Рефераты. Использование рекламы в деятельности библиотек

Эскиз «липучки» и место ее расклейки важно также согласо­вать с органами управления.

Глава 3. Реклама каталогов и картотек в библиотеке


3.1. Виды рекламы картотек и каталогов


В современной библиотеке каталоги – основа любой библиотечной деятельности, и поэтому их следует рассматривать как обязательный элемент в работе каждой библиотеки. Они играют решающую роль в оперативном и качественном осуществлении важнейших библиотечных функций.

Библиотечный каталог – перечень произведений печати и других документов, имеющихся в фонде библиотеки или групп библиотек, составленный по определенному принципу и раскрывающий состав или содержание библиотечных фондов.

В условиях ЦБС появляется необходимость совершенствования системы каталогов и картотек, т.к. увеличивается состав фондов, усложняется структура библиотеки, возрастает число читателей и абонентов, развивается традиционные и появляются новые формы библиотечного и библиографического обслуживания.

Система каталогов и картотек ЦБС вместе со справочными и библиографическими изданиями образуют справочно-библиографический аппарат, предназначенный для пропаганды произведений печати и других документов и целенаправленного руководства чтением.

Основная функция системы каталогов и картотек – обеспечение выполнения задач, стоящих перед библиотекой, - воспитательных, культурно-просветительных, информационных. Система каталогов и картотек – важнейший инструмент пропаганды литературы и руководства чтением.

Основные виды каталогов по способам группировки библиографических описаний.

Наиболее распространенными видами каталогов являются алфавитный, систематический и предметный.

В алфавитном каталоге описание книг располагаются в алфавите фамилий авторов, наименований учреждений и организаций, принятых в качестве авторов и заглавий произведений.

При таком построении каталогов, возможно, установить наличие или отсутствие известной читателю книги, а также вписать, какие произведения определенного автора имеются в данной библиотеке.

Систематический каталог представляет собой перечень книг, библиографические описания которых группируются в зависимости от содержания книг по отраслям знания и дальнейшим подразделениям, распространенным в последовательности от более общих к частным.

Систематический каталог, благодаря его структуре, дает возможность получить ответ на вопрос, какие книги по той или иной отрасли знания или определенному ее разделу имеются в библиотеке. Обращение к систематическому каталогу расширяет и углубляет читательские интересы.

Предметный каталог, так же как и систематический основывается при построении на содержании книг, по их библиографическому описанию, в отличие от систематического каталога, располагаются не по отраслям знания, а в алфавите наименований предметов, о которых рассказывается в книгах. Группировка библиографических описаний в каталогах может быть обусловлена характером изданий или специфическими задачами отдельных библиотек. К ним относят нумерационный, географический, хронологический.

В зависимости от профиля и масштаба библиотеки, характера запросов читателей, их возрастных особенностей, состояния СБА используются различные формы и методы рекламы каталогов и обучения читателей пользоваться ими.

Формы рекламы каталогов:

·        наглядные

·        устные

·        комплексные

Наглядные формы рекламы каталогов могут быть печатными или рукописными. Печатные формы выполняются типографическим способом или средствами малой полиграфии.

К наглядным формам рекламы относятся стенды, плакаты, памятки, путеводители по каталогам, листовки и т.д. Познакомить читателя с правилами пользования каталогом могут памятки или путеводители по каталогам. Памятки, путеводители, листовки кладут рядом с каталогом, чтобы читатели могли самостоятельно поработать с ними.

Обучение читателей умению пользоваться каталогами проходят, обычно в устных формах. К ним относятся: беседы; консультации.

Беседы подразделяются на групповые и индивидуальные.

Групповые беседы проводятся с группой пользователей библиотеки, а индивидуальные с конкретным читателем. Цель данных бесед – помочь читателю научиться ориентироваться в структуре библиотечных каталогов.

Рекламные каталоги, как правило, издают крупные библиотеки, экспонирующие у себя уникальные собрания книг или картин местных художников, работ мастеров прикладного искусства. Обычно перечню книг или произведений искусства предшествует краткий обзор деятельности издательства или конкретного автора экспозиции. Перечень изданий или художественных работ выпускают в виде сброшюрованной книжицы. Ее вкладывают в обложку цветную или черно-белую с изображением логотипа библиотеки, символики издательства, выставки или фотографий художников или мастеров – участников выставки.

