Это ещё один метод управления конфликтной ситуацией. Один из самых распространённых механизмов - цепь команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчинённых имеют разногласия по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять.
Общеорганизационные комплексные цели.
Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики - направить усилия всех участников на достижение общей цели.
Структура системы вознаграждений.
Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтом, оказывая влияние на людей для избежания дисфункциональных последствий. Люди, вносящие свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.
Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.
Межличностные стили разрешения конфликтов.
Уклонение.
Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция - не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придётся приходить в возбуждённое состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.
Сглаживание.
При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому что "мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку". Такой "сглаживатель" старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет "взрыв".
Принуждение.
В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчинёнными, но он может подавить инициативу подчинённых, создаёт большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.
Компромисс.
Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто даёт возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме может сократить время поиска альтернатив.
Решение проблемы.
Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации.
При искреннем желании разрешить спорный вопрос, нужно следовать следующему плану ведения разговора. Лучше, если с вашим партнером разбора конфликтной ситуации ознакомлен соперник. Разговор на чистоту лучше вести в специально выбранное время и в помещении, где не будет посторонних свидетелей.
В СООО "Белая Вежа" наиболее часто возникают конфликты между двумя менеджерами, отвечающими за рекламную кампанию предприятия. В данной ситуации происходит столкновение противоречий.
В данной ситуации руководителям подразделений следует рассмотреть варианты самоуправления: дать им больше полномочий и для самостоятельного принятия решений, то есть разделить ответственность по уровням, а не сосредотачивать ее в руках директора. Это позволит ускорить процесс принятия решений, усилить личные обязательства сотрудников по выполнению работы через участие в управлении.
2. Задание
Диагностика рабочего времени на предприятии по следующим показателям:
1) средняя продолжительность операции (мин.);
2) коэффициент использования рабочего дня;
3) коэффициент потерь рабочего времени по вине работника;
4) коэффициент потерь рабочего времени, не зависящих от работника;
5) коэффициент повышения производительности труда.
Проследим работу токаря на токарном станке (технологическая операция - обработка заготовок):
Cоставим фактический и нормативный баланс рабочего времени за день (таблица 1).
Таблица 1.
Баланс рабочего времени за день, мин
Затраты рабочего времени
Фактические затраты времени
Нормативные затраты времени
Уплотнение рабочего времени
ПЗ
ОП
ОБ
ПНП
ПНД
НАБ
ОТЛ
25
380
15
10
20
4% от ОП = 16
434
3% от ОП = 15
9
-5
Всего
480
54
ПЗ - подготовительно-заключительное время (получение задания, инструктажа, материалов, заготовок, приспособлений, инструмента, документации и сдача приспособлений, инструмента, остатков материалов, изготовленной продукции);
ОП - оперативное время - время основной (технологической) и вспомогательной работы;
ОБ - время технического и организационного обслуживания рабочего места;
ПНП - перерывы из-за нарушения производственного процесса;
ПНД - перерывы из-за нарушения дисциплины;
НАБ - время на наблюдение за работой оборудования;
ОТЛ - время на отдых и личные надобности.
Из таблицы 1 видно, что потери рабочего времени составили 50 мин, на подготовительно-заключительную работу ушло на 9 мин больше нормативного времени, а время на отдых и личные надобности можно увеличить на 5 мин. В таком случае уплотнение рабочего времени составит:
9 + 30 + 20 - 5 = 54 мин.
Увеличится время оперативной работы, оно будет равно:
480 - 16 - 15 - 15 = 434 мин.
Коэффициент уплотнения рабочего времени (Ку) рассчитывается по формуле:
.
Прирост производительности труда определяется следующим образом:
Путем сопоставления данных фактического и нормативного балансов рабочего времени определяются следующие коэффициенты:
а) полезного использования рабочего времени:
,
;
б) полезного использования оборудования:
в) потерь рабочего времени, зависящих от рабочего:
г) потерь рабочего времени по организационно-техническим причинам:
По данным фотографии рабочего дня можно установить норму времени (Тшт).
За рабочую смену токарь обрабатывает 100 деталей. Оперативное время составило 3,8 мин (380 / 100), оно является основой определения нормы времени.
Норма выработки за 1 час = 60 / 4,18 = 16 шт.
Дневная норма выработки = 480 /4,18 = 114 шт.
Прирост производительности труда, рассчитанный по нормам выработки, составит:
Список использованных источников
1. Гончаров В. И. Менеджмент: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 624 с.
2. Золотогоров В. Г. Организация и планирование производства. Практическое пособие. - Мн.: ФУАинформ, 2001. – 528 с.
3. Ильин А. И., Синица Л. М. Планирование на предприятии: Учебное пособие. В 2-х частях. – Мн.: ООО "Новое знание", 2000. – 728 с.
4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие – Мн.: Новое знание, 2002. – 336 с.
5. Менеджмент: Деловая карьера / Н. П. Беляцкий. – Мн.: Вышэйшая школа, 2001. – 302 с.
6. Организация, нормирование и оплата труда: Учеб. пособие /А. С. Головачев, Н. С. Березина, Н. Ч. Бокун и др.; Под общ. ред. А. С. Головачева. – М.: Новое знание, 2004. – 496 с.
7. Риск-менеджмент: Учебник / В. Н. Вяткин, И. В. Вяткин, В. А. Гамза, Ю. Ю. Екатернославский, Дж. Дж. Хэмптон под ред. И. Юргенса. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003. – 512 с.
8. Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: "Дашков и К", 2002. – 1012 с.
9. Суша Г. З. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 384 с.
10. Хрипач В. Я. и др. Экономика предприятия. – Мн.: Экономпресс, 2001. – 464 с.
Страницы: 1, 2