Рефераты. Интеллектуальная собственность в инновационном процессе

(2) Но такой же недостаток присутствует и в другом правительственном Постановлении №613 , где почти на 50 страницах текста, среди тысяч цифр нет ни одной, говорящей о том – как будет стимулироваться достижение к 2012 году хороших самих по себе цифр.

Шокирующим примером современности могут служить факты нашего положения с инновациями по сравнению с другими странами: «...Россия продолжает оставаться в числе наиболее отсталых в технологическом развитии стран. Так по данным Всемирного Экономического Форума (отчет Global Competitiveness Report), Россия с точки зрения технологической готовности к инновациям (Technological readiness) находится на 72-м месте - после Ботсваны и Тринидад и Тобаго. А в рейтинге, определяющим уровень заинтересованности в инновациях и внедрении новых решений (Innovation), Россия находится на 57-м месте – после Барбадоса и Кении».

Одно из заключений, которые можно сделать из всего, сказанного выше: нужно в ходе хорошо организованной научной дискуссии выработать единое толкование термина и определения «инновация». Причём, толкование, отличное от бытового подхода: «инновация – это введение в производство новинок». И от очень неточного словарного толкования : «инновация – это новая техника, технология являющаяся достижением научно-технического прогресса ».

В качестве личного вклада в решение этой проблемы, авторы сформулировали 5 основных ситуаций, каждая из которых связана в той или иной степени с внедряемыми в промышленность новинками в области техники или технологии. И показали, что только в трех из этих ситуаций разумно говорить о действительной инновации. Эти ситуации определяются следующими характеристиками (в качестве условного примера рассматривается машиностроительное предприятие).

Первая ситуация. На предприятии установлено новое производственное оборудование, не только лучшее бывшего там прежде, но и ряд узлов и агрегатов которого являются защищенными объектами патентного права (то есть защищены патентом на изобретение, полезную модель, или промышленный образец). В случае же, если они относятся к охраноспособным объектам не патентного, а информационного права, они, как правило, защищены в режиме коммерческой тайны . Указанное выше оборудование может быть:

·            приобретено на свободном рынке (по лицензии; на условиях коммерческой концессии; по лизингу и пр);

·            изготовлено на самом предприятии;

·            установлено на предприятии в результате комбинации предыдущих условий.

Вторая ситуация. Те же условия, что и в первой ситуации, но установленное оборудование непатентоспособно. Вместе с тем, квалиметрический анализ показал, что это оборудование или выше, или немного ниже по качеству оборудования из первой ситуации (то есть оно соизмеримо с ним по качеству).

Третья ситуация. Та же, что и во второй ситуации, но отличается от неё тем, что качество вновь установленного оборудования значительно ниже, чем в ситуациях первой и второй, но значительно выше, чем было на этом предприятии раньше, до начала модернизации производственного оборудования.

Четвертая ситуация. То же, что и в третьей ситуации, но вновь установленное оборудование незначительно превышает по качеству бывшее там раньше.

Пятая ситуация. В производственное оборудование на предприятии вносятся технические усовершенствования на уровне, не превышающем уровень рационализаторских предложений.

Из-за понятных ограничений на объём статьи, здесь не приводятся подробные обоснования того, что только три из этих пяти ситуаций могут считаться относящимися к инновациям. А именно – первая, вторая и третья. Что же касается четвертой и пятой ситуаций, то там можно говорить только о нововведениях, но не об инновациях. Изложенное выше позволяет авторам сформулировать своё понимание термина «инновация», в первом приближении (для дальнейшего обсуждения) следующим образом:

Инновация – это такой процесс (или результат процесса), в котором:

1. используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или

2. обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или

3. обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству, соответствующих мировому уровню.

Используемые в этом определении термины «патентоспособный, качество, мировой уровень качества» - поясняются ниже. Качество – эта такая обобщённая характеристика объекта (предмета, процесса), которая в совокупности, с учётом всех, проявляющихся в потреблении (эксплуатации, использовании, применении) свойств объекта свидетельствует – хорошо или плохо объект соответствует своему назначению.

Патентоспособная продукция (в том числе - оборудование) - это такая продукция, которая по своему качеству, соответствует мировому уровню, и является охраноспособной в соответствии со ст.1225 ГК РФ.

Мировой уровень качества – это такая, полученная методами квалиметрии количественная характеристика качества объекта (предмета, процесса), которая в данный период времени, для объектов одного и того же назначения даёт информацию о среднем (для заранее заданного числа лучших в мире объектов) значении показателя их качества.

Определив цели («инновации»), их необходимо научиться измерять, чтобы из всех возможных альтернатив выбирать значимые и достижимые (с учетом времени и ограниченных ресурсов). Такими измерителями на текущий момент являются: методология квалиметрии и методология оценки стоимости (в т.ч. бизнеса и интеллектуальной собственности).


Глава 2. Инновационная деятельность и экономическое развитие страны


В современных условиях практическое применение и широкое распространение результатов научно-технической и исследовательской деятельности, оформленных в виде объектов интеллектуальной (преимущественно – промышленной) собственности выступает необходимым фактором экономического развития страны. Актуальность инновационной активности в настоящее время существенно возросла и определяет положение страны на экономической и политической карте мира. Макроэкономическая роль нововведений заключается в изменении характера расширенного воспроизводства, в переводе национального хозяйства на более современную интенсивную модель развития. Отличительные признаки современного конкурентоспособного хозяйствующего субъекта в существенной мере предполагают:

а) активизацию собственных научно-исследовательских работ либо приобретение прав на ключевые для данной отрасли изобретения, ноу-хау и иные научно-технические достижения;

б) защиту интеллектуальной собственности как нематериального актива предприятия;

в) использование законодательно предусмотренных средств для закрепления исключительных прав на результаты творческой деятельности и интеллектуального труда, воплощенные в конечной продукции.