Распространение справочных сведений о составе, размещении, структуре, содержании, правилах пользования каталогами – одно из направлений деятельности библиотеки. Соответствующие задачи решаются либо с помощью наглядных средств информации, либо в печатной форме – с помощью листовок, памяток, других изданий.

При разработке средств наглядной информации принимаются во внимание два наиболее важных аспекта: размещение и содержание. Замечено, что перегрузка интерьеров библиотеки средствами наглядной информации вызывает обратный эффект: читатель просто проходит мимо, не обращая внимания на огромное количество разнородной бессистемной информации. Поэтому, следует исходить из того, что информация должна быть размещена там, где у читателя возникает соответствующая потребность в ней. В тех случаях, когда администрация библиотеки сомневается в правильности предлагаемого решения, можно обратиться к самим читателям: провести опрос, предложить на выбор несколько возможных вариантов.

У входа в зал каталогов должны быть размещены следующие информационные средства таким образом, чтобы оказаться в поле зрения читателя:

·        план помещения (зала каталогов) с показанными на нем каталогами и картотеками. Полезно каждый каталог (картотеку) выделить определенным цветом. Этот же цвет применить в качестве фона на этикетках или номерах каталожных ящиков. План должен быть «привязан к местности» – это просто сделать, если показать на нем окна, отметив точку «Вы находитесь здесь».

·        Полный список всех каталогов и картотек библиотеки с указанием наименования отдела, в котором они находятся, комнаты, этажи.

Над каталогами должны размещаться табло с наименованиями. Каждый каталог, картотека снабжаются плакатом с краткой характеристикой 9в объеме основных вопросов паспорта: год основания, отражение фондов, способ группировки, особенности расстановки карточек и т.п.), здесь же размещается увеличенный макет каталожной карточки с помощью стрелок на внешних полях можно показать все элементы БЗ, т.е. из них, которые должны быть вписаны в требовательный листок читателем, отмечаются цветом. Для основных каталогов (алфавитного, систематического, предметного) разработаны алгоритмы поиска. Эти наглядные пособия обычно дополняются информацией, отражающей специфику библиотеки: например, собственную систему кодированных обозначений отделов, фондов, шифров хранения документов, этой информацией должен владеть читатель.

Рядом с алфавитным каталогом обязательно размещается плакат с русским и латинским алфавитом. Рядом с систематическим каталогом – перечень основных делений таблиц классификации. Не стоит размещать полезную для читателей информацию о каталогах на поверхности столов в зале каталогов. В крайнем случае, будет уместна памятка «как заполнить требование». Средства наглядной информации должны обновляться, пересматриваться, дополняться.

Печатные издания о системе каталогов и отдельных каталогах, могут содержать гораздо больше содержательной информации, чем наглядные средства. Такие издания в виде закладок, листовок, памяток предлагаются читателям бесплатно как в зале каталогов, так и в других помещениях библиотеки.


3.2. Реклама при работе с читателями


Термин «пропаганда» (означающий распространение каких-либо знаний, информации) уместен в тех случаях, когда речь идет о мероприятиях в помещении библиотеки, в то время как за ее пределами можно говорить о рекламе. Под пропагандой каталогов понимается углубленное разъяснение знаний о библиотечных каталогах, обычно в рамках мероприятий, связанных с системой пропаганды библиотечно-библиографических знаний среди читателей. Пропаганда каталогов может быть индивидуальной (когда речь идет о беседе сотрудника библиотеки с читателем) и групповой массовой. В последнем случае можно говорить об организованных формах пропаганды: мероприятия планируются заранее и рассчитываются на конкретную аудиторию.

Беседы подразделяют на индивидуальные и групповые:

-          беседа при записи в библиотеку,

-          беседа о рекомендуемой книге и т.д.

Когда читатель записывается в библиотеку, проводятся индивидуальные беседы. В этой беседе показывается значение библиотеки при самостоятельном выбора книг, содержание фонда, его отраслевая характеристика.

При индивидуальной беседе необходимо учитывать интересы читателей. Индивидуальная беседа может привлечь внимание других читателей и таким образом она может перейти в групповую.

Беседы, как групповые, так и индивидуальные необходимо сочетать с практическими занятиями.

Беседы о рекомендуемой книге позволяют библиотекарю рекламировать фонд своей библиотеки, узнать интересы читателя при выборе книг.

