Рефераты. Формирование философии организации. Российский и американский опыт

3. Обусловленность проблематики менеджмента организации потребностями повышения эффективности совместной деятельности людей в рамках социальных организаций, а также новыми социальными идеями, получающими распространение в обществе (связанными с экологией, образом жизни, отношениями между странами, между различными конфессиями и т.д.).

4. Двойственность источника формирования и развития менеджмента организации. С одной стороны, это собственно научно-исследовательская деятельность, а с другой - научное обобщение практического опыта руководства организациями.

Целью менеджмента организации как науки является преодоление противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности людей в составе организации, в частности:

q     между потребностью в совместной деятельности людей в составе организации и наличием у них личных мотивов и целей различной направленности;

q     между целями организации и тенденциями изменения окружающей среды, а также разнообразными новыми социальными идеями;

q     между увеличением размерности решаемых организацией задач и требованием снижения издержек на управление;

q     между новыми технологиями, используемыми в политике, экономике, культуре и т.д., и сложившимися стереотипами совместной деятельности людей в составе организации, а также ограничениями, связанными с физическими возможностями человека;

q     между высокой социальной ответственностью руководителя и наличием у него негативных качеств, подверженностью его негативным состояниям и т.д. Различные аспекты проблем управления находятся в сфере научных интересов представителей различных отраслей знания-экономистов, юристов, психологов, социологов, философов, математиков, инженеров и др. Эти проблемы исследуются каждым из подобного рода специалистов под углом зрения, специфичным для соответствующей науки (экономики, юриспруденции, психологии, социологии и т.д.). При этом достижения соответствующей науки используются применительно к конкретному классу управленческих ситуаций. Вместе с тем практика управления организациями требует соединения результатов изучения различных аспектов проблемы разными науками и их комплексного специального изучения, с тем чтобы их можно было применить для эффективного разрешения конкретной управленческой ситуации. Этим и занимается самостоятельная наука, изучающая общественные отношения определенного типа, а именно отношения управления.

Поскольку отношения управления являются общественными отношениями, то и изучающий их менеджмент организации относится к общественным наукам наряду с социологией, психологией, правом и т.д. Вместе с тем это ни в коей мере не исключает использования в качестве инструментария для изучения управленческих проблем результатов и методов естественных и технических наук.

Для доказательства истинности своих положений и возможности их практического использования науке управления организацией необходимы эксперименты, восприятие человеком внешнего мира и непосредственные наблюдения. По этому критерию менеджмент организации относится к числу

эмпирических (опытных) наук, в противоположность формальным наукам, таким как математика, которые основываются исключительно на интеллектуальной (мыслительной) деятельности и не требуют для обоснования своих результатов каких-либо чувственных наблюдений.

Менеджмент организации является преимущественно прикладной наукой, так как она разрабатывает средства для решения конкретных практических задач человеческой деятельности, для применения результатов фундаментальных (теоретических, «чистых») наук при решении не столько познавательных, сколько социально-практических проблем. Этим менеджмент организации отличается от теоретических наук (философия, этика и др.), задача которых - познание законов, определяющих поведение и взаимодействие базисных структур природы, общества и мышления.

Объект исследования (человеческие организации и объединившиеся в составе этих организаций для совместной деятельности люди) определяет принадлежность менеджмента организации к числу конкретных (предметных) наук. Другими примерами конкретных наук являются биология, астрономия, геология, которые изучают вещи в целом, агрегативно, а также механика, физика, химия, изучающие вещи в их элементах. В отличие от конкретных наук абстрактные (отвлеченные) науки (логика, математика) выделяют путем абстракции и исследуют отдельные свойства, стороны, состояния материальных предметов и отношения между ними.

Изучая систему структур, связей, отношений управления на разных уровнях, менеджмент организации выступает как теория систем, в то время как ряд наук представляют собой теории свойств (в частности, механика, физика, химия) либо теории отношений (такие науки, как математика, логика).

