Функциональное содержание менеджмента
Содержание
Введение
1. Методологическая основа содержания и развития функций управления
2. Функциональная деятельность в системе менеджмента
2.1 Функции управления и их характеристика
2.2 Функциональный подход при оценке системы менеджмента
2.3 Совершенствование инструментальных и появление новых функции управления
3. Результативность функционального разделения труда в системе менеджмента
Заключение
Список использованной литературы
Основополагающим условием и определяющим признаком существования и эффективного функционирования сложных систем выступает управление в самом широком смысле этого слова.
Целенаправленное, эффективное и в значительной степени рациональное достижение целей управления организацией зависит от его функционального спектра. Выделение функций управления занимает одно из важнейших мест в теории менеджмента.
Переход к рыночным отношениям, реформирование собственности и появление кооперативных предприятий, хозяйственных товариществ, обществ и других организационных форм субъектов предпринимательства, неведомых прежней экономике, внесли коренные изменения в существовавший ранее порядок управления доминировавшими государственными предприятиями и потребовали изменений и усовершенствований существующих функций управления предприятиями.
Процессы глобализации и информатизации, активизация внешнеэкономических отношений привели к значительным изменениям в целях, задачах, методах и функциях управления. Резко изменилось отношение к собственности, разрушились десятилетиями устанавливавшиеся длительные хозяйственные связи. Потребовалась адекватная трансформация производственных отношений применительно к конкурентным условиям деятельности предприятий. В связи с этим методы и функции управления предприятиями стали одной из наиболее актуальных и востребованных исследовательских тем.
Сегодня важно проанализировать основные тенденции изменения характера функций управления, а также место функции управления на современном предприятии, которое рассматривается как сложная системное образование со множеством функционирующих подсистем.
Цель нашей работы – это рассмотрение сущности менеджмента с точки зрения его функционального содержания, выполняемых им функций.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные подходы к содержанию функции управления
- выявить исторические моменты в развитии теории функций управления
- рассмотреть основные функции управления: планирование, организация, мотивация, координирование, контроль;
- рассмотреть функциональную модель оценки менеджмента, основанную на выделении функций управления;
- выявить основные направления совершенствование функций управления;
- выявить новые направления и функции в системе менеджмента;
- рассмотреть основные аспекты, влияющие на результативность и эффективность функционального разделения труда.
Сегодня управление рассматривается как циклический процесс, который состоит из отдельных управленческих работ, называемых функциями управления.
Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности[1].
Одним из основных компонентов содержания управления являются функции. Т.е. для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно получить в итоге, как организовать дело, как мотивировать и как проконтролировать. Это и есть функции управления.
Понятие управленческих функций и их развитие связано неразрывно с развитием самой теории менеджмента как управленческого процесса. Для того, чтобы узнать как развивались функции менеджмента и как менялось их содержание рассмотрим основные моменты в различных теориях различных школ менеджмента.
Весомым вкладом школы научной организации управления стала идея отделения управленческих функций от фактического выполнения работы. По сути, именно Ф.У.Тейлор и его современники указали на то, что менеджмент является отдельной сферой деятельности и что организация выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего[2]. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.
Эта школа стала серьезным концептуальным прорывом, благодаря которому менеджмент превратился в самостоятельную область научных исследований. Менеджеры и ученые впервые поняли, что методы, используемые в науке и технике, можно применять для достижения организационных целей.
Тейлору принадлежит плодотворная идея расчленения производственного процесса на отдельные элементы, выявления наилучших способов выполнения каждого из них и обучения этому персонала. Должны отбираться наиболее способные рабочие, с которыми целесообразно проводить занятия и тренировки.
Применение системы Тейлора потребовало новой организации управления, новых обязанностей управляющих. Главным здесь было заменить чисто линейную, "военную" организацию прямого подчинения функциональной. Особое значение придавалось функции планирования. По Тейлору, завод должен управляться не столько директором-распорядителем, сколько плановым отделом. Ежедневная работа всего завода должна направляться различными функциональными лицами так, чтобы по крайней мере в теории завод мог работать беспрепятственно даже в том случае, если бы директор-распорядитель, управляющий и их помощники, не входящие в плановый отдел, все сразу отсутствовали в течение месяца.
