Рефераты. Инновационное управление предприятием: источники инноваций и сопротивление им

            Прохождение реципиентом различных фаз адаптации меняет установки и  поведение. Индивиды согласны с инновацией, когда: 1) ситуация             релевантна их опыту (биографии); 2) они компетентны; 3) они обладают             властью для реализации инновации. Сторонники, появившиеся на самых             ранних этапах жизненного цикла нововведения, как правило, знакомы с             предметом инновационного процесса.

            С точки зрения мотивационных аспектов, любая удобная форма поведения (привычка) и поведение, эффективно решающее данную проблему с             первого раза, выступают в качестве фактора, формирующего             сопротивление нововведениям. Действующие установки сами по себе             являются фактором сопротивления, который определяет консервативный             характер поведения. На стадии установки включаются три компонента -             когнитивный, аффективный и поведенческий. Убеждения развиваются у             индивида в результате получения информации в процессе социальных             интеракций, чтения рекламных материалов, аналитических обзоров и             т.д. Такие убеждения называются периферийными (вторичными). Они             могут измениться, если подкрепляющий их авторитет изменяет свою             статусно-ролевую позицию. Аффективный компонент на этой стадии             выражен незначительно и четко проявляется на стадии активных             действий (поведения).

            Стадия легитимации - это период, когда индивид ищет поддержку             действию, на которое решается. Приемлемость действия, имеющая             первичное значение, достигается наблюдением за поведением других             людей и поиском одобрения со стороны своей референтной группы.             Важная составляющая процесса обретения легитимности - интеракция,             недостаточность которой служит источником сопротивления. Последнее             тесно связано с феноменом зависимости, когда индивид не может             обойтись без поддержки других людей -как это было в детстве в его             отношениях с родителями. Природа инновации и ситуация могут не             позволять индивиду испытать инновацию в буквальном смысле слова -             тогда мы сталкиваемся с явлением заменяющей инновации. Инновационный  опыт индивида, не доверяющего своим            способностями содержит в себе отрицание нововведения .

           На стадии оценки определяются все "за" и "против" участия/отказа от             участия в инновационном процессе. Ярко выраженный эмоциональный компонент состояния индивида воздействует на окончательное оформление ценностных ориентаций по отношению к инновации.

            Выработка решения - последняя стадия процесса. Здесь велика             вероятность возникновения диссонанса, являющегося следствием             ситуации, когда индивид вынужден выбирать из нескольких             привлекательных возможностей. Гомеостазис, как желание сохранить             имеющееся состояние, может служить источником сопротивления             нововведению.

            В контексте исследования феномена социального нововведения главная             цель менеджмента при осуществлении нововведений видится в             установлении и обеспечении группового равновесия и поддержке             адаптации индивидов, условия которой диктовались процессом             преобразований. Сохранение группового равновесия представлялось им             как необходимое условие эффективного внедрения нововведений.             Равновесием (гомеостазисом) называется такая характеристика             организации, которая описывает способность организации             восстанавливать и поддерживать баланс интересов индивидов,             предохранять его от значительных нарушений. У каждого индивида             существует определенный уровень толерантности к происходящим             нововведениям в силу особенных физиологических, психических и             социальных издержек адаптации индивида. Превышение определенного             "лимита" издержек грозит индивиду жестокими стрессами и             перегрузками, а организации - потенциальным провалом инновационного             процесса. Рост масштабов инновации влечет рост издержек ее             реализации, а скорость появления результатов нововведений обратно             пропорциональна их масштабу.

            Специалисты выделяют три типа сопротивления индивида нововведениям:

1)     логическое (рациональное);

2) психологическое (эмоциональное -

            установки, аттитюды);

            3) социальное (обусловленное воздействием

            группы на индивида).

            В фазе внедрения проигрывающая сторона может как рассматривать, так  и не рассматривать поставленный вопрос в одинаковой степени             вероятности. Если проблема не рассматривается, то меньшинство 1)             оказывает сопротивление нововведениям (его поведение влияет на             эффективность и результативность внедрения): 2) требует пересмотра             фазы инициирования процесса организационного развития. Явление             первого типа свойственно авторитарному стилю принятия решений,             второго - коллективному.   Дестабилизация организационной системы на стадии инициирования инновации вызвана поступлением в организацию новой информации, новых знаний - в связи с использованием при передаче информации непривычной лексики (явление коммуникационной дифференциации или барьера схемы кодификации исследовалось Ф.Дж. Ротлисбергером, К.Р.   Роджерсом , К.Ч. Дойчем (1969), К. Янгом (1972). Сопротивление поступлению новой информации может быть вызвано статусными различиями потенциальных донора и реципиента. Чем выше статус

            потенциальной организации-донора, тем менее вероятно, что будет             происходить передача информации. Кроме того, должна ощущаться             экономическая способность внедрения инновации. Часто в исследованиях             отслеживается зависимость образования дефектов передачи информации             от слабости каналов коммуникации.