Теоретические или прикладные проблемы, относящиеся к сфере менеджмента организации, изучают различные науки. В их числе такие теоретические дисциплины, как философия, политология, политическая экономия, математика, статистика, кибернетика. Большой вклад делают естественные науки, изучающие человека (одного из объектов и одновременно субъектов управления), такие как физиология, психология, медицина. Весьма близки к менеджменту организации по своему предмету науки, изучающие определенные виды общественных отношений, складывающихся в процессе управления организацией - это, прежде всего, экономические, правовые, организационные науки.

В целях анализа взаимодействия различных наук при изучении проблем управления выделим следующие группы операций (функций) управления:

v    определение целей деятельности организации;

v    поиск, сбор (добывание), систематизация, накопление, обработка, хранение информации;

v    анализ ситуации и обстановки с использованием имеющейся информации;

 выработка и принятие управленческого решения;

v    организация исполнения решения.

Определение целей деятельности организации, постановка задач высшего уровня опираются, прежде всего, на достижения философии, этики, политологии, политической экономии, национальной экономики, геополитики, теории организации. Особое значение при этом имеет методологическое знание.

В изучении таких операций (функций), как поиск, сбор (добывание), систематизация, накопление, обработка, хранение информации, участвуют следующие отрасли знания: информатика, информационные технологии, документоведение, исследование операций, математика, а также науки, отражающие специфику сферы деятельности организации (например, экономические науки). Важное значение здесь имеет формальная методология, предполагающая анализ языка науки, формальной структуры научного объяснения, описание формализованных методов исследования, исследование типологии систем знания и т.д.

Анализ управленческой ситуации и деловой обстановки с использованием имеющейся информации осуществляется с учетом достижений таких научных дисциплин, как психология, право, логика, кибернетика, исследование операций, теории вероятностей, теории игр, а также наук, отражающих специфику сферы деятельности организации.

Изучение процессов выработки и принятия управленческого решения ведется с участием таких научных направлений, как эвристика, этика, логика, психология, право. Особое значение при этом имеет содержательная методология, которая охватывает, в частности структуру научного знания, схемы объяснения, принятые в науке, структуру и состав научных методов, условия и критерии научности и т.д.

В области организации исполнения решения весьма важен вклад следующих наук, участвующих в изучении этого аспекта менеджмента организации: педагогика, психология, социология, право, теория организации, информационные технологии, валеология, экономические науки и т.д.

 

1.3  Подходы к у правлению организацией


В составе знания об управлении можно выделить три принципиально отличающихся друг от друга подхода, имеющие важное значение для менеджмента организации:

Ø    современный западный менеджмент;

Ø    китайские универсальные управленческие стратегии;

Ø    общая теория управления.

Современный западный менеджмент описывает, прежде всего, инструментарий управления - методы, функции, средства, организационные структуры. Большое внимание уделяется также психологии управленческой деятельности. В значительной мере содержательное знание школ западного менеджмента сводится к систематизации имеющегося опыта работы и ориентировано, во многом, на управленческое консультирование.

Западный менеджмент распространен, прежде всего, в США, Канаде и странах Западной Европы, которые составляют подавляющее большинство развитых стран с рыночной экономикой. Эти страны добиваются высоких темпов экономического роста, что приводит к увеличению их отрыва от среднемирового уровня, который составил 373% в 1996 г. при 290% в 1950 г. США, как известно, является в настоящее время лидером мировой экономики, его ВВП составил в 1996 г. $6786 млрд., что составляет 31,2% от мирового. В настоящее время западный менеджмент получает все большее применение в России.

Вместе с тем широко распространено представление, согласно которому экономическая мощь и экономический рост стал фетишизированным идеалом Запада, однако это отнюдь не синоним прогресса.

Что касается китайских универсальных управленческих стратегий, то здесь следует иметь в виду следующее. Важнейшей чертой восточного миропонимания является постулат о единстве всех сфер жизни. Все процессы, будь то развитие экономики, политика, культура в представлении восточного человека подчинены общим законам. Различаются только конкретные проявления действия этих законов.

Человек, постигший эти законы и правильно их применяющий, добивается успеха в любом своем начинании, - будь то бизнес или что-то иное.

