Введение
Курсовая работа включает в себя исследование рычажного и зубчатого механизмов.
Исследование рычажного механизма составляет наибольший по объёму раздел курсовой работы по теории машин и механизмов. В работе рассматривается четырёхзвенный механизм со степенью подвижности равной единице и вращающимся входным звеном (кривошип). Выходным звеном является ползун.
Исследование рычажного механизма включает три этапа:
1. структурный анализ механизма.
2. кинематический анализ
3. анализ динамики установившегося движения
Синтез кинематической схемы механизма состоит в определении некоторых постоянных его параметров, удовлетворяющих заданным структурным, кинематическим и динамическим условиям, при этом одна часть этих параметров может быть задана, а другая должна быть определена.
1.Анализ рычажного механизма
1.1 Структурный анализ рычажного механизма
1.1.1 Структурный анализ на уровне звеньев и кинематических пар
Задачи:
1.Анализ строения механизма на уровне звеньев и кинематических пар и подсчет степени подвижности.
2. Анализ строения механизма на уровне структурных групп.
Исходные данные:
Рисунок 1 - Схема механизма
Допущения: При выполнении данного раздела курсовой работы воспользуемся рядом допущений:
1. Независимо от особенностей конструктивного выполнения, все шарнирные соединения считаем вращательными кинематическими парами, а все соединения, допускающие прямолинейное относительное движение – поступательными парами.
1.1.2 Анализ на уровне звеньев и кинематических пар. (Определяем общее количество звеньев и количество подвижных звеньев).
N=4 – количество звеньев;
n=3 - количество подвижных звеньев.
Определяем количество и виды кинематических пар.
Р5=4.
Таблица I - Таблица звеньев и кинематических пар механизма
№ пары
Обозначение пары
Название пары
Класс
пары
Звенья
1
O
Вращательная
5
0-стойка,1-кривошшип
2
A
1-кривошшип,2-шатун
3
B
2-шатун,3-ползун
4
B1
Поступательная
3-ползун,0-стойка
Степень подвижности вычисляем по формуле Чебышева.
W=3n-2p5
W=3*3-2*4=1
Степень подвижности механизма равна 1, что свидетельствует о наличии только одного входного звена (звено 1). Если этому звену задать движение с некоторой угловой скоростью, то все остальные звенья механизма будут совершать строго определенные движения.
1.1.3 Структурный анализ на уровне групп Ассура
Исходный механизм I (0;1):n=1; р5=1
Определить степень подвижности W=3n-2p
W=3*1-2*1=1
Рисунок 2- Исходный механизм
Вывод: Так как степень подвижности равна 1, следовательно, это исходный механизм.
Группа Ассура второго класса, второго вида II2 (2;3): n=2; p5=3.
W=3*2-2*3=0
Рисунок 3- Группы Ассура
Вывод: Так как степень подвижности равна 0, следовательно, это группа Асура. Формула механизма: I (0; 1) II2 (2; 3)
Вывод: Механизм является механизмом второго класса, так как наивысший класс группы Ассура равен II.
1.2 Кинематический анализ механизма (лист 1)
Задачи кинематики:
1. Задача положения состоит в определении функции положения;
2. Задача о скоростях, заключается в отыскании аналогов линейных и угловых скоростей;
3. Задача положения, аналога скорости и аналога ускорения центра масс каждого звена;
4. Задача углового положения, аналогов угловой скорости и углового ускорения звеньев;
5. Определение крайних положений механизма и величины хода выходного звена.
1.2.1 Анализ движения исходного механизма I (0,1)
Рисунок 4-Входное звено
Принимаем угол Ψ = 30о
Ψ=30о=0.5235 рад
Cos 30=0.8660 рад
Sin 30=0.5 рад
Допущения:
1 Звенья механизма представляют собой абсолютно твердые тела.
2 Отсутствуют зазоры в кинематических парах.
