Рефераты. Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ

Рис.1 Инновационно-активные организации промышленности по видам экономической деятельности [23,с.598].


Уровень инновационной активности наиболее высок в производстве пищевых продуктов, электрооборудования и сфере машиностроения, что дает основания надеяться на тенденцию роста конкурентоспособности и качества всей отечественной продукции,однако в общем он недостаточно высок.

Однако относительно инновационной деятельности предприятий необходимо отметить и тот факт, что даже те предприятия, которые причисляются к инновационно-активным, сокращают долю «принципиально новой и усовершенствованной продукции» в общем объеме производства. Как показывают социологические опросы, только пятая часть инновационно-активных предприятий в  промышленности осуществляют нововведения в сфере технологии производства. Остальные инновации приходятся на инфраструктуру, организационную и маркетинговую деятельность предприятия, которые связаны с минимальной наукоемкостью [10, с.17].

А именно инновации с мощными преобразовательными функциями имеют для производства особое значение. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющую высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства, которая приведет к экономическому росту. К таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и технологию. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технический уровень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние.

Инновационная деятельность сопровождает все фазы и этапы воспроизводственного цикла предпринимательства и должна быть эффективной. Если понимать под эффективностью результативность деятельности, в том числе инновационной, то ее можно и нужно классифицировать, как и любую другую экономическую категорию.

Р.А. Фатхутдинов выделяет две группы экономических эффектов от проведения инновационной деятельности: от осуществления инноваций инновационной организации и от продажи новшеств собственной разработки и покупных (Приложение 4). Кроме того, различается экономический, научно-технический, социальный и экологический эффект. Эта градация соответствует требованиям практики. Необходимо отметить, что все эти эффекты находятся в тесной взаимосвязи – когда, например, экологический эффект сопровождается социальными последствиями, последствиями в развитии науки и техники, в изменении экономической обстановки.

Нельзя не сказать так же о тех рисках, с которыми могут столкнуться предприятия при осуществлении инновационной деятельности. Среди них можно выделить следующие:

·                             потребительский риск: применяемые компанией технологии или продукты не позволяют обеспечить стабильное качество нового сервиса для всего круга клиентов;

·                             общекорпоративный риск: развертывание инновационного проекта слабо адаптировано к сложившейся корпоративной культуре и методам управления компанией;

·                             риск проведения изменений: инновационные внедрения сопровождаются изменениями в регламентах, системе отчетности, составе продуктовой линейки, схемах взаимодействия как внутри подразделений, так и с внешними поставщиками;

·                             риск персонала касается главным образом выбранной стратегии вовлечения сотрудников компании в инновационный процесс и связанного с этим качества программ мотивации;

·                             риск технологической новизны заключается в том, что на первых порах, как правило, отсутствуют стандарты, без которых невозможно достичь единообразия процессов обработки и взаимопонимания между различными системами, функционирующими на одних и тех же технологических и идеологических принципах.

Наконец, возникают ситуации, когда различные общественные организации препятствуют распространению технологических новшеств. Однако главной угрозой для стратегических инновационных проектов остается повседневная функциональная нагрузка на руководителей и менеджмент компании. Темп изменения бизнеса компании не должен ломать установившиеся процессы, но задачи текущей деятельности не вправе ставить под угрозу стратегию компании и перспективные возможности по созданию конкурентных преимуществ [11, с.21].

В настоящее время разрабатывается соответствующая систематика и инструментарий методов, позволяющие повысить эффективность инновационной деятельности. В принципе малые и средние предприятия для успешного осуществления инновационных проектов могут воспользоваться двумя альтернативами.

1. Предприятия сами разрабатывают инновационно–технические предпосылки и реализуют на рынке полученные результаты. Такой подход связан с большими и постоянно растущими затратами, обусловленными научно-техническим прогрессом, и тем самым высоким и рисками. Это касается прежде всего продукции высокого технического уровня и большой сложности. Все это по силам в основном только крупным предприятиям.

2. В рамках кооперационной стратегии малые и средние предприятия сотрудничают с другими компаниями. При этом кооперация может осуществляться на всех этапах инновационного процесса. Кооперация малых и средних предприятий в целях повышения конкурентоспособности и снижения рисков находит все более широкое применение при крупномасштабных инновациях. Сотрудничество может проходить в самых разных формах, например, в форме стратегического альянса, кооперационных исследованиях, кооперационного производства и кооперационного маркетинга [22, с.64].

