Рефераты. Формы взаимодействия крупных и малых предприятий

Наряду с проблемой ввоза морально устаревших технологий существует и проблема оценки вклада в уставный фонд СП иностранными и национальными инвесторами. В данном случае, как правило, происходит завышение стоимости вклада иностранного инвестора и недооценка вклада национального партнера. В результате иностранный инвестор получает дополнительные преимущества при распределении прибыли и полномочий управления СП. Причиной появления этой проблемы является дисбаланс экономической силы партнеров по СП: иностранный инвестор имеет возможность завысить свой вклад, поскольку он обладает большим коммерческим опытом и значимость его вклада для СП выше.

Проблемы в отношениях между партнерами по СП, как правило, связаны с распределением результатов деятельности СП. В первую очередь следует отметить проблему трансфертного ценообразования. Международная корпорация применяет трансфертное ценообразования с целью максимизации доходности своих зарубежных инвестиций. Она стремится завысить стоимость материалов, комплектующих, которые она поставляет в СП, либо занизить стоимость готовой продукции, которую она приобретает у СП. В результате у нее появляются так называемые нераспределяемые доходы – это прибыль материнской компании, полученная от СП до распределения в форме дивидендов. Для того чтобы обеспечить дополнительный источник прибыли компания закрепляет выгодные для себя положения в учредительных документах: фиксирует в договоре о создании СП цену продукции СП, поставляемой иностранному партнеру, а также стоимости сырья и полуфабрикатов, поставляемых в СП иностранным партнером.

В учредительных документах, соглашениях между СП и партнерами могут вводиться ограничения деятельности СП в таких ключевых областях, как рынки сбыта продукции, масштабы самостоятельных НИОКР, поставщики факторов производства и компонентов продукции СП. Вследствие этого эффективность функционирования СП снижается.

Еще одной важной проблемой является сохранение баланса конкурентоспособности между партнерами по СП – доступ иностранных предприятий-конкурентов к стратегическим ресурсам национальных предприятий, и, как следствие, снижение конкурентоспособности национального партнера.

Проблемой является также возможная конкуренция между СП, его продукцией и материнской компанией, особенно при создании горизонтальных СП (их доля составляет около 71 % всех СП). В этом случае СП либо должно отказываться от высокоэффективных проектов, либо их реализовывать в ущерб интересам партнеров, нарушая принцип взаимовыгодности проекта СП и создавая угрозу устойчивому функционированию СП.

Проблемой создания СП для компаний-партнеров может оказаться также высокая взаимозависимость и распределение производственных функций между партнерами. В результате, например, сбои производственного процесса на одном предприятии-партнере вызывают проблемы в деятельности других предприятий производственной цепочки. Отказ компании от отдельных производственных функций в результате кооперационной специализации может привести к утрате технологий в определенных областях.

Другой проблемой для материнских компаний являются ограничения их стратегического поведения, которые появляются в результате создания СП. Например, при организации филиала, производящего комплектующие, компании-партнеры вынуждены покупать необходимую продукцию исключительно в СП, несмотря на то, что на рынке появляются эффективные независимые поставщики. В другом случае создание исследовательского СП обязывает материнские компании концентрировать аналогичные НИОКР в СП, делиться со своим филиалом и конкурентами результатами самостоятельных НИОКР. Это в конечном итоге может привести к выходу партнеров из СП.

Еще одной проблемой, которая часто возникает в процессе функционирования СП, является снижение заинтересованности в межфирменной кооперации одного из партнеров. Это связано с достижением собственных целей участника СП, а также с "эффектом обучения". Для предотвращения проблем, обусловленных внезапным выходом партнера из СП, следует предусмотреть механизм поэтапной трансформации собственности в СП, изменения профиля и направлений деятельности СП.

СП снижает уровень риска, благодаря объединению рыночной информации партнеров, ресурсов партнеров, снижению объема инвестиций в один проект со стороны каждого инвестора, ограничению действий конкурентов, потребителей и поставщиков, снижению политических рисков. Благодаря сотрудничеству с местной фирмой, иностранное предприятие значительно снижает вероятность критического риска, т.е. опасность потерять вложенные средства. Этот риск в экономической литературе получил название "риск среды", он определяется размером активов участников СП, которые могут быть прямо подвержены изменениям политических, экономических, конкурентных и других аспектов среды действия кооперационного соглашения.

