Организация выполнения принятых решений отражает их умения и способности доводить до коллектива цели и задачи, формировать единую систему ценностей, контактировать с людьми, вовлекать их в процесс разрешения проблем, мотивировать и поощрять производительную и качественную работу[22].
В периоды радикальных преобразований экономики и реформирования работы организаций существенно растет число новых и нестандартных решений, которые требуют не применявшихся ранее методов и связаны с большими рисками. Это еще более усложняет работу руководителей, которые не только сами должны адаптироваться к неизбежным переменам, но и убедить коллектив в их необходимости[23].
Содержание и характер труда руководителей зависят от того уровня иерархии, к которому относятся их должности. Руководители высшего уровня, например, значительную часть своего времени и усилий затрачивают на разработку концепции, стратегии и политики предприятий и его ключевых подсистем (таблица 2.2), а также на поддержание внешних контактов с другими предприятиями и организациями.
Таблица 2.2. Главные задачи руководителей высшего уровня
1
Определение видения, миссии и целей развития организации
2
Установление стратегических целей и направлений развития организации
3
Разработка и проведение политики развития ключевых подсистем организации: маркетинга, научных исследований и нововведений, производства продукции и услуг
4
Финансовая и инвестиционная политика
5
Проектирование организационной структуры управления
6
Главные вопросы управления персоналом и социальным развитием
7
Управление системами, обеспечивающими координацию, контроль и оценку деятельности подразделений и организации в целом
Важнейшая задача руководителя – разработка видения, назначения (миссии) и ценностей – требует от них умения управлять движением организации вперед, постоянно обучать других членов продуктивно решать проблемы и повышать свое мастерство. Поэтому на них возлагается ответственность за непрерывное обучение, повышающее общий потенциал организации. Они должны обладать способностью формировать разделяемое видение организации и общее понимание сложных проблем бизнеса. Это обеспечивает контроль того, что делается на местах, и координацию работы всех частей организации.
Важнейшей составляющей в работе руководителей всех трех уровней является управление людьми. Однако характер и содержание этой работы различны. Руководители первого уровня имеют дело в основном со своими подчиненными – исполнителями. На среднем уровне реализуется сложная система взаимоотношений с менеджерами и руководителями всех трех уровней (в этом особенность работы менеджеров этого уровня). Руководителям высшего уровня приходится много внимания уделять не только собственному персоналу организации, но и активно работать с руководством других организаций. Само собой разумеется, что это находит отражение на содержании работ: на первом уровне – это в основном инструктаж и оперативное распорядительство; на среднем – координация деятельности; на высшем – межличностное общение, информационные роли, принятие важнейших решений.
Концептуальные решения принимаются в основном на высшем уровне руководства, тогда как использование профессиональных и технических знаний и умений больше всего необходимо для менеджеров первого уровня. Искусство выполнения управленческих процедур, применения специальных знаний, методов и подходов приобретает здесь нередко значение примера и даже образца для подражания. Одновременно оно повышает уверенность исполнителей в управленческой компетенции руководителей. Фактическая структура затрат времени руководителей может существенно различаться, так как зависит от ситуации, в которой находится организация, от ее структуры, глубины разделения труда и организационной культуры.
В работе мы рассмотрели тему «Функциональное и иерархическое разделение труда в системе управления» и можем сделать следующие выводы.
Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень, которые могут использоваться в качестве нормативных при анализе эффективности проектируемых вариантов организационных структур. К ним относятся звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности, уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем и т.п.
Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и ее организационной структуры объекту управления.
Исследование схем формальных организаций показывает, что существует уровень вертикального и горизонтального разделения труда.
Руководитель верхнего уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровней, т.е. формально обладает большей властью и более высоким статусом. Вертикальная дифференциация связана с иерархией управления в организации. Чем больше ступеней иерархической лестницы между высшим уровнем управления и исполнителями, тем более сложной является данная организация. Полномочия распределяются по должностям и руководителям, занимающим эти должности. Цель организации рассматривается как ориентир для направлений потоков связей и полномочий.
Горизонтальная дифференциация отражает степень разделения труда между отдельными структурными единицами. Чем больше в организации различных сфер, требующих специализированных знаний и навыков, тем более сложной она является. Горизонтальная специализация направлена на дифференциацию функций. Она охватывает определение работы (соединение различных отдельных заданий) и определение взаимосвязи между различными видами работ, которые могут выполняться одним или многими работниками.