Интеллектуальная собственность постепенно, но неотвратимо становится главным стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентоспособность национальной экономики. Формирующаяся экономика знаний породила новую среду конкуренции, в которой идет борьба за исключительные права на новые идеи и изобретения. Во всем мире непрерывно растут наукоемкость выпускаемой продукции и стоимость технологических разработок. В таких условиях рыночный успех предприятия все больше базируется на новом знании, а интеллектуальная собственность становится главным фактором процветания любой страны мира, а в новых условиях – и скорости преодоления глобального кризиса. Современный кризис носит структурный характер, то есть предполагает серьезное изменение отраслевых пропорций мировой экономики и обновление ее технологической базы.

Для мировой экономики кризисы есть явления типичные и цикличные, накоплен опыт их преодоления. В 20 веке индустриально развитые страны мира преодолевали последствия масштабных кризисов посредством широкого использования нововведений. Последствия разворачивающегося на наших глазах мирового кризиса, помимо общих негативных эффектов, обладают и региональной спецификой. Так, в случае с отечественной экономикой они усугубляют традиционные, сформировавшиеся исторически структурные диспропорции. Кризисы «лечат» инновациями и нет веских оснований считать, что российская экономика здесь может стать исключением. В противном случае обострится проблема технологического отставания и морального износа материально-технической базы. Новое качество управленческих решений в реальном секторе может быть достигнуто посредством активного использования инновационного потенциала экономики.

Реализация программ по модернизации российских предприятий, основанных на инновационных достижениях, предполагает создание благоприятных условий для структурных преобразований в сфере коммерциализации научных знаний. Это требует интеграции производителя и прогрессивной научной мысли. Результатом такого союза выступают принципиально новые образцы продукции, обладающие более высокой потребительской ценностью. При этом существенно повышаются затраты на разработку нового продукта и сокращается длительность его жизненного цикла. Но вместе с тем, техническая сложность сделает их на определённый период времени защищёнными от конкуренции со стороны менее инновационно активных или не столь удачливых в научном поиске конкурентов.

В этой связи хотелось бы напомнить о т. н. «парадоксе Питера Друкера», который состоит в его смелой (а потому – не всеми разделяемой) мысли о том, что предпринимательство, основанное на нововведениях, связано с меньшим (!) риском, чем оптимизация традиционных процессов. По мнению П. Друкера (1909-2005), нет ничего более рискованного, чем оптимизация там, где можно применить нововведение. Такая модель, естественно, подразумевает ведение бизнеса в благоприятных со стороны государства и институциональной среды условиях, поощряющих инновационную активность. Деятельность предпринимателей инновационного типа вызывает благотворное оздоровляющее динамическое неравновесие в экономической системе, которое в свою очередь становится определенной гарантией устойчивости экономической системы в современных условиях.

Накануне глобального финансового кризиса, в 2005-2007 годах в мировой экономике сложилась уникальная ситуация: во всех заслуживающих внимания странах наблюдался экономический рост, который во многом поддерживался высоким уровнем кредитования, аномальной доступностью ссудного капитала. Но эпоха доступного кредита, «лёгких денег» обернулась для мировой экономики «кризисом перепотребления» (см. рис. 2.1.).

Рисунок 2.1 – Механизм глобального «кризиса перепотребления» («рецессионная петля» мировой экономики)


Таким образом, суть произошедших сегодня изменений в мировой экономике можно охарактеризовать как коррекцию темпов экономического роста в сторону большего консерватизма и осторожность в ожиданиях конечных результатов деятельности. Период ускоренного экономического роста закончился для мировой экономики возвратом к нормальным условиям развития, которые, возможно, придадут посткризисному росту большую устойчивость в противовес имевшему место ранее динамизму. В случае с российской экономикой это означает, что период противодействия кризису (как чрезвычайному происшествию) завершён, а на повестке дня актуален новый вопрос – жизнь и работа в новых экономических условиях, для которых будут характерны более низкие значения как микро- , так и макроэкономических показателей.

 

2.1 Структурные характеристики инновационного процесса


Инновационный процесс со структурной точки зрения представляет собой комплекс последовательно взаимосвязанных действий по созданию, освоению и распространению инноваций. Инновационный процесс предполагает эволюционное изменение состояния инновационного продукта, его превращение из идеи в товар, а также и дальнейшую рыночную судьбу нововведения. В рамках инновационного процесса принято выделять три укрупнённые стадии: 1) подготовительная стадия; 2) стадия промышленного производства; 3) стадия коммерциализации нововведения. Каждая из выделенных стадий инновационного процесса сама представляет сложный, многоэтапный процесс с широким набором характерных признаков. Так, подготовительная стадия сформирована из этапов, отражающих развитие научного знания, изучение общественных потребностей в нововведении, ресурсное обеспечение инновационной деятельности предприятия (в том числе и финансовое). К числу основных этапов подготовительной стадии инновационного процесса относят: фундаментальные поисковые научные исследования; прикладные научные исследования; опытно-конструкторские работы; экспериментальное освоение инновации; маркетинг инновационного продукта; организационную подготовку промышленного производства инновационного продукта.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.