлении предприятием.
3. Нормирование в области рынка труда:
· Посредничество в подыскании работы, консультация по выбору профессии и система обеспечения занятости;
· Тарифные договоры, решение трудовых споров и согласительная деятельность;
· Страхование и выплаты по безработице;
· Политика полной занятости.
4. Система социального страхования:
· Страхование от несчастного случая;
· Страхование на случай болезни ;
· Пенсионное страхование рабочих и служащих;
· Пенсионное страхование лиц, неработающих по найму;
5. Социальная помощь.
6. Социальная политика жилищного строительства и жилищный рынок.
7. Помощь семьям.
8. Помощь в получении образования.
9. Трудовые и социальные суды.
Все эти положения закреплены соответствующими законодательными актами и служат принципам социальной справедливости в условиях рыночной экономики, улучшая социальную защищенность населения.
Список используемой литературы:
1) А.С. Булатов «Экономика», изд. «Дело», Москва, 1999г.
2) Х. Ламперт «Социальная рыночная экономика. Германский путь» изд. «Дело» Москва, 1994г.
3) У.Рора, С. Долгова «Менеджмент и рынок: Германская модель» учебное пособие, перевод с немецкого изд. «Бек», Москва, 1995г.
4) И.И. Семенова «История менеджмента» изд. «Юнити», Москва, 1999г.
5) В.Г. Смольков «Основы менеджмента и рынка», электронная версия.
6) Л. Эрхард «Полвека размышлений. Речи и статьи» 2 изд. «Наука», Москва, 1996г.
Страницы: 1, 2, 3, 4