Там, где речь идет об обслуживании читателей, не должна быть упущена ни одна мелочь. Любая неудовлетворенность читателей правильно переносится на оценку деятельности библиотеки в целом.

Реклама библиотечной деятельности при работе с читателями основана на творческом потенциале библиотечных работников и требует в большинстве случаев индивидуального подхода к каждому читателю.

Заключение


Использование рекламы в деятельности библиотек в настоящее время играет основополагающую роль, так как реализация библиотечной стратегии невозможна без рекламы своей деятельности.

Реклама органично вошла в жизнь библиотеки и ее читателей. Сегодня она играет роль инструмента, с помощью которого читатель знает все или почти все об этом учреждении. Она отражает не только ее информационные ресурсы, но и возможности, технологии, создает более привлекательный образ учреждения.

Эффективность библиотечной рекламы определяется количеством пользователей библиотеки, ее ресурсов, баз данных, услугами и частотой обращения к ним.

Библиотечная реклама – это скачок развития человечества на пороге нового тысячелетия по предоставлению пользователям библиотеки сведений о своей деятельности. Насколько правильно, грамотно и точно подана реклама и зависит карьерный рост сотрудников библиотеки, авторитет учреждения.

Творческая инициатива, умение общаться с людьми, эрудированность позволяют работникам библиотеки достойно заявить о себе в СМИ, привлечь новых пользователей, найти партнеров и коллег по бизнесу, заставить обратить на себя внимание спонсоров – одним словом создать свой собственный имидж, определить свое место среди учреждений культуры и досуговой инфраструктуры города.

Список использованной литературы


1.                 Закон о рекламе / Рос. Газета. —1995. — 25 июля. — С. 5.

2.                 Александрова. «Я люблю читать» – конкурс детского плаката //Библиотека, - 1999. - № 4. – С. 20 – 21.

3.                 Белоколенко М.В. использование наглядности в детских библиотеках //Библиотековедение. – Москва, 1997. - № 3. – С. 54 – 64.

4.                 Борисова О.О. Библиотечно-библиографическая реклама /ОГИИК. – М.: МГУК ИПО Профиздат, 2002. – 204 с.

5.                 Борисова О.О. библиотечно-библиографическая реклама /Орлов. Гос. ин-т иск. И культуры, Рос. гос. б-ка, сектор библиографоведения. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во МГУК, ИПО Профиздат, 2002. – 224 с..

6.                 Бугрова Т. Что может кабинет деловой книги //Библиотека. – 1997. - № 12. – С. 13 – 16.

7.                 Галамага Т. «Чудное мгновенье, запечатленное в веках» //Библиотека. – 1999. – № 4. – С. 62 – 63.

8.                 Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама России: практика и рекомендации — М.: Партнер Лтд, 1994. — 252 с.

9.                 Деденева А.С. Уметь рекламировать свои ресурсы //Библиотека. – 1999. - № 5. – С. 44.

10.            Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. — М.: ДомоСтрой, 1994.—64с.

11.            Матлина С.Г. привлекательная библиотека, или что может реклама. – М.: Из-во «Либерея», 2000. – 128 с.

12.            Минаева Т.Л. Оформительское искусство и интерьер. – СПб., 2004

13.            Осипова О. Современный дизайн, или новый взгляд на старые проблемы //Библиотека. – Москва, 1998. - № 10. – С. 77 – 79.

14.            Пантюхова Т.В. Визитная карточка библиотеки //Детская библиотека. – Н. Новгород, 1998. - № 4. – С. 80 – 88.

15.            Пименова И.П. Библиотека начинается с выставки //Детская библиотека. – Н. Новгород, 2000. - № 3. – С. 50 – 63.

16.            Семенова А., Карпова О. Удивись сам и удиви других //Библиотека. – 1988. - № 11. – С. 54 – 55.

17.            Сукиасян Э.Р. Библиотечные каталоги6 Методические материалы. – М.: ИПО, Профиздат. – 2001. – 192 с.Штанге В. книжкина неделя //Библиотека. – 1999. - № 8. – С. 45 – 46.

18.            Трусова С.Е. Внутренняя отделка и цветовое решение помещений. – М., 1999

19.            Цветовое решение в интерьере /Под ред. Афанасьева И.А. – М., 2000

20.            Шалимов Т.Д. Цвет в интерьере. – М., 2000


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.