Базовые закономерности, лежащие в основе существования и развития любой социальной системы - будь то целое государство или коммерческая структура, - одинаковы. Восточная философия управления во многом опирается на универсальные стратегии, отработанные еще в древности в военном искусстве.

Философию Востока формируют, главным образом, индуизм, буддизм, даосизм и конфуцианство. В большинстве случаев успешные управленцы и бизнесмены восточного происхождения (прежде всего, китайцы и японцы) обладают глубокими познаниями в области восточной философии или, по крайней мере, хорошо осведомлены в отношении ее постулатов. Это для них- настоятельная необходимость. «За многотысячелетнюю историю Индии и Китая из корней философских учений выросли науки о государственном управлении, дипломатии и военном искусстве» [12.].

Следует подчеркнуть, что знание принципов классической китайской науки управления государством считается для любого восточного менеджера обязательным.

Эффективность применения подобного рода стратегий демонстрируют Сингапур, Тайвань, Южная Корея и Гонконг, своего рода экономическим рывком образовавшие группу новых индустриальных стран. Япония входит в состав развитых стран с рыночной экономикой. Другой яркий пример - Китай. Его успехи в управлении экономикой иллюстрируют следующие цифры. Внутренний валовой продукт Китая за 46 лет с 1950г. по 1996г. увеличился в 22,4 раза, а доля в мировой экономике возросла с 2,7 до 10,2%. ВВП на душу населения в Китае за указанный период вырос в 10 раз, и это при более чем двухмиллиардном населении. Для сравнения: средний уровень в мире составляет рост ВВП на душу населения в 2,5 раза (Европа - в 3 раза, США - в 2,2 раза).

Сравнивая крупнейшие регионы мира, следует отметить, что если в середине XX в. показатели экономического потенциала азиатских стран более чем вдвое уступали аналогичным показателям Европы и Северной Америки (включая США), то в настоящее время Азия по размерам ВВП почти в полтора раза превосходит каждый из указанных регионов.

Таким образом, примеры послевоенного восстановления Японии, бурного роста «азиатских драконов» Гонконга, Тайваня, Южной Кореи и Сингапура, современный рост китайской экономики указывают на эффективность стратегии экономического развития, принятой в этих странах. «Не закладывая в основу своего роста использование природных ресурсов или внешние заимствования, максимально эффективно опираясь на конъюнктуру рынка, в том числе и неблагоприятную, и имеющиеся скудные ресурсы, представители Дальнего Востока смогли поколебать позиции ведущих западных экономических монстров ... Им удалось существенно изменить всю экономическую и политическую картину мира» [12. ]. В основе успеха указанных стран - использование некой универсальной стратегии.

Китайский и японский менеджмент, а также восточные «драконы» широко используют универсальные стратегии ведения боевых действий, основы которых были разработаны в V в. до н.э. китайским полководцем Сунь-цзы  (Сунь У) в знаменитом трактате «Искусство войны».

Общая теория управления представляет собой междисциплинарное знание, подобно математике и грамматике. Это «средство междисциплинарного общения специалистов разных отраслей знания и деятельности, средство объединения разрозненных научных знаний и прикладных навыков в гармоничную Мирозданию целостность, необходимую для безопасной жизни и деятельности отдельных людей и коллективов, слагающих общество»'. Указанная общая теория управления оперирует такими понятиями, как вектор целей, вектор состояния, вектор ошибки управления, полная функция управления, совокупность концепций управления (целевых функций управления), вектор управляющего воздействия, структурный и бесструктурный способы управления, балансировочный режим (маневр).

Под вектором целей управления понимается описание идеального режима функционирования объекта управления. Этот вектор строится субъективно как иерархически упорядоченное множество частных целей управления, которые должны быть осуществлены в результате безошибочного управления. Одна и та же совокупность целей, подчиненных разным иерархиям субъективных приоритетов, образует разные векторы целей, а это ведет к различию в управлении.

Вектор текущего состояния контрольных параметров описывает восприятие субъектом управления реального поведения объекта управления по параметрам, входящим в вектор целей. Восприятие субъекта управления не идеально, поэтому вектор состояния содержит некоторую ошибку в определении истинного состояния объекта. Эта ошибка может быть как допустимой, так и недопустимой (слишком большой) для конкретного процесса управления.

