Рефераты. Формирование и анализ организационных структур

Формирование и анализ организационных структур

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Архангельский торгово-экономический техникум

Курсовая работа

по дисциплине: менеджмент

Тема: «Формирование и анализ организационных структур».

Выполнена студенткой

Дурягиной М. В. по специальности 0602

«Менеджмент»

Группа III менеджмент заочного отделения

Руководитель: Перминова О. В.

Оценка ______________

Дата проверки

__________________

Архангельск

2003

Содержание

Введение

3

1. Структура и формы организаций

4

2. Типы организационных структур

5

3. Проектирование организационных структур

9

4. Основные метологические принципы

13

5. Процесс формирования организационной структуры

15

6. Оценка эффективности организационных решений

16

7. Корректировка организационных структур

20

8. Централизованные и децентрализованные организации

25

9. Индикация структуры

27

10. Резюме

28

Вывод

31

Список используемой литературы

32

Введение

Научно обснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. В процессе упправления происходит делегирование прави и обязанностей для организации взаимодействия различных органов управления и рапределение задач, решаемых различными работниками. Руководители должны передавать сотрудникам свои права и обязанности, иначе требуемая работа просто не будет выполнена. Поэтому организация работ – это функция, которую должны осуществлять все руководители – независимо от их ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается реководством высшего звена.
Руководители низового и среднего звеньев лишь помогают ему, предоставляя необходимую информацию, а в более крупных организациях и предлагая структуру подчиненных им подразделений, соответствующую общей структуре организации, выбранной высшим руководством.

В широком смысле задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам.
«Наилучшая» структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

1. Структура и формы организаций

Организационная структура – один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделением и работниками организации. Структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации.

В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную степень в системах управления организацией. Ступени управления находится в вертикальной зависимости и подчиняется друг другу по иерархии. Отсюда возникла пирамидная структура управления организацией:

. Президент;

. Вице-президент;

. Директора служб;

. Начальники цехов;

. Старшие мастера;

. Бригадиры.

Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры, производственно- коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация управления.

В состав организации может входить одна фирма или несколько компаний, объединенных так называемой системой участия.

В связи с этим появились такие формы организаций, как общества с ограниченной ответственностью. Они создаются юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности.

Совместные предприятия создаются на основе вложения капитала отечественных и иностранных партнеров, совместно осуществляющих хозяйственную деятельность.

Акционерное общество - организационная форма объединения средств организаций и граждан в целях осуществления хозяйственной деятельности.

Холдинговые компании – держательские компании, создаваемые с целью владения контрольными пакетами ценных бумаг, главным образом промышленных фирм.

2. Типы организационных структур

В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие типы организационных структур: линейную, функциональную, линейно- функциональную и матричную.

Линейная организационная структура управления. Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель – единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки (табл. 1).

Таблица 1
|Преимущества |Недостатки |
|Единство и четкость |Высокие требования к руководителю |
|распорядительства |Отсутствие звеньев по планированию и |
|Согласованность действий |подготовке решений |
|исполнителей |Затруднительные связи между инстанциями|
|Простота управления | |
|Оперативность в принятии решения |Концентрация власти в управляющей |
|Четко выраженная ответственность |верхушке |
|Личная ответственность | |
|руководителя | |

Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.

Функциональная организационная структура управления организацией. Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т. е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.

В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т. п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию. Отсюда и название – функциональная структура управления.

Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки (табл. 2).

Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в значительной мере устраняются линейно-функциональными структурами.

Таблица 2
|Преимущества |Недостатки |
|Высокая компетентность специалистов, |Чрезмерная заинтересованность в |
|отвечающих за осуществление |реализации целей и задач «своих» |
|конкретных функций |подразделений |
|Освобождение линейных менеджеров от |Трудности в поддержании постоянных |
|решения некоторых специальных |взаимосвязей между различными |
|вопросов |функциональными службами |
|Стандартизация, формализация и |Появление тенденций чрезмерной |
|программирование явлений и процессов |централизации |
|Исключение дублирования и |Длительная процедура принятия решения |
|параллелизма в выполнении |Относительно застывшая организационная |
|управленческих функций |форма, с трудом реагирующая на |
|Уменьшение потребности в специалистах|изменения |
|широкого профиля | |

Линейно-функциональная (штабная) структура управления

При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т. п.).

В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя.

Таким образом, линейно-функциональная структура включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.

Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные моменты и недостатки (таблица 3).

Матричная организационная структура управления.

Матричная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. При функционировании программно- целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации.

В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производство, сбыт, снабжение.

При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не со специалистами, которые подчинены непосредственно ему, а линейным руководителям, и в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу. Матричная структура также имеет свои преимущества и недостатки (таблица 4).

Таблица 3
|Преимущества |Недостатки |
| | |
|Более глубокая подготовка решений и |Отсутствие тесных взаимосвязей между |
|планов, связанных со специализацией |производственными отделениями |
|работников |Недостаточно четка ответственность, т. |
|Освобождение главного линейного |к. готовящий решение, как правило, не |
|менеджера от глубокого анализа |участвует в его реализации |
|проблем |Чрезмерно развитая система |
|Возможность привлечения консультантов|взаимодействия по вертикали, а именно: |
|и экспертов |подчинение по иерархии управления, т. |
| |е. тенденция к чрезмерной централизации|
| | |

Таблица 4
|Преимущества |Недостатки |
| | |
| | |
|Возможность быстро реагировать и |Сложная структура соподчинения, в |
|адаптироваться к изменяющимся |результате чего возникают проблемы, |
|внутренним и внешним условиям |связанные с установлением приоритетов |
|организации |заданий и распределением времени на их |
|Рациональное использование кадров за |выполнение |
|счет специализации различных видов |Необходимость постоянного контроля за |
|трудовой деятельности |«соотношением» сил между задачами |
|Усиление контроля за отдельными |управления по целям |
|задачами проекта |Трудность приобретения навыков |
|Сокращение нагрузки на руководителей |необходимых для работы по новой |
|высокого уровня за счет делегирования|программе |
|определенной части полномочий | |
|Повышение личной ответственности за | |
|выполнение программы в целом и ее | |
|составных элементов | |

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.