Если обратиться к английскому языку, то два близких по смыслу слова «management» и «control» переводятся на русский язык тремя словами: «руководство», «управление» и «контроль».
Термин «менеджмент» является синонимом термина «управление». Менеджмент – это управление и наука об управлении. Однако здесь подразумевается не просто управление, а наиболее рациональная система управления на высочайшем профессиональном уровне, с использованием достижений современных наук – инженерной и социальной психологии, социологии, финансового и банковского дела, экономики и права, инженерных и технических наук, компьютерной грамотности.
В настоящее время в кабинетах многих менеджеров висят плакаты со словами Анри Файоля: Управлять – значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать. В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления. Француз Анри Файоль (1841–1925) более 30 лет управлял горно-металлургическим синдикатом. В 1916 г. в Бюллетене общества горной промышленности был опубликован его основной труд Основные черты промышленной администрации – предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль, который затем неоднократно переиздавался на различных языках. Вместе с Фредериком Тэйлором, Генри Фордом и рядом других специалистов Анри Файоль работал над созданием научной теории управления. Выделенные А. Файолем пять функций менеджмента дают основу для анализа работы современного управляющего, в работе менеджера они тесно связаны. Рассмотрим их более подробно.
Функции менеджмента – это относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, объективно необходимые для реализации целей системы управления. Для того чтобы считаться таковой, функция менеджмента должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумеваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции[1].
Содержание действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависит от типа организации (административная, общественная, образовательная и т.д.), от размеров и сферы ее деятельности (производство, торговля, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший уровень руководства, средний или нижний), от роли внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других факторов.
Однако, несмотря на разнообразие функций управления в организации, существуют однородные виды деятельности. Так, почти сто лет назад А. Файоль выделил шесть основных видов деятельности, или операций, в организации производства и управления предприятием, которые приходится выполнять управленческому персоналу:
– технические;
– коммерческие;
– финансовые;
– защитные (по охране);
– бухгалтерские (счетные);
– административные.
К числу административных операций, по А. Файолю, относятся следующие пять:
– предвидение (прогноз и составление программы действий);
– организация (создание двойного организма фирмы – материального и социального);
– распорядительство (приведение в действие персонала фирмы и устранение обнаруживаемых отклонений от заданной программы действий);
– согласование (или координация, т.е. правильное сочетание всех действий и усилий);
– контроль исполнения[2].
В современных работах по теории менеджмента вместо устаревшего понятия «административные операции» предпочитают говорить о функциях управления.
Современные исследователи разработали несколько иной перечень функций менеджмента: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, прогнозирование, информирование, кооперирование, воспитание, несение ответственности, управление персоналом, «паблик рилейшнз», представительство, ведение переговоров или заключение сделок и другие. Практически в каждой работе по управлению содержится свой перечень управленческих функций, отличающийся от других.
Многие авторы выделяют из всей совокупности функций управления те функции, которые:
– являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации;
– не зависят от объекта, так как применимы к любым социально-экономическим системам и процессам.
В связи с этим данные функции управления называют общими.
Придерживаемся позиции ученых, которые выделяют пять общих функций управления:
• планирование (выбор целей и план действий по их достижении);
• организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними);
• мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей);
• контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными);
• координация (обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей).
Следует заметить, что перечисленные общие функции управления весьма близки к административным операциям А. Файоля[3].
Указанные общие функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Взаимосвязь между этими функциями может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 1). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.
Рис. 1. Схема процесса управления
Рассмотрим последовательно содержание каждой из основных функций управления.
Планирование – это первая, важнейшая функция процесса управления, представляющая собой процесс разработки плана, определяющего то, что нужно сделать (достичь) и какими методами, сообразуясь со временем и пространством.
Если плановые показатели недостаточно обоснованы, то, как бы хорошо организация ни работала на последующих этапах, результат будет низким. Поэтому от правильно сформулированных планов в значительной мере зависит качество управления[4].
Функция планирования призвана ответить на следующие вопросы:
– где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, персонал, маркетинг, НИОКР), чтобы определить, чего может реально добиться организация;
– куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению;
– как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения целей.
Планирование можно классифицировать по следующим признакам:
– по степени охвата;
– по предмету планирования;
– по сфере функционирования;
– по срокам;
– по содержанию планирования и т.д.
Основные задачи планирования деятельности организации:
– выбор оптимальной стратегии деятельности организации на основе прогнозов альтернативных вариантов;
– обеспечение устойчивости функционирования и развития организации;
– формирование оптимального по номенклатуре портфеля инноваций и инвестиций;
– комплексное обеспечение выполнения планов;
– формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;
– координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам и качеству;
– стимулирование выполнения планов.
Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает:
• анализ ситуации и факторов внешней и внутренней среды;
• установление целей и задач;
• разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;
• оценку альтернативных вариантов плана;
• определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
• доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.
В целом функция планирования осуществляется в современных организациях на двух уровнях: стратегическом и оперативном.
Из стратегического планирования вытекает оперативное (обычно годичное) планирование, которое строится достаточно детально. В соответствии с этим планом по каждому направлению деятельности организации определяется объем деятельности, составляются планы по привлечению рабочей силы и капитальных вложений, планы выпуска продукции. Годовой план детализирует планы производства и сбыта поквартально и помесячно. При этом каждое подразделение ежемесячно уточняет прогнозы продажи и затраты и приводит свои планы в соответствие с этими уточнениями.
Следующей функцией менеджмента является организация. Задачи организации:
– деление организации на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий;
– формирование организационной структуры организации, налаживание взаимодействия ее элементов;
– создание условий для формирования определенной организационной культуры организации;
– организация выполнения принятых решений;
– текущая организация производственного, торгового и иных процессов;
– обеспечение деятельности организации всеми видами ресурсов;
– преобразование (реорганизация) системы в ходе развития из менее организованного состояния в более организованное (техническое перевооружение, реконструкция предприятия и т.д.).
При этом важное значение имеет рациональная организация управленческих процессов. Эти процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. При этом в качестве предмета труда выступают управленческое решение, информация, документы. Если операция направлена на изменение параметров предмета труда, то процесс является основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся накопление, контроль и передача предмета труда, к вспомогательным – операции, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов.
Основными условиями рациональной организации управленческих процессов являются: пропорциональность; непрерывность; наличие целей; эластичность действий; устойчивость; разделение труда; кооперация труда; соблюдение норм управляемости; делегирование обязанностей и полномочий; параллельность; прямоточность (информационных потоков); ритмичность; концентрация однородных предметов труда в одном месте; гибкость процессов[5].
Страницы: 1, 2