Рефераты. Инновационное совершенствование регионов России

в ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» - центр научно-инновационной деятельности, технопарк «УниверАгро», бизнес-инкубатор, офис коммерциализации и трансфера технологий.

в ФГОУ ВПО «Пятигорский государственный технологический университет» - научно-технический центр прогнозирования строительной индустрии экспертизы и оценки недвижимости.

В ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» - Совет по управлению инновационными проектами и процессами, Центр управления интеллектуальной собственностью, трансфера технологий и коммерциализации научных разработок, Студенческий профессиональный и бизнес-инкубатор «ПРОФИ-СОЦИ-ЛИНГВА», Система научно-образовательных-инновационных лабораторий, Отдел инновационного менеджмента, Бизнес-школа.

11. Регулярно ведется подготовка и переподготовка кадров для инновационной сферы.

12. Высокая емкость регионального рынка инноваций в агропромышленном и курортно-туристическом комплексах.

W - Слабые стороны

1. Отсутствует целостная региональная инновационная система, в том числе:

целостная система поддержки инновационных проектов на всех этапах их реализации;

единая для всего региона инфраструктура инновационной деятельности;

недостаточно эффективная работа региональной сети трансфера технологий;

ряд важных финансовых механизмов стимулирования инновационной деятельности;

система статистического учета результатов инновационной деятельности на региональном уровне.

2. Прекращение деятельности в последние годы ряда научно - исследовательских организаций и опытных производств.

3. Не созданы условия для ориентации краевых предприятий и организаций на отечественную прикладную науку как источник инноваций, что привело к фактической ориентации предприятий в сфере технологической модернизации преимущественно на импортные технологии.

4. Недостаточный уровень развития промышленности, особенно в области глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, что сужает рынок инноваций на территории края.

5. Недостаточная развитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы, отсутствие механизма закрепления выпускников учреждений профессионального образования на предприятиях инновационной сферы.

6. Недостаточный спрос на инновационные разработки со стороны реального сектора экономики.

O - возможности

1. Создать региональную инновационную систему, которая станет эффективным механизмом перехода к экономике знаний и сделает Ставропольский край центром инновационной деятельности Северного Кавказа.

2. Выгодное географическое положение позволяющее:

позиционировать Ставропольский край как Северо-Кавказский межрегиональный центр инноваций и инновационной деятельности;

рассматривать Ставропольский край как Северо-Кавказский транспортный узел и развивать инновации в области транспорта;

развивать инновационные технологии в коммуникационных и информационно-телекоммуникационных отраслях и создать на территории края Северо-Кавказский телекоммуникационный узел;

развивать инновации в курортно-туристической сфере.

3. Точки роста и инновационного развития, позволяющие сформировать инновационные научно-производственные кластеры – биотехнологии, химическая промышленность, АПК, нанотехнологии, микроэлектроника и материалы для электронной промышленности, альтернативная энергетика, отрасли креативной экономики.

4. Проведение целенаправленной политики в области формирования кадрового ресурса сформирует поколение людей,  которые могут воспринимать инновации, что станет основой человеческого капитала Ставропольского края.

5. Наличие соседних регионов с развитым промышленным комплексом создает возможности для внедрения инновационных разработок.

6. Наличие в крае уникальных специалистов, обладающих знаниями и компетенциями в области межкультурной коммуникации и иностранных языков, позволяющее выводить инновационные разработки на широкую международную арену и развивать международные связи.

T - угрозы

1. Конкуренция на рынке инвестиций со стороны регионов, традиционно имеющих высокий уровень развития инновационной сферы.

2. Проводимая в настоящее время политика сокращения ВУЗов может привести к значительному сокращению научно-технического потенциала края и сокращению подготовки квалифицированных кадров.

3. Ликвидация некоторых научно-исследовательских учреждений федерального подчинения приводит к потере существовавших там научных школ.

4. Отсутствие эффективных механизмов защиты интеллектуальной собственности внутри страны и на международной арене.

5. Технологическое отставание отечественного производства и конкуренция в высокотехнологичной сфере с достижениями науки и технологий в развитых зарубежных странах.

6. Невозможность ведения адекватной научно-технической политики на региональном уровне в рамках существующих полномочий региональной власти.

7. Невозможность создания на региональном уровне эффективных мер стимулирующих проведение НИР, НИОКР на предприятиях реального сектора экономики, в рамках существующих полномочий региональной власти.

5. Механизмы реализации инновационной стратегии на уровне Правительства Ставропольского края


В Ставропольском крае переход к «экономике знаний» до 2020 года предполагается осуществить с помощью построения эффективной региональной инновационной системы и программ государственно-частного партнерства, обеспечивающих технологические прорывы в приоритетных областях развития технологий - биотехнологии, нанотехнологии, инфокоммуникационные технологии.

Основой программ должны стать интеграционные (кластерообразующие) проекты, объединяющие исследования и разработки ученых – специалистов различных направлений  и  представителей высокотехнологичных производств. Основными механизмами реализации стратегии выступают:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности.

2. Программно-целевая государственная поддержка инновационной деятельности.

3. Развитие инновационной инфраструктуры. Создание условий для работы научных системных интеграторов.

4. Создание эффективно действующих совещательных и координирующих органов.

5. Консолидация ресурсов, выделяемых министерствам и ведомствам на инновационную деятельность, под единым координирующим органом; программы и планы развития в различных отраслях краевого хозяйства Ставропольского края и экономики Ставропольского края должны содержать самостоятельный раздел, посвященный мероприятиям в сфере инновационной деятельности.

6. Разработка системы учета результатов инновационной деятельности.

7. Развитие финансовых механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности.