В то же время нельзя не отметить, что, снижая уровень традиционных видов риска, СП генерирует несколько видов риска, характерных для межфирменной кооперации. В соответствии с исследованиями американского экономиста Р. Рута, к ним относятся:

- риск доверия: вероятность невыполнения другими партнерами своих обязанностей, определенных соглашением;

- риск разглашения: опасность, что другие партнеры будут использовать патентованные знания за пределами СП для достижения собственных целей.

Нейтрализация этих рисков возможна лишь в условиях правильно сформированной системы договорных отношений.

При проведении переговоров и согласовании реальной модели важно нейтрализовать "эффект масштаба", который существует в сознании руководителей компаний-партнеров. Он состоит в следующем:

- оценка своих позиций и позиций партнера осуществляется, не исходя из предполагаемого вклада каждого из партнеров, а исходя из сравнительных масштабов деятельности каждого;

- при одинаковом объеме инвестированных ресурсов важность СП для материнской компании увеличивается по мере уменьшения размера фирмы-учредителя.

Вследствие действия "эффекта масштаба" небольшая компания попадает в положение "младшего брата" и оказывается не в состоянии защищать собственные интересы в совместном проекте.

Комплекс проблем и конфликтных ситуаций возникает в области управления СП: это конфликты, вызванные стремлением доминировать обоих партнеров, разные подходы партнеров к построению управленческой структуры СП. Причины конфликтов и механизм их устранения представлен в табл. 1.


Таблица 1. Основные проблемы, возникающие в области управления СП

Проблема

Пути решения возникающих проблем

Несоответствие стиля работы партнеров, стремление доминировать у двух из них и более

Несоответствие целей партнеров в отношении создания СП

Несоответствие/изменение ценности вложенных ресурсов в связи с изменением ситуации на рынке

Несоответствие результатов СП ожиданиям партнеров

Снижение степени управляемости СП Несоответствие управленческих решений партнеров и СП

Несоответствие между важностью вклада в СП с точки зрения партнера и долей в результатах деятельности СП

Разногласия по поводу использования результатов деятельности СП

Создание автономного СП

Формирование диверсифицированного портфеля целей и определение их приоритетности

1. Официальное изменение механизма распределения результатов деятельности СП

2. Использование трансфертного ценообразования

1. Тщательная проработка ТЭО

2. Смена руководителей СП и координаторов проекта от материнских компаний

3. Составление плана непредвиденных обстоятельств

Смена руководства СП

Назначение в СП координаторов проекта от каждого партнера

1. Согласование методики оценки вкладов партнеров

2. Разработка плана фазовых изменений, учитывающего изменение ценности вклада, предусматривающего изменение механизма распределения доходов от СП

Проработка учредительных документов и оперативных планов, в первую очередь, финансового


Задача. Критерии, характеризующие инвестиционную эффективность бизнес-инкубатора за отчетный год, представлены в таблице


Критерий

Количественное значение для бизнес-инкубатора

Среднее значение по региону

Период окупаемости затрат на создание бизнес-инкубатора, лет

6

7

Коэффициент государственной поддержки

0,20

0,22

Коэффициент удельной налоговой отдачи

4

3

Доходность арендуемых площадей, млн. р./м2

12,3

7,8

Оценка учредителями и спонсорами, в баллах

8,9

8,6


Требуется


1) охарактеризовать методы расчета критериев инвестиционной эффективности бизнес-инкубатора (инкубатора поддержки малого предпринимательства), используемые в Республике Беларусь;

2) оценить инвестиционную эффективность бизнес-инкубатора за отчетный период.


Решение


Для оценки эффективности инвестиций используется комплекс показателей.

