В то же время особый налоговый режим для новых инвестиционных проектов в современных российских условиях позволяет достичь весьма значимых результатов. Так, администрация Новгородской области установила налоговые льготы для инвестиций на территории области, получила существенный приток иностранных инвестиций, гарантирующих уже сегодня высокий потенциал экономического развития области в будущем.
К регулирующим воздействиям администрации относится также установление правил пользования землей. Выделение соответствующих зон использования земли для промышленного и жилищного строительства, торговли и бизнес-центров оказывает влияние на частных инвесторов. При планировании и осуществлении того или иного строительства администрации могут изменять обычные правила застройки, предоставляя тем самым конкретные льготы или высвобождая средства под те или иные программы.
Регулирование порядка застройки может дать весьма ощутимый эффект в длительной перспективе. Однако получение соответствующего эффекта возможно только при условии проработки стратегических планов развития города, при четком установлении долгосрочных и краткосрочных целей его развития.
3. Прямая кооперация администрации и бизнеса.
В случае осуществления крупных проектов развития городов иногда оказывается целесообразным непосредственное сотрудничество администрации и частных организаций. Примерами такого рода могут служить проекты "Сити" и "Манежная площадь" в Москве. Будучи масштабными долгосрочными проектами, способствующими развитию города в целом, они осуществляются совместными усилиями частных организаций и администрации города. В ряде случаев для координации деятельности в рамках одного проекта создается смешанная компания. Однако в таких компаниях наблюдается конфликт интересов частного и общественного сектора, всегда сложно до конца согласовать интересы развития города с предпринимательскими интересами, связанными с извлечением прибыли. Чтобы избежать ненужного перекоса в сторону частных интересов, прямая кооперация должна сопровождаться подробным и обоснованным процессом планирования, достаточно эффективным контролем и наличием авторитетного и влиятельного руководства со стороны местной администрации.[26]
Общемировой тенденцией последних лет стал рост числа организаций неправительственного, негосударственного характера, вовлеченных в решение проблем экономического развития городов. Как правило, это бесприбыльные организации, которые могут оказывать помощь частному бизнесу, содействовать его развитию. К таким организациям можно отнести местные торгово-промышленные палаты, специализированные агентства по социально-экономическому развитию или маркетингу региона. Кооперация администрации с этими организациями приносит пользу региону в целом.
Руководители местной администрации действуют подчас как посредники, как "создатели коалиций", как помощники реальных действующих лиц, используя разнообразные подходы к содействию экономическому развитию. Поэтому работа по экономическому развитию может и должна строиться с привлечением руководителей крупнейших предприятий и работодателей региона. В такой кооперации с руководителями предприятий региональная администрация может более эффективно решать вопросы обучения персонала, развития инфраструктуры, стимулирования малого и среднего бизнеса.
Таким образом, инструментами управления экономическим развитием на региональном уровне являются следующие:
- создание общих условий для бизнеса (дороги, связь, офисы, рыночная инфраструктура);
- регулирование деловой активности (местные налоги, зонирование, особые условия);
- прямая кооперация администрации и бизнеса (совместные проекты).
В современных условиях для выхода из кризисного состояния необходимы целевые планы и программы действий, предусматривающие комбинацию всех методов воздействия на экономическое развитие региона. При этом весьма важным аспектом составления таких программ может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с их осуществлением.
Независимо от того, какие конкретные виды влияния на экономическое развитие региона применяет администрация, сама по себе функция воздействия на такое развитие обладает рядом особенностей. Прежде всего, это нерутинная функция, в отличие от стандартных функций инфраструктуры жизнеобеспечения населения (водо-, газо-, электроснабжение, ремонт дорог, вывоз мусора, утилизация отходов и пр.). Более того, нерутинность этой функции обусловливает гибкий, неординарный способ организации. Данная функция предполагает нестандартный подход к решению проблем, организацию переговоров с частными и негосударственными организациями, применение прогрессивных методов современного менеджмента, в том числе стратегического планирования и маркетинга.
В настоящее время в деятельности региональной администрации, направленной на социально-экономическое развитие региона, широко используются новые управленческие технологии, среди которых:
- инструменты региональной промышленной политики, включающие в себя и широкий спектр методов привлечения инвестиций в регион;
- методы стратегического планирования развития регионов;
- приемы регионального маркетинга и методы "продвижения" регионов и городов.[27]
Новые управленческие технологии развития регионов требуют постоянного обновления знаний и трансформации персонала администраций. Для реализации таких технологий необходимо осуществлять регулярные вложения в человеческий капитал регионов и городов. Целесообразно при формировании и развитии дееспособной команды администрации следить за непрерывным повышением ее квалификации, используя инновационные семинары и стажировки. Повсеместно следует применять приемы так называемого бенчмаркинга, т. е. целенаправленного переноса передового опыта других регионов и городов.[28]
Таким образом, экономическое благосостояние российских регионов определяется не только наличием исходных преимуществ (географическое положение, природные ископаемые и др.), но и качеством управления их социально-экономическим развитием. В управлении развитием региона целесообразно использовать современные методы регионального менеджмента, среди которых выделяются стратегическое планирование, региональный маркетинг и другие. Основным фактором успеха в управлении региональным развитием становится уровень квалификации кадров региональной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по региональному развитию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству.
При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры.
В начале своего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию. В общей неразвитости производства удельный вес инфраструктуры был незначителен.
В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда, т.е. происходит общественное разделение труда, в связи с чем, происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственная инфраструктура приобретает новое качество, заключающееся в том, что она превратилась в развивающиеся отрасли и виды деятельности.
Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда.
Термин “инфраструктура” произошел от лат. - “infra” - ниже, под; structura” - строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина “инфраструктура” существуют различные трактовки понятия.
Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в “предоставлении услуг производству и населению”, в “обслуживании производства и населения”.
Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в “создании общих условий производства”, в “обеспечении деятельности основного производства”.
Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства.
Функционирование инфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны - обслуживание материального производства, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора который также непосредственно участвует в производстве.
Социальная инфраструктура не является механизмом, обслуживающим вспомогательным и придаточным для некой основной структуры. Ведь объект социального обслуживания - население - состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей производство.
Однако необходимо отметить сходство производственной и социальной инфраструктуры, которое состоит в том, что изменение стоимости товара происходит как оказание услуг в производственной сфере транспортирование узлов из одного предприятия на другое), так и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды).
Для своевременного и полноценного развития сферы инфраструктурного комплекса должна быть выработана программа действий по следующим направлениям:
– создание благоприятных условий для конкуренции предприятий;
– стимулирование предприятий для решения основных задач экономического роста и безусловное выполнение возложенных на них функций;
– привлечение иностранных инвестиций для приоритетного развития объектов рыночной инфраструктуры;
– решение проблем получения образования с учетом требований рынка, обеспечивающего право и возможности работать по специальностям, в которых нуждаются объекты рыночной инфраструктуры.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Большаков А.С. Менеджмент. Учебное пособие/ А.С. Большаков. - СПб.: "Питер", 2000. - 160 с.
2. Вальков В.И. Автоматизированные системы управления технологическими процессами. 3-е издание, переработанное и дополненное/В.И. Вальков. - М.: Политехника, 2006. - 269 с.
3. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента/ Д.Д. Вачугов. - М., 2005. - 309 с.
4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Конспект лекций/Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог, 2004. - 157 с.
5. Гольдштейн Г.Я. Экономический инструментарий принятия управленческих решений/Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог, 2004. - 615 с.
6. Друкер Питер Ф. Практика менеджмента.: Пер. с англ.: Уч.пос. – Издательский дом «Вильямс», 2000г. - 398с.
7. Захаров Д.И. Конспект лекций по менеджменту/Д.И. Захаров. - М.: 2003. 201 с.
8. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента/Н.И. Кабушкин. – М.: Новое знание, 2003. - 354 с.
9. Кондэ Г. Развитие и совершенствование служб управления/Г. Кондэ. - М.: Прогресс, 2000. – 308 с.
10. Ладанов И.Д. Практический Менеджмент/И.Д. Ладанов. - М., 2007. – 450 с.
11. Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатика. - М.: ИНФРА - М., 2003.- 432 с.
12. Мескон М.Х. Основы менеджмента/ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: «Дело» 2002. – 458 с.
13. Hиканоpов С.П. Системный анализ: этап развития методологии решения проблем управления/С.П. Никаноров. – М., 2001. – 208 с.
14. Паркинсон С.Н. Управление инфраструктурой региона/С.Н. Паркинсон. - М., 2000. – 360 с.
15. Пятенко С.В. 9 основ менеджмента/С.В. Пятенко. – СПб.: "Питер", 2004. - 173 с.
16. Уайтли Ф. Мотивация/Ф. Уайтли. - М., 2005. – 404 с.
17. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент/Р.А. Фатхутдинов. - М.: Интел - Синтез, 2000. - 404 с.
18. Федько В.П. Азиатский и европейско-американский стили управления, возможность оценки эффективности национального менеджмента через инфраструктурные составляющие/В.П. Федько // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 5. – С. 21
19. Инфраструктура товарного рынка/ В.П. Федько. - Ростов-н/Д, 2000. – 382 с.
20. Якокка Л. Карьера Менеджера/Л. Якокка. - СПб., 2004. – 502 с.
[1] Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент/Р.А. Фатхутдинов. - М.: Интел - Синтез, 2000. - 404 с.
[2] Большаков А.С. Менеджмент. Учебное пособие/ А.С. Большаков. - СПб.: "Питер", 2000. - 160 с.
[3] Большаков А.С. Менеджмент. Учебное пособие/ А.С. Большаков. - СПб.: "Питер", 2000. - 160 с.
[4] Гольдштейн Г.Я. Экономический инструментарий принятия управленческих решений/Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог, 2004. - 615 с.
[5] Кабушкин Н.И. Основы менеджмента/Н.И. Кабушкин. – М.: Новое знание, 2003. - 354 с.
[6] Пятенко С.В. 9 основ менеджмента/С.В. Пятенко. – СПб.: "Питер", 2004. - 173 с.
[7] Пятенко С.В. 9 основ менеджмента/С.В. Пятенко. – СПб.: "Питер", 2004. - 173 с.
[8] Вальков В.И. Автоматизированные системы управления технологическими процессами. 3-е издание, переработанное и дополненное/В.И. Вальков. - М.: Политехника, 2006. - 269 с.
[9] Hиканоpов С.П. Системный анализ: этап развития методологии решения проблем управления/С.П. Никаноров. – М., 2001. – 208 с.
[10] Якокка Л. Карьера Менеджера/Л. Якокка. - СПб., 2004. – 502 с.
[11] Кондэ Г. Развитие и совершенствование служб управления/Г. Кондэ. - М.: Прогресс, 2000. – 308 с.
[12] Кондэ Г. Развитие и совершенствование служб управления/Г. Кондэ. - М.: Прогресс, 2000. – 308 с.
[13] Федько В.П. Азиатский и европейско-американский стили управления, возможность оценки эффективности национального менеджмента через инфраструктурные составляющие/В.П. Федько // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 5. – С. 21
[14] Федько В.П. Азиатский и европейско-американский стили управления, возможность оценки эффективности национального менеджмента через инфраструктурные составляющие/В.П. Федько // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 5. – С. 21
[15] Вачугов Д.Д. Основы менеджмента/ Д.Д. Вачугов. - М., 2005. - 309 с.
[16] Инфраструктура товарного рынка/ В.П. Федько. - Ростов-н/Д, 2000. – 382 с.
[17] Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Конспект лекций/Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог, 2004. - 157 с.
[18] Уайтли Ф. Мотивация/Ф. Уайтли. - М., 2005. – 404 с.
[19] Уайтли Ф. Мотивация/Ф. Уайтли. - М., 2005. – 404 с.
[20] Захаров Д.И. Конспект лекций по менеджменту/Д.И. Захаров. - М.: 2003. 201 с.
[21] Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатика. - М.: ИНФРА - М., 2003.- 432 с.
[22] Паркинсон С.Н. Управление инфраструктурой региона/С.Н. Паркинсон. - М., 2000. – 360 с.
[23] Паркинсон С.Н. Управление инфраструктурой региона/С.Н. Паркинсон. - М., 2000. – 360 с.
[24] Паркинсон С.Н. Управление инфраструктурой региона/С.Н. Паркинсон. - М., 2000. – 360 с.
[25] Мескон М.Х. Основы менеджмента/ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: «Дело» 2002. – 458 с.
[26] Федько В.П. Азиатский и европейско-американский стили управления, возможность оценки эффективности национального менеджмента через инфраструктурные составляющие/В.П. Федько // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 5. – С. 21
[27] Кондэ Г. Развитие и совершенствование служб управления/Г. Кондэ. - М.: Прогресс, 2000. – 308 с.
[28] Кондэ Г. Развитие и совершенствование служб управления/Г. Кондэ. - М.: Прогресс, 2000. – 308 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5