Подводя итог, можно сделать вывод, что инновации безусловно способствуют повышению конкурентоспособности отечественных предприятий и следовательно экономическому росту. Поэтому для успешной работы осуществление инновационной деятельности необходимо каждому предприятию.

Заключение


Мы рассмотрели тему «Инновации и инновационная деятельность». Определили, что инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. В своей работе мы представили классификацию инноваций различных авторов, выяснили  какие существуют стимулы к инновационной деятельности.

Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологий, научными предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны. Субъекты инновационной деятельности – юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица, иностранные организации и граждане, участвующие в инновационной деятельности.

Мы определили, что немаловажную роль в инновационной сфере играет государство. Оно содействует повышению инновационной активности предприятий, что обеспечивает рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства. Центральное место в системе прямого государственного регулирования инновационной деятельности занимает финансирование инновационных проектов из бюджетных средств. В настоящее время наблюдается тенденция повышения доли бюджетных средств в структуре затрат на инновационную деятельность.

Мы попытались выяснить, какова роль инноваций в развитии предприятий. И можно утверждать, что применение инноваций приводит к получению конкурентных преимуществ предприятия. Они способствуют увеличению объема производства, завоеванию новых рынков, росту прибыли, что ведет к эффективности работы и экономическому росту. Поэтому недооценив роль инноваций в жестких условиях конкуренции, компания рискует оказаться вне рынка.

Что касается российских предприятий, то их инновационная активность в настоящее время увеличивается. Но существуют и некоторые проблемы в инновационной сфере. Во-первых, это отсутствие единого федерального закона  «Об инновационной деятельности», принятие которого необходимо. Во-вторых, это проблема кадров, под которой понимается переход специалистов в другие сферы деятельности, не связанные с их профессией, с целью обеспечить себе средства к существованию. В-третьих, проблема нехватки собственных средств предприятия на реализацию инновационных проектов. Необходимо отметить и тот факт, что нынешний этап развития инновационной деятельности в российской промышленности имеет антитехнологический харктер; все усилия современного промышленного менеджмента направлены преимущественно на учет потребностей рынка.

Подводя итог, можно сделать вывод, что российские предприятия имеют большой инновационный потенциал. Для его развития необходимо увеличить поддержку отечественного бизнеса со стороны государства и в большей степени тех, которые осуществляют инновационную деятельность. Дальнейшее развитие инновационной сферы в России будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий.

Список литературы


1.Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебн.пособие. – М.: Гардарики, 2008.

2.Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник. – М.: Дашков и К, 2008.

3.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

4.Ильенкова С.Ф. Инновационный менеджмент: Учебник для ВУЗов. – М.: Банки и Биржи, 2003.

5.Инновационный менеджмент: Учебн.пособие/ Под ред. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2005.

6.Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, 2008.

7.Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М.: Проспект, 1999.

8.Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ЗАО «Бизнес – шк.», 2006.

9.Басов А.И. Инновации – главное направление инвестиционного процесса // Финансы и кредит. – 2006. - №5.

10.Бекетов Н. Перспективы развития национальной инновационной системы России // Вопросы экономики. – 2007. - №7.

11.Гаврилов С. Инновации: польза и риски // Директор информационной службы. – 2008. - №11.

12.Голиченко О. Российская инновационная система: принципы развития // Вопросы экономики. – 2007. - №12.

13.Давыдова Л.В. Инновации как фактор экономического роста // Финансы и кредит. – 2008. - №17.

14.Данилов И. Инновации как универсальный инструмент повышения конкурентоспособности предприятия // Стандарт и качество. – 2007. - №1.

15.Кобрин Ю. Инновации – условие конкурентоспособности //Экономист. – 2007. - №12.

16.Комков Н.И. Роль инноваций и технологий в развитии экономики и общества // Проблемы прогнозирования. – 2006. - №3.

17.Косоногова И.А. Инновации, стимулы и цели // Дайджест – финансы. – 2007. - №3.

18.Ларичева Е.А. Двойная роль инноваций // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - №3.

19.Ленчук Е.Б. Финансирование инновационной деятельности в России // ЭКО. – 2008. - №12.

20.Мемухина С. Развитие инновационной политики России и регионов РФ // Экономика и управление. – 2008. - № 4.

21.Удалов Ф.Е. Болевые точки инновационной деятельности в России // ЭКО. – 2006. - № 11.

22.Херберт Н. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // Проблемы теории и практики. – 2005. - № 3.

23.Российский статистический ежегодник 2008. – М.: Госкомстат, 2008.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.