Рефераты. Исследование управленческого потенциала менеджера

Исследование управленческого потенциала менеджера

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднее профессиональное образование

«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»









Курсовая работа

на тему:

Исследование управленческого потенциала менеджера


Выполнила: студентка группы 348М

специальность 080501 Менеджмент

Малютина Екатерина Владимировна

Руководитель: преподаватель

Новичкова Ольга Николаевна


Оглавление


Введение

Глава 1.Понятие управления и лидерства

1.1 Типы менеджеров

1.2 Стили управления

1.3 Виды темперамента

1.4 Характер

1.5 Исследование психологии управленческой карьеры

Глава 2. Исследование управленческого потенциала менеджера секции «Онегин» ООО ТЦ «Омский»

2.1 История развития ООО ТЦ «Омский» и секции «Онегин»

2.2 Анализ потенциала менеджера секции «Онегин»

2.3 Рекомендации

Заключение

Библиографический список



Введение


Темой настоящей курсовой работы является «Исследование управленческого потенциала менеджера». Об управленческих командах и их создании специалисты в области высокоэффективного менеджмента, организационного развития и управленческой психологии заговорили относительно недавно, чуть больше 30 лет назад. Первые исследования командной деятельности, опубликованные в начале 60-х годов, были посвящены поискам способов повышения эффективности и продуктивности управленческого труда.

В современных условиях одним из главных факторов экономического роста является управление, эффективность которого во многом определяется человеческим потенциалом кадров управления.

Проблемы, связанные с использованием и оценкой экономической эффективности роста управленческого потенциала менеджеров, недостаточно рассматриваются в экономической литературе. В частности, социально — экономические различия и взаимосвязь таких категорий как «человеческий потенциал», «интеллектуальный потенциал», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», «рабочая сила» трактуются противоречиво.

Определение понятия «управленческий потенциал» в совокупности данных категорий нуждается в уточнении. Важное практическое значение имеет экономическая оценка управленческого потенциала менеджеров. Однако существующие подходы к оценке управленческого потенциала не позволяют точно определить его элементы, количественно учитывать его уровень, развитие, изменения, а также рассчитать отдачу от инвестиций в образование менеджеров. Это приводит к недооценке роли человеческого потенциала кадров управления в управлении организациями и предприятиями различных отраслей экономики.

Актуальность и объективная необходимость проведения исследований по оценке управленческого потенциала менеджеров определили выбор темы данной работы.

В настоящее время в российской науке вопросы человеческого потенциала кадров управления разрабатывают В.В. Авдеев, В.В. Адамчук, А.П. Волгин, А.И. Гаврилов, Б.М. Генкин, В.М. Грачев, В.А. Дятлов, Л.И. Евенко, В.В. Травин, СВ. Шекшня, Т.В. Щекин и др.

Наиболее разработанной в зарубежных и отечественных исследованиях являются проблемы управления персоналом, человеческими ресурсами и трудового потенциала менеджеров. Вместе с тем разработка теоретических и методических вопросов оценки управленческого потенциала молодых менеджеров не нашла полного научного решения. Однако, научно обоснованная оценка управленческого потенциала менеджеров имеет важное значение для совершенствования системы образования, развития карьеры молодежи, повышения эффективности отдачи от инвестиций в человеческий потенциал.

Основная цель работы над данной курсовой это разработать научно - обоснованную методику комплексной оценки управленческого потенциала менеджеров.

Задачи курсовой:

1. Провести анализ научных подходов к оценке человеческого и управленческого потенциала менеджеров.

2. Разработать методику комплексной оценки управленческого потенциала менеджеров.

3. Определить критерии и методы отбора на руководящие должности людей.

4. Исследовать социально-экономическую эффективность развития управленческого потенциала менеджеров.

Объектом исследования являются руководящий состав и администрация торгового предприятия.

Предметом исследования являются закономерности формирования управленческого потенциала менеджеров и перспективы их использования в сфере управления организаций.

В данной курсовой будет проводиться анализ исследований по оценке человеческого потенциала менеджеров, уточняться определение человеческого потенциала, определяться сущность управленческого потенциала, выявляться принципы оценки управленческого потенциала менеджеров.



1. Понятие управления и лидерства


Понятие «человеческий потенциал» широко используется в современной научной литературе для анализа различных экономических проблем и процессов. Мы будем исходить из существующей в науке общей точки зрения, что человеческий потенциал есть совокупность возможностей личности, определяющая границы его эффективной деятельности, т.е. "совокупность всех производительных качеств работника, включающая приобретенные знания, навыки, а также мотивацию и энергию, которые используются для производства экономических благ» [9].