8. Госзаказы, государственно-частное партнерство в софинансировании инновационных проектов.

9. Формирование рынка венчурных инвестиций.

10. Развитие лизинга для инновационных предприятий.

11. Программы технологического перевооружения отраслей и создания кластеров высоких технологий.

12. Экспертиза, конкурсы и тендеры для поддержки из бюджета края инновационных проектов.

13. Участие в международной и национальной информационной среде для поддержки конкурентоспособности инновационной деятельности.

14. Координация деятельности инновационной инфраструктуры в ВУЗах.

15. Совершенствование региональной системы подготовки кадров.

16. Содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

 

5.1 Ожидаемые результаты


1. В результате решения поставленных задач будут созданы условия для реализации инновационного потенциала ВУЗов, отраслевых институтов, предприятий и организаций, что создаст предпосылки для формирования элементов нового технологического уклада в экономике региона, основанного на экономике знаний, а также к развитию человеческого капитала, повышение привлекательности края как места комфортного обитания, обучения и профессионального развития.

2. Реализация инновационного потенциала Ставропольского края в виде создания на территории Ставропольского края высокотехнологичных производств и системы взаимодействия интеллектуального потенциала региона с региональной промышленностью.

3. Критерии и целевые показатели, определяющих необходимость, обоснованность и результативность реализации инновационной деятельности в Ставропольском крае, которые могут быть использованы для количественной оценки достигнутых результатов, это такие индикаторы как:

рост удельного веса инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции, в 2007 году – н/д, к 2020 году – 35%;

коэффициент изобретательской активности, в 2007 году – 1, к 2020 году – 5;

удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем их числе, в 2007 году – 7%, к 2020 году – 50%;

ежегодный прирост малых инновационных предприятий, в 2007 году – 20 предприятий, к 2020 году – 100 предприятий;

доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки, в 2007 году – 61%, к 2020 году – 70%;

6. Создание регионального технопарка в Ставропольском крае


Минэкономразвития Ставропольского края заключит соглашения с вузами в области создания регионального технопарка. Концепция его создания была одобрена по итогам заседания координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, сообщили в министерстве экономического развития края.

В настоящее время министерство экономического развития Ставропольского края заключает соглашения о сотрудничестве с заинтересованными вузами Ставрополья в области создания и развития технопарка. Начата разработка программы его деятельности на 2010 год. Создать региональный технопарк на Ставрополье планируется до конца текущего года.

Технопарк станет важной частью инновационной системы региона. Концентрация на его территории малых инновационных предприятий послужит отправной точкой формирования высокотехнологичных отраслей производства на территории Ставрополья. Основная цель - скоординировать и направить существующий в научных организациях инновационный потенциал на практическую реализацию проектов. Разработанный проект концепции создания технопарка направлен на тесное сотрудничество с краевыми вузами, поскольку одним из основных факторов успешной деятельности технопарка является его интеграция с университетами и научными организациями края, как источником инноваций и квалифицированных кадров. В перспективе структурные подразделения технопарка планируется создать на базе всех крупных вузов края, что позволит наиболее оптимально распределять усилия по развитию малого предпринимательства в научно-технической сфере.

В состав технопарка войдут ряд элементов, работающих под управлением или в составе унитарного предприятия "Управляющая компания Технопарка", создать которую планируется в текущем году. Именно эта организация непосредственно займется поддержкой малых инновационных предприятий. На первых этапах элементы технопарка планируется создать в Ставрополе, Пятигорске и Невинномысске. При этом создаваемый в Невинномысске региональный индустриальный парк (РИТ-парк) возможно будет интегрирован в состав регионального технологического парка. Организационно Технопарк будет состоять из инновационно-технологического бизнес-центра, центров коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием, центра высоких технологий, инновационно-технологических центров и бизнес-инкубаторов на базе вузов и промышленных площадок предприятий.

Рис.1. Функциональная структура региональной инновационной системы

Заключение


В результате проведённой работы можно сделать ряд выводов. В результате экономического развития страны на смену управления функционированием приходит управление развитием. Источником же развития, как известно, являются противоречия, которые рано или поздно приведут к системному кризису, трансформации ее в новое качество. Но система всегда стремится к стабильности, поэтому необходим определенный раздражающий фактор. Таким фактором служат инновации. Причем очень важно, чтобы изменения, вызываемые инновациями, воспринимались не как разрушение, а как новый шанс на успех. Для этого необходимо научиться эффективно, управлять инновациями и инновационным процессом. В результате начинает активно развиваться особое направление в менеджменте предприятий - инновационный менеджмент.

В последнее время усиление внимания российских экономистов к проблемам инновационного менеджмента объясняется не только мировыми экономическими тенденциями (усложнение структуры экономики, ускорение темпов НТП, вызывающее противоречие между уменьшением срока рыночной жизни продукта и увеличением продолжительности его потенциальных возможностей и т.д.), но и сугубо российскими экономическими проблемами. В условиях общего кризиса, переживаемого сейчас нашей страной, инновационные инвестиции в наибольшей мере ставятся под удар. Хотя инвестиционный кризис пока менее заметен, нежели, например, кризис потребительской сферы, но по своим последствиям он далеко превосходит все остальные составляющие упомянутого общего экономического кризиса. Поэтому реализация инноваций в условиях дефицита финансовых ресурсов требует высочайшего профессионализма

Список используемых источников


1.                 В.А. Шаповалов, П.В. Акинин «Устойчивое развитие региона в условиях экономической интеграции России в мировое хозяйство» - сборник, издательство Ставропольского государственного университета, 2006.

2.                 Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001г


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.