Охват контролем – это число подчиненных, которые отчитываются перед одним руководителем. Функционализация – это разнообразие заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достичь целей организации. Руководитель высшего уровня имеет прямой контроль над тремя руководителями среднего уровня – по производству, бухгалтерскому учету и маркетингу. В свою очередь, руководители среднего уровня имеют прямой контроль над соответствующими руководителями низшего уровня, а те – непосредственно над определенным числом исполнителей.
Хотя все руководители играют определенные роли, это не значит, что большое число руководителей в крупной организации заняты выполнением одной и той же работы. Крупные организации имеют такой объем управленческой работы, что она также должна быть разделена между менеджерами с учетом их специализации.
Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений по функциональному признаку конкретной сферы деятельности (например, финансы, производство, маркетинг и т.д.). Как и для выполнения производственных работ, горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиться успеха в своей деятельности.
Вертикальное разделение труда, развернутое по пирамиде от руководителя, который возглавляет руководителей, до руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала, образует уровни управления.
1. Ермаков В.В. Менеджмент организации. – М.: МОДЭК, 2007.
2. Кабкова Е.Н. Шпаргалка по теории организации. – М.: Аллель, 2009.
3. Кошелев А.Н. Теория организации. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009.
4. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2008.
5. Миронов М.Г., Жданов Т.С. Теория организации. Конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2007.
6. Овчинникова Н.В., Шишкова Г.А. Введение в специальность. Менеджмент организации. – М.: РГГУ, 2006.
7. Одинцов А.А. Менеджмент организации. Введение в специальность. – М.: Академия, 2009.
8. Пустынникова Е.В. Основы менеджмента. – М.: КноРус, 2010.
9. Раздорожный А.А. Управление организацией (предприятием). – М.: Экзамен, 2006.
10. Романова О.С., Романова А.И. Менеджмент организации. – М.: Энергия, 2008.
11. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2009.
12. Сухов В.Д., Сухов С.В., Москвичев Ю.А. Основы менеджмента: практикум. – М.: Академия, 2009.
13. Теория организации. Организация производства на предприятиях. – М.: Дашков и Ко, 2010.
14. Шаститко А.Е. Экономическая теория организаций. – М.: Инфра-М, 2007.
15. Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации. – М.: Омега-Л, 2010.
16. Яськов Е.Ф. Теория организации. – М.: Юнити-Дана, 2010.
[1] Теория организации. Организация производства на предприятиях. – М.: Дашков и Ко, 2010. – с. 78.
[2] Яськов Е.Ф. Теория организации. – М.: Юнити-Дана, 2010. – с. 51.
[3] Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2009. – с. 100.
[4] Пустынникова Е.В. Основы менеджмента. – М.: КноРус, 2010. – с. 42.
[5] Сухов В.Д., Сухов С.В., Москвичев Ю.А. Основы менеджмента: практикум. – М.: Академия, 2009. – с. 62.
[6] Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2009. – с. 105.
[7] Пустынникова Е.В. Основы менеджмента. – М.: КноРус, 2010. – с. 57.
[8] Кабкова Е.Н. Шпаргалка по теории организации. – М.: Аллель, 2009. – с. 23.
[9] Шаститко А.Е. Экономическая теория организаций. – М.: Инфра-М, 2007. – с. 75.
[10] Кошелев А.Н. Теория организации. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009. – с. 84.
[11] Ермаков В.В. Менеджмент организации. – М.: МОДЭК, 2007. – с. 35.
[12] Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2008. – с. 64.
[13] Ермаков В.В. Менеджмент организации. – М.: МОДЭК, 2007. – с. 44.
[14] Сухов В.Д., Сухов С.В., Москвичев Ю.А. Основы менеджмента: практикум. – М.: Академия, 2009. – с. 74.
[15] Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации. – М.: Омега-Л, 2010. – с. 93.
[16] Романова О.С., Романова А.И. Менеджмент организации. – М.: Энергия, 2008. – с. 109.
[17] Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации. – М.: Омега-Л, 2010. – с. 98.
[18] Романова О.С., Романова А.И. Менеджмент организации. – М.: Энергия, 2008. – с. 115.
[19] Миронов М.Г., Жданов Т.С. Теория организации. Конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – с. 84.
[20] Раздорожный А.А. Управление организацией (предприятием). – М.: Экзамен, 2006. – с. 61.
[21] Одинцов А.А. Менеджмент организации. Введение в специальность. – М.: Академия, 2009. – с. 71.
[22] Овчинникова Н.В., Шишкова Г.А. Введение в специальность. Менеджмент организации. – М.: РГГУ, 2006. – с. 128.
[23] Романова О.С., Романова А.И. Менеджмент организации. – М.: Энергия, 2008. – с. 119.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5