Вектор ошибки управления - есть разность (не обязательно алгебраическая) между вектором целей и вектором состояния, описывает отклонение реального процесса от заданного, также содержит в себе некоторую неопределенность и является основой для формирования оценки качества управления.

Полная функция управления представляет собой матрицу объективно возможного управления, начиная с момента формирования субъектом вектора целей и завершая осуществлением целей управления. Иначе говоря, это система всевозможных стереотипов отношений и стереотипов преобразований в процессе управления, которая служит для субъекта информационной базой управления.

Целевая функция управления, являясь фрагментом полной функции управления, выступает в качестве концепции достижения в процессе управления одной из частных целей, входящих в вектор целей.

Совокупная концепция управления представляет собой объединения всех целевых функций управления, т.е. отражает процесс достижения всего множества целей управления.

Вектор управляющего воздействия охватывает параметры состояний объекта управления, в изменении значений которых непосредственно сказывается управляющее воздействие.

Структурное управление предполагает адресное распространение функционально ориентированной информации по элементам структуры, которая в процессе управления остается неизменной.

Бесструктурное управление предполагает безадресное циркулярное распространение информации, оно возможно в системах, состоящих из множества элементов, аналогичных друг другу в каком-либо аспекте.

Балансировочные режимы - это колебания в допустимых пределах относительно идеального неизменного во времени режима.

Под маневрами понимаются колебания относительно изменяющегося во времени вектора целей и переход из одного режима в другой, при которых параметры реального маневра отклоняются от параметров идеального маневра в допустимых пределах.

Ключевой категорией общей теории управления является «устойчивость объекта в смысле предсказуемости его поведения под воздействием внешней среды, внутренних изменений и управления» (кратко- «устойчивость по предсказуемости»). Подчеркивается, что управление в принципе невозможно, если поведение объекта не предсказуемо в достаточной для этого мере.



Заключение


Эквивалентами словосочетанию «менеджмент организации» являются «руководство организацией» и «управление организацией». Синонимами слова «менеджер» являются следующие: «руководитель», «управленец».

Структура знаний будущего менеджера о руководстве организацией включает в себя: основы философии и этики руководства, знания о сущности социальной организации, представления об инструментарии управления, информацию о профессии менеджера, сведения о сферах управления, метазнание - о значении знания о руководстве организацией и его местонахождении.

Организации отражают особенности, сильные и слабые стороны своих руководителей.

Для менеджера социальная организация представляет интерес в следующих аспектах: как средство, создаваемое и используемое для достижения определенных целей в сфере человеческой жизни и деятельности; как административная (формальная) система (структура) обезличенных связей и норм, в которой объективируется управленческая деятельность; как сложившаяся общность лиц, специфичная социальная микросреда.

Особым свойством социальной организации является возможность возникновения в ней синергетического эффекта.

Система управления включает в себя следующие основные элементы: субъект, объект, силы и средства управления, каналы прямой и обратной связи.

Принципиально различаются и взаимно дополняют друг друга подходы к управлению организацией, отраженные в следующем: в современном западном менеджменте, в китайских универсальных управленческих стратегиях, в общей теории управления.


Список используемой литературы:


1. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. - М.: Экономика, 1989.

2. Воеводин А.И. Стратагемы — стратегии войны, манипуляции, обмана. - М.: Белые альвы, 2002.

3. Ли Гоу, Лю Шао. Искусство властвовать. План обогащения государства. План усиления армии. План успокоения народа (XI в.) / Пер. с кит. З.Г. Лапиной. О человеческом существе (III в.) / Пер. с кит. Г.В. Зиновьева - М.: Белые альвы, 2001.

4. Кравченко А. И, История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Акад. проект, 2002.

5. Князева Е.М. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. - М.: ИФ РАН, 1995.

6. Курдюмов С.П., Малинецкий Ф.П., Потапов А.Б. Синергетика - новые направления. - М.: Знