САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Кафедра «Государственного и муниципального управления»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Основы социального прогнозирования
Тема: «Функции и методы прогнозирования»
Рязань 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие прогнозирования
Глава 2. Функции прогнозирования
Глава 3. Методы социального прогнозирования
3.1 Традиционные методы социального прогнозирования
3.2 Методы прогнозирования
3.3 Классификация методов прогнозирования
Заключение
Список литературы
Прогнозирование одна из основных составляющих управленческого процесса. Без прогнозирования, без представления об ожидаемом ходе вырабатывания событий невозможно принятие эффективного управленческого решения.
Государственные деятели прошлого, полководцы, бизнесмены принимали подчас блестящие управленческие решения. При этом, как правило, использовались элементы прогнозирования, относящиеся скорее к искусству прогнозирования. Ведь науки о прогнозировании, как и науки управления, вообще не существовало.
Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время. Широка сфера его применения. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в управлении. В менеджменте понятие «планирование» и «прогнозирование» тесно переплетены, они не идентичны и не подменяют друг друга. Планы и прогнозы различаются между собой временными границами, степенью детализации содержащихся в них показателей, степенью точности и вероятности их достижения, адресностью и, наконец, правовой основой. Прогнозы, как правило, носят индикативный характер, а планы обладают силой директивного характера.(9)
Прогнозирование, его функции и методы, анализ этих методов прогнозирования, изучение, использование их в разных сферах деятельности является мероприятием рационализаторского характера. Степень достоверности прогнозов можно затем сравнить с действительно реальными показателями, и, сделав выводы, приступить к следующему прогнозу уже с существующими данными, т.е. имеющейся тенденцией. Опираясь на полученные данные, можно во временном аспекте переходить на более высокую ступень и т.д.
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.(7)
Глава 1. ПОНЯТИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их достижение. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.
Прогнозирования является важным связывающим звеном между теорией и практикой во всех сферах жизни общества. Оно имеет две разные плоскости конкретизации:
1.Собственно-предсказательную (дескриптивную, описательную).
2.Предсказательную (прескриптивную, приказную).
Прогноз предусматривает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Прогноз является, собственно, решением этих проблем, использованием информации о будущем в целенаправленной деятельности.
Таким образом, в проблеме прогнозирования различают два аспекта:
1.Теоретико-познавательный.
2.Управленческий, связанный с возможностью принятия на основе полученного знания управленческих решений.
Понятие «прогнозирование» (от греческого – предусмотрения, прогноз) означает процесс изготовления вероятностного суждение о состоянии какого-нибудь явления или процесса в будущем.
Будучи одной из форм научного предусмотрения в социальной сфере, экономической или политической, прогнозирование находится во взаимосвязи с:
• целенадежность;
• планированием;
• программированием;
• проектированием;
• управлением.
Там, где объекты неуправляемые, имеет место безусловный прогноз с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта. Однако нередко (особенно в социальных прогнозах) обратная связь приводит к самоосуществлению или саморазрушению прогноза. Так, прогноз успеха сможет вызвать мобилизацию сил, вдохновение, а прогноз катастрофы – панику и действительно заострить ситуацию, но может стимулировать своевременное вмешательство и ликвидацию угрозы.
Первые попытки сознательно прогнозировать, предусмотреть судьбу, давать советы на будущее были известны уже древним грекам. За этими
советами они шли к оракулу ( от лат. — говорю, прошу). У древних греков, римлянинов и народов Востока этот дар якобы выходил от божества, и передавался жрецам; означает также место, где оповещалось пророчество.
Отсюда вывод: там, где можно и нужно решать, управлять, действовать, недостаточно просто попробовать предусмотреть (или поверить в прогноз), что именно состоится в будущем.
Прежде всего, необходимо представить, что случиться, если ничего не делать, а оставить все, как есть. Опыт показывает, что в случае, если будут назревать проблемы, их нужно не пассивно ждать и постановлять необдуманные решения, а активно решать. Безусловно, очень тяжело разработать для людей полезный прогноз и много сложности таит в себе наука прогнозирования.
В современной прогностике можно выделить четыре вида прогнозов:
1.Поисковый, который выявляет перспективные проблемы путем условного продолжения в будущее наблюдаемых тенденций.
2.Нормативный, который выделяет возможные пути решения проблем достижения какого-то оптимума на основе заведомо заданных критериев.
3.Аналитический, который позволяет в научных целях установить познавательную ценность разных методов и средств исследования будущего.
4.Прогнозы-Предостережение, которые составляются для непосредственного действия на сознание и поведение людей с целью принудить их предотвратить предвиденный будущее.
Мировой практикой прогнозирование освоено три образа разработки конкретных прогнозов:
1. Экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей, которые в прошлому и настоящему достаточно хорошо известные.
2. Моделирование объекта исследования, представление его в упрощенном схематическом виде, удобному для получения выводов прогнозного характера.
Примером может служить матрица шахматно-турнирного типа или, скажем, таблицы Периодической Системы Элементов, которые построены так, что в перекрестках разных значений выводятся соответствующие данные.
3. Прогнозная оценка эксперта, то есть человека, способного более или менее объективно судить о перспективах соответствующего явления.
Перечисленные образа прогноза будто дополняют друг друга. Каждая экстраполяция – это модель и оценка, а любая прогностическая оценка – это оценка плюс экстраполяция.
В свою очередь прогнозная оценка предусматривает экстраполяцию и воображаемое моделирование.
Кроме того, выделяют такие приемы прогнозирования:
1.Историческая аналогия.
2.Компьютерное моделирование.
3.Сценарий будущего.
Однако самым важным методом социального прогнозирования остается экспертная оценка перспектив реального исторического процесса при условии, что она опирается на верные теоретические построения о нем, используя результаты, полученные с помощью других методов, и дает этим результатам правильную интерпретацию.
Нужно отметить, что сегодня прогнозирование все больше принимает социальную направленность.
Социально-экономическое прогнозирование – это интегрирующая область знания, ее невозможно развести по отдельным «департаментам науки», потому что не может быть обоснованных социальных прогнозов без учета перспектив экономическое, экологическое, демографического развития, научно-технического прогресса, возможной эволюции культуры, динамики международных отношений.
Таким образом, задача социально-экономического прогнозирования, с одной стороны, заключается в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой сфере, руководствуясь реальными процессами действительности, а из другого, – в том, чтобы содействовать изготовлению оптимальных текущих и перспективных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения из позиций его следствий в прогнозируемом периоде.(8)
Глава 2. ФУНКЦИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Основными функциями социально-экономического прогнозирования есть:
1. Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций.
2. Исследование объективных связей социально-экономических и политических явлений и процессов.
3. Оценка объекта прогнозирования.
4. Выявление альтернатив развитию экономики и социального развития.
5. Накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений.
Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций осуществляется за тремя стадиями:
• ретроспекция;
• диагноз;
• проспекция.
Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На стадии ретроспекции происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения, окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.
Диагноз является таким этапом прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденций его развития и выбора моделей и методов прогнозирования.
На стадии диагноза проводится анализ объекта прогнозирования, который лежит в основе прогнозной модели. В общем виде эти вопросы рассматриваются в процессе передпрогноированой подготовки при первичном описании объекта и постановке задачи прогнозирования, формирование задачи прогноза, подготовки стадии ретроспекции.
На стадии диагноза анализ объекта прогнозирования, как правило, заканчивается не только разработкой модели прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования.
Проспекция является этапом прогнозирования, на котором, по данным диагноза, разрабатываются прогнозы объекта прогнозирования, проводится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез).
На стадии проспекции оказывается, какой информации об объекте прогнозирования не хватает, уточняется раньше полученная информация, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта согласно информации, которая поступила.(4)
При беспрерывном характере прогнозирования анализ его объекта происходит беспрерывно, сопровождая все стадии формирования прогнозов, таким образом осуществляется обратная связь между реальным объектом и его прогностической моделью. Аналитическая работа состоит в выявлении тенденций экономического развития факторов, которые влияют на изменение объекта на основе глубокого анализа национального и мирового опыта, нахождении начального уровня и важнейших проблем, которые определяют дальнейшее развитие народного хозяйства.
В результате научного анализа хозяйственных процессов и тенденций развития экономики определяется, насколько принятые плановые решения отвечают будущему развитию, оказываются несоответствия в экономике, достигнутый в стране уровень сравнивается с мировым уровнем.
Страницы: 1, 2, 3