Большую теоретическую и практическую значимость для выбора профессии и построения карьеры персонала предприятия имеет адекватная оценка управленческого потенциала менеджеров - категории, играющей доминирующую роль в совокупном человеческом потенциале. Под управленческим потенциалом мы понимаем возможности личности в решении многокритериальных управленческих задач, т.е. знания, умения и навыки в важнейших областях менеджмента [8].

Понятие «управление» вошло в нашу жизнь настолько прочно, что мы иногда задумываемся над его точным значением. Мы говорим, что президенты и монархи управляют странами, директор – организацией, автовладелец – своей машиной. Какой – то человек, с нашей точки зрения, «управляем», а другой – «неуправляем». Но в любом случае речь идет об определенной функции, с помощью которой система (биологическая, социальная, техническая и др.) поддерживает свое существование, обеспечивает успешность деятельности, добивается реализации поставленных целей. Когда речь идет об управлении людьми, объединенными в организацию, то ко многим другим аспектам управленческой деятельности присоединяется и аспект психологический. Невозможно управлять фирмой, фабрикой, отделом без учета психических особенностей людей, которые там работают, без понимания психологических механизмов взаимодействия членов той или иной организации, без представления о том, какую реакцию вызовут принятые решения. Именно поэтому в психологической науке сравнительно недавно появился новый интересный раздел – психология управления.

В данной курсовой будет исследован управленческий потенциал менеджера, то есть присущие ему качества и характеристики.

Для анализа и оценки руководителя социологи разработали модель, которая включает следующие качества:

1.                 Деловые (образование, знания, опыт);

2.                 Способности (талант, одаренность гениальность);

3.                 Культурный уровень (эрудиция, честность, порядочность);

4.                 Характер (воля, активность, самостоятельность, обязательность, оперативность, забота о подчиненных, умение воспринимать критику, признавать свои ошибки);

5.                 Темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик);

6.                 Направленность интересов (материальная, социальная, духовная);

7.                 Возрастной ценз (молодой возраст, средний, пожилой, престарелый);

8.                 Здоровье (хорошее, удовлетворительное, плохое).

В ходе исследования будут рассмотрены некоторые из этих качеств. Уже на этапе выбора определенных качеств, необходимых для работника определенной сферы производства, приходится сталкиваться с трудностями их разграничения. Да и сам набор качеств для каждой группы работников должен существенно отличаться. Отсутствие общепринятой классификации приводит к большой доли субъективизма в таком подходе к оценке человеческого потенциала работников.

Еще более трудную задачу представляет определение критериев, по которым можно судить о том, какими возможностями обладает данный человек и насколько сильно они развиты. Преобладающей формой данной оценки является психологическое тестирование.

Существует большое количество частных методик, направленных на определение уровня интеллектуальных способностей личности, которые, несомненно, влияют на процесс и результат деятельности работника, но являются предметом рассмотрения других наук.

Некоторые методики в качестве характеристик человеческого потенциала рассматривают образование, опыт работы и практические навыки, однако далеко не всегда полученные оценки могут адекватно применяться к трудовой деятельности работника и руководителя.

Практически каждая группа имеет своего формального лидера. Лидерство – это процесс, посредством которого один индивид влияет на поведение других и организует их деятельность в соответствии с поставленными перед группой или организацией задачами [1, с. 149]. Согласно этому определению лидерство – это, прежде всего, процесс, в котором лидер координирует деятельность и даже изменяет взгляды подчиненных. Второй важный момент, отраженный в определении, заключается в слове «влияет». Это означает, что люди подчиняются лидеру не только под страхом наказания, но и в силу его авторитета, опыта или еще каких – либо качеств, которые отличают его от диктатора, опирающегося на грубую силу.

Современная концепция лидерства подчеркивает такую его ценность, как повышение у подчиненных способности к саморуководству. Наиболее адекватным лидером является тот, кто может руководить другими в таком направлении, чтобы они руководили сами собой. Человека, способного к такого рода лидерству, авторы называют сверхлидером.

Людьми могут руководить также:

• сильный лидер, который воздействует применением санкций, силы, формального авторитета;

• транзактор, который создает особые способы взаимодействия между подчиненными, информационные сети и правила коммуникации и за счет этого организует эффективную работу и поддерживает собственный статус;

• герой-визионер, который влияет на людей силой своего убеждения;

• пассионарные личности, способные предложить другим высокие цели и повести участников.

В отличие от неформального формальный лидер назначается в ходе определенной процедуры: например, приказом вышестоящего руководителя, победы на конкурсе или в результате выборов, проведенных среди членов группы. Таким формальным лидером может быть, например, человек, занимающий должность заведующего отделом, мастера, руководителя проекта, ответственного за выполнение задания или председателя комитета, или другими словами менеджер. Руководитель выполняет основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, контроль деятельности подчиненных и организации в целом. Профессионально подготовленного руководителя называют менеджером [2, с. 308].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.