· во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;
· во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.
В общем виде, инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит и новых потребителей.*
Большинство прогрессивных новвоведений находит реальное воплощение в создании наукоемкой и конкурентоспособной продукции, что является одним из важных результатов инновационной деятельности.
Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затраты времени как на проведение исследований и разработок, так и на выполнение проектно-технологических и других работ, связанных с масштабным освоением производства новой продукции. В целостную систему инновационной деятельности входят такие составляющие компоненты, как наука, технология, экономика и образование.
Отсутствие любого из компонентов приведет к нарушению целостности системы инновационной деятельности. Точно так же недостаточное внимание к развитию одного из компонентов целостной системы снизит результативность ее функционирования.
Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания как новшества, так и нововведения. Этапы создания новшества включают следующие стадии*:
* фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы;
* прикладные исследования и экспериментальные модели;
* экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка;
* первичное освоение, подготовка производства, запуск и управление освоенным производством, поставка продукции;
* потребление и устаревание, необходимая ликвидация устаревшего производства и создание вместо него нового.
Представленный таким образом инновационный процесс в полной мере отражает жизненный цикл нового продукта. Жизненный цикл - стадийность процесса, единство его начала и конца.
Применительно к нововведению, как процесса переноса новшества в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в себя стадии:
* зарождение - осознание потребности и возможности изменений, поиск и разработка новшества;
* освоение - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений;
* диффузия - распространение, тиражирование и многогранное повторение на других объектах;
* рутинизация - реализация нововведения в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.
Нововведение как процесс, не может считаться полностью завершенным на одной из этих стадий. С другой стороны жизненный цикл может прекратиться на стадии использования, если не сомкнется с нововведением.
Таким образом, оба жизненных цикла взаимосвязаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого. Оба жизненных цикла охватываются общим понятием инновационного процесса и основное отличие между ними заключается в том, что в одном случае происходит процесс формирования новой продукции, в другом - процесс её коммерциализации.
2 Практическая часть. Инновационные проекты в хирургической практике
2.1 Сущность инновационного проекта
«Инновационный проект» в отечественной практике концепция управления проектами (Project Management) нашла отражение в широком применении программно-целевого метода управления (особенно планирования), предусматривающего формирование и организацию выполнения целевых комплексных программ (ЦКП), представляющих собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных социально-экономических целей. Развернутая система проектов и программ реализуется и в научной, и в инновационной сферах. Понятие «инновационный проект» рассматривается как форма целевого управления инновационной деятельностью, процесс осуществления инноваций, комплект документов.
Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники. Как процесс осуществления инноваций - это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям. В то же время инновационный проект - это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта (на Западе для обозначения этого аспекта проекта используется термин «design»). Наиболее полно и комплексно сущность инновационного проекта проявляется в его первом аспекте. Учитывая все три аспекта понятия «инновационный проект», можно дать следующее его определение.
Инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.*
К основным элементам инновационного проекта относятся:
- сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;
- комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;
- организация выполнения проектных мероприятий, т. е. увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданной стоимости и качества;
- основные показатели проекта (от целевых - по проекту в целом, до частных - по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе показатели, характеризующие его эффективность.
Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-технических программ, реализуя задачи отдельных направлений (заданий, разделов) программы, и самостоятельно, решая конкретную проблему на приоритетных направлениях развития науки и техники.
Итак, инновационными проектами являются разработки обновлённых или новых изделий и комплексов, технологий, организаций.
В сфере хирургической деятельности на основе использования новых знаний и новой информации реализуется главный нововведенческий (инновационный) цикл: «создание - производство - использование новшества».
Любые нововведения, особенно радикальные, вносят в отлаженную хирургический процесс элементы неустойчивости и неопределенности, приводящие к нарушению стабильности. Такое состояние характеризуется как кризисное. Оно сохраняется до момента окончательного перехода в качественно новое, устойчивое состояние. Таким образом, процессы реализации нововведений объективно связаны с переходными процессами, суть которых сводится « ломке старого и освоению нового» что находится в полном соответствии с классической философией развития.
Содержанием инновационных преобразований являются кризисные состояния, а целью управления нововведениями - обеспечение жизнедеятельности в предкризисных, кризисных и посткризисных ситуациях.
Значимость, специфика и трудности управления проблемами развития хирургии выделили инновационный менеджмент как самостоятельное научно-техническое направление в отдельную практическую плоскость его применения. Его научный потенциал определяется достижениями и темпами развития инноватики, а практическое предназначение сводится к выполнению функций по управлению процессами создания и реализации качественных изменений (преобразований, модификаций и т. п.) в разных сферах хирургической деятельности, которые в совокупности и определяют стратегию ее развития.
Что касается нововведений в хирургии, то в настоящее время идет совершенствование методов хирургического лечения больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, желчнокаменной болезнью, кишечной непроходимостью, панкреатитом. Профилактика, диагностика, комплексное лечение ранних послеоперационных осложнений в абдоминальной хирургии. Эндохирургия в лечении заболеваний желчевыводящих путей. Новые лазерные технологии в абдоминальной хирургии. Оптимизация методов диагностики и комплексного лечения больных неспецифическим язвенным колитом и болезнью Крона. Применение различных видов лазерного излучения в колопроктологии (диагностика, хирургическое и консервативное лечение). Совершенствование методов диагностики и хирургического лечения острой и хронической артериальной недостаточности. Реконструктивная и пластическая микрохирургия. Комплексное лечение больных с нагноительными заболеваниями легких и плевры. Совершенствование методов комплексного лечения больных гнойно-септическими заболеваниями и ожоговой болезнью. Оптимизация методов хирургического лечения рака желудка.
Нововведения есть в хирургии сетчатки глаза и стекловидного тела. Это достаточно серьезная патология, которая несколько лет назад у нас не лечилась. И не потому, что не было хирургов соответствующей квалификации. Такие операции стали у нас возможны благодаря современной аппаратуре и новейшим инструментам, приобретенным за последние годы. Кроме этого, применяются новые методы лечения глаукомы. Существует компьютерный томограф - наисовременнейший и очень дорогой аппарат для диагностики сетчатки глаза, который может выявить изменения на уровне клетки.*
Страницы: 1, 2, 3, 4