Супруги Ф. и Л.Гилбреты большое внимание уделяли оптимальной организации труда. Они изобрели специальный прибор – часы-микрохронометр – для фиксирования движений работников.
Г.Гант внес существенный вклад в систему формирования производственных целей и контроля их исполнения. Разработка графических методов позволила повысить эффективность оперативного управления на предприятии[3].
Новый импульс научных идей связан с исследованием управленческого процесса как такового. Данное направление получило название административная школа. Административная школа связана с именами А. Файоля – во Франции, Л. Урвика – в Великобритании, Дж. Муни, Э. Рейли, Л. Гьюлика, У. Ньюмэна, Л.Э. Аллена – в США, М. Вебера – в Германии и пр.
Файоль выделяет шесть групп операций, имеющих место в ходе осуществления производственной деятельности: технические (производство, выделка, обработка); коммерческие (покупка, продажа, обмен); финансовые (привлечение средств и распоряжение ими); страховые (страхование и охрана имущества лиц); учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.); административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).
Таким образом, Файоль в 1916 г. первым выделяет функции менеджмента. Функцию предвидения и планирования он понимал как исследование будущего и формулировку плана действий; организацию – как построение структуры, создание материальной базы производства и профессионального коллектива; координацию – как соединение и гармонизацию всех действий и усилий; а контроль – как отслеживание того, что все происходило в соответствии с установленными правилами и изданными приказами[4].
Он говорил, что организация начинается со стратегического плана или определения целей; развивается как способная их воплотить структура; поддерживается контролем и взаимодействием между руководителем и рабочей силой и контролем за ее деятельностью; обретает гармонию благодаря управлению, координирующему работу разных отделов; осуществляет проверку эффективности собственной деятельности с помощью независимых штатных департаментов.
В рамках административной школы большое внимание уделялось постановке целей как предпосылке любой организационной работы, а также проблеме построения организационных структур.
Административная школа говорит, что функция менеджмента заключается в формирование оптимальной организационной структуры для выполнения работы, а также установлении формальных связей между каждым звеном организации[5].
Представители как научного движения, так и административного не отвергали в целом роли человеческого фактора в формировании управления производством, но в то же время и не рассматривали его как предмет самостоятельного исследования. Возможно, это объясняется, с одной стороны, тем, что вопросы организации производства и управления исследователей интересовали в большей степени, чем какие-либо другие, а с другой – психология как наука находилась еще в стадии формирования. И все же восполнение этого пробела в общей теории управления взяли на себя исследователи психологической школы, в дальнейшем получившей название "Школа человеческих отношений". Основоположниками этого направления были М. Фоллетт, Э. Мэйо, А. Маслоу и др. Теоретики этой школы определили человеческий фактор как основу исследовательских интересов при необходимости повышения эффективности любого предприятия.
Они предполагают, что появляющиеся в ходе работы рабочие группы формируют свою собственную структуру, которая обязательно должна быть включена в процесс реализации общих целей организации.
Открытие Э.Мэйо важности работы с группой привело его к выводу, что внутри каждой формальной организации существует множество неформальных объединений, которые менеджер может побудить к увеличению производительности за счет их внутренних ресурсов. Он первым разработал концепцию взаимонаправленных коммуникаций между руководством и сотрудниками, что в то время было новинкой, как и то, что уважение к личности необходимо в отношениях между боссом и работником[6].
Вместе с Э. Мэйо работал Ф. Ротлисбергер. Он рассматривал предприятие как целостную систему, в которой функции менеджмента заключаются в достижении равновесия между технической и социальной сторонами и направлять усилия работников на сотрудничество друг с другом и на достижение общей цели[7].
Важную роль в формировании этого направления сыграли также исследования М. Фоллет, которая была одним из первых теоретиков, обосновывающих необходимость научного исследования психологических аспектов управления. Ее концепции имели большое значение для развития управленческой практики, которое заключалось прежде всего в том, что управленческий персонал и рабочие должны относиться друг к другу как партнеры, как две части одного коллектива. Она возродила в бизнесе оценку таких вещей, как профессионализм, участие, творчество и гуманность. Она выделила три основные сферы, на формирование которых должны быть направлены функции менеджера: научное управление, человеческие отношения и администрирование[8].
Страницы: 1, 2, 3, 4