            Инновация может не приниматься по причине потенциального влияния на  существующие социальные связи в организации, так как угрожает             иерархии власти и престижа, сложившимся на основе установленной             технологии, точнее - предлагаемой ею системе контроля. Новаторы             представляют для определенных социальных кругов организации личную             угрозу. Причина сопротивления может заключаться и в том, что             называется local pride. Организация уникальна, а грядущие             нововведения могут лишить ее этой уникальности.     Фактором сопротивления инновации является применяемая в организации система ведения хозяйственной деятельности (технология), особенно    если она приносит определенные положительные результаты: по-настоящему сложной .преградой на пути внедрения инновационных   решений является благополучное текущее функционирование организации  - в том, что оно "здорово", а не в том, что оно разъедается   бюрократизмом, волокитой и самодовольством .

            Препятствие кроется и в разделении труда и связанной с ним ролевой             структурой организации. Велика вероятность возникновения конкуренции             между подразделениями. Речь в данном случае будет идти о процессе             перераспределения ограниченных ресурсов. Качество связей между             подразделениями ухудшается и чаще всего перерастает в конфликт.             Фундаментальной проблемой межгрупповой конкуренции является конфликт             целей и нарушения (дефекты) коммуникации между ними .

Заключение.

На рубеже двух веков, в преддверии нового, XXI столетия перспективные проблемы развития управления имеют особое значение для России, где происходят крупномасштабные и глубинные процессы преодоления экономического и управленческого кризисов, перехода к     системе рыночных отношений.  И наука, и развивающаяся на ее основе практика управления             (рассматриваемого в широком смысле как целенаправленная организация             совместной деятельности людей) имеют уже более чем             стопятидесятилетнюю историю развития в промышленности, сельском             хозяйстве, сфере услуг и других секторах экономики. Многообразный  опыт, накопленных в разных странах мира-высокоразвитых и менее  развитых, свидетельствует, что среди всех ресурсов предприятий (материальных, трудовых, финансовых и других) важнейшее значение  имеет именно управление, т. е, способность и умение вырабатывать  цели, определять ценность, координировать выполнение задачи функций,  обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности. Именно это характеризует назначение управления, его  качество и эффективность, его воздействие на производительный труд все большего и большего числа людей с разным образованием, опытом, квалификацией и интересами. Поэтому большое теоретическое и практическое значение имеют проводимые в настоящее время обсуждения  и исследования, мнения ученых и бизнесменов об основных тенденциях  нововведения менеджмента в XXI в.

            Определяя роль и предстоящие перемены в управлении, важно исходить             из реально складывающихся факторов его развития в России при             становлении рыночной экономики. В условиях, когда одна система             экономических отношений повсеместно заменяется на другую, когда             быстро разрушается централизованно-командный тип управления и вместо             этого формируются рыночные структуры, на первый план выдвигается             задача выживания предприятий. А для этого в равной степени важным             является и положение на рынке, и инвестиционная активность, и             производительность, и развитие человеческих ресурсов, качество труда             и финансовые результаты. Приходится затрачивать немалые средства на             создание новых производственных связей. Контроль за всеми этими             параметрами непосредственно зависит от управления. условиях широкомасштабных процессов смены форм собственности, интересы выживания предприятий порождают тип управления, который   является промежуточным, - уже не административно-командным, но еще не           рыночным – это - переходное управление, которое имеет две стороны.           Одна из них - нововведения в самом управлении (демократизация,             децентрализация, переход от вертикальных к горизонтальным связям и           др.), а другая - управление самим переходом от одной экономической             системы к другой.

Список литературы.

1.     Безлудный Ф. Ф.. Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. «Сущность понятия инновация и его классификация» // Инновации – 1998 - № 2

2.     Лопатин В. А. «Специфика противоречий инновационного процесса» Минск, 1985

3.     Хучек М. «Инновации на предприятии и их внедрение» - М.: 1992

4.     Пригожин А. И. «Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) – М.: 1989

5.     Фоломьев А. н., Гейгер Э. А. «Менеджмент инноваций» - М. 1998.








   



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.