Для решения задачи пользуемся методом векторных контуров. В этом методе связи в механизме, определяем как характером кинематических пар, так и размерами звеньев, выражаем в форме условий замкнутости векторных контуров, построенных на базе кинематической схемы механизма. В скалярной форме соответствующие зависимости получаем, проектируя контуры на оси координат.
(1)
Аналоги скорости точки А:
(2)
Аналоги ускорения точки А:
(3)
1.2.2 Анализ группы Ассура II(2,3)
В данном подразделе определим зависимости и . Задачу решаем аналитически с использованием метода векторных контуров. Для получения зависимостей составляем векторные контуры. Углы отсчитываем от положительной оси Х против часовой стрелки, а для входного звена в направлении вращения.
Рисунок 5 – Векторный контур ОАВК
Уравнение замкнутости векторного контура:
(4
Проецируем уравнение на оси системы координат:
(5
Умножить второе уравнение на , первое – на .
После вычитания первого уравнения из второго получим:
(6
Дифференцируем уравнения исходной системы по обобщенной координате:
(7)
После преобразований находим:
- Аналог угловой скорости звена 2:
(8)
- Аналог скорости точки В:
(9)
Второй раз дифференцируем ту же систему:
После преобразований получаем:
- Аналог углового ускорения звена 2:
(10)
- Аналог ускорения точки В:
1.2.3 Определяем кинематические функции для центра масс
Рисунок 6 – Векторный контур ОАS
(11)
Координаты центра масс звена 2:
(12)
Аналог скорости центра масс звена 2:
(13)
Аналог ускорения центра масс звена 2:
(14)
1.2.4 Анализ движения выходного звена
Рабочий ход ползуна – φ max=0.1 рад
Период разгона – от φ =0.524 рад до φ = 3.665 рад
Период замедления – от φ =3.665 рад до φ =0.524 рад
1.2.5 Выбор масштабных коэффициентов
К(l)=0,001 м/мм
K (Sb) =0,001 м/м
K (Vb) =0,001 м/мм
K (Ab) =0,001 м/мм
K (Vs) = 0,001 м/мм
K (As) =0,001 м/мм
1.3 Анализ динамики установившегося движения (лист 2)
Целью динамического анализа является определение закона движения машины по заданным действующим на неё силам.
Основные задачи:
1. построение динамической модели машины;
2. численный анализ параметров динамической модели, угловой скорости и углового ускорения главного вала машины (без маховика );
3. определение работы сопротивлений, величины момента и мощности двигателя;
4. оценка равномерности хода машины, определение момента инерции маховика и значения угловой скорости главного вала в начале цикла;
5. численный анализ угловой скорости и углового ускорения главного вала машины с маховиком.
А) пренебрегаем трением в кинематических парах и вредными сопротивлениями среды;
Б) момент, развиваемый двигателем, считаем постоянным на всем периоде установившегося движения.
P1=H P2=H P3=H H1= H2=
H3=
Рассмотрим решение прямой задачи динамики машин – определение закона движения машины по заданным действующим на неё силам. На основе анализа периодических колебаний скорости главного вала оценивается неравномерность хода машины. Если коэффициент неравномерности хода превышает допустимую величину δ, то для уменьшения колебаний скорости на главный вал устанавливается маховик.
1.3.1 Расчет параметров динамической модели машины
Приведённый момент инерции
Производная приведенного момента инерции
Момент сопротивления
(4)
Вычисляем параметры динамической модели для положений №1.2,3 и используем полученные данные для получения распечатки «ТММ ДИНАМИКА».
Приведенный момент инерции по формуле (2):
.
Производная приведенного момента инерции по формуле (3):
Момент сопротивления по формуле (4):
;
По полученным данным строим диаграммы ,
Методом графического интегрирования строим диаграмму работы сил сопротивления Ас.
Соединив начальную и конечную точки диаграммы, получим движущую работу . Движущая работа изменяется по линейному закону. Производная от Ад даст значение движущего момента
Масштабный коэффициент графика работ вычисляем по формуле:
1.3.2 Определение величины движущего момента и мощности
Страницы: 1, 2