Дополнительный выход продукции на рубль инвестиций:


Э = (ВП1 - ВП0) / И


где Э - эффективность инвестиций; ВП1, ВП0 - валовая продукция соответственно при исходных и дополнительных инвестициях; И – сумма дополнительных инвестиций.

Снижение себестоимости продукции в расчете на рубль инвестиций:


Э = Q1 (С0 – С1) /И


где С0, С1 - себестоимость единицы продукции соответственно при исходных и дополнительных инвестициях; Q1 - годовой объем производства продукции в натуральном выражении после дополнительных инвестиций.

Сокращение затрат труда на производство продукции в расчете на рубль инвестиций:


Э = Q1 (Т0 – Т1) /И


где Т0, Т1 - соответственно затраты труда на производство единицы продукции до и после дополнительных инвестиций.

Если числитель Q1 (Т0 – Т1) разделить на годовой фонд рабочего времени в расчете на одного рабочего, то получим относительное сокращение количества рабочих в результате дополнительных инвестиций.

Увеличение прибыли в расчете на рубль инвестиций:


Э = Q1 (П1 – П0) /И


где П0 и П1 - соответственно прибыль на единицу продукции до и после дополнительных инвестиций. Срок окупаемости инвестиций:


t = И / Q1 (П1 – П0), или t = И / Q1 (С0 – С1)


Срок окупаемости – это период времени с момента первых инвестиций по проекту до момента окупаемости.

Момент окупаемости – это тот наиболее ранний момент времени, когда накопленный ЧД по проекту становится и остается неотрицательным.

Коэффициент эффективности инвестиций.

(Учетная/бухгалтерская норма прибыли) ARR - account rate of return.

ARR – частное от деления среднегодовой прибыли на среднюю величину инвестиций.


ARR=PN/(IC/2)


где PN - среднегодовая прибыль по бухгалтерскому отчету; IC- сумма инвестированных средств.

ARR используется редко, поэтому есть модификация →

ROI = среднегодовая прибыль PN(по проекту)/сумма инвестированных средств

ROI считается по простому и приведенному потоку (какая часть инвестиций ежегодно возмещается прибылью) – ежегодная отдача.

Все перечисленные показатели используются для комплексной оценки эффективности инвестирования как в целом, так и по отдельным объектам. Необходимо изучить динамику данных показателей, выполнение плана, определить влияние факторов и разработать мероприятия по повышению их уровня.

Если судить по первому критерию, то проект окупится за 6 лет, что меньше среднего значения по региону, что является положительным моментом.

Коэффициент государственной поддержки ниже среднего значения по региону на 0,02. Этот показатель показывает, сколько среди инвестиций занимают государственные.

Оценка учредителями и спонсорами высокая и выше среднего значения по региону.

В целом по данным критериям можно сделать вывод о том, что инвестиционная эффективность бизнес-инкубатора за отчетный год высокая. Доходность арендуемых площадей превышает среднее значение на 4,5 млн. р.


Список литературы


1.       Базылев Н. И., Базылева М. Н. Основы бизнеса: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 253 с.

2.       Гончаров В. И. Технология и инструменты эффективного управления предприятием. – Мн.: НИУ, 2000. – 160 с.

3.       Иванов Г. И. Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 352 с.

4.       Инвестиционное проектирование: Учеб. пособие / Е. И. Велесько, А. А. Илюкович. Мн.: БГЭУ, 2003. – 225 с.

5.       Мазоль С. И. Совместные предприятия в экономической системе общества. – Мн.: Элайда, 2002. – 176 с.

6.       Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие / Т. К. Савчук, В. И. Шевчук, А. А. Бевзелюк и др.; Под ред. Т. К. Савчук. Мн.: БГЭУ, 2002. – 196 с.

7.       Памбухчиянц О. В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник для студентов. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. – 450 с.

8.       Савицкая Г. В. Экономический анализ: Учеб. - 10-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2004. – 640 с.

9.       Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп.– Мн.: Новое знание, 2004. – 736 с.

10.  Финансирование и кредитование инвестиций: Учеб. пособие / И. И. Кикоть. - Мн. Вышэйшая школа, 2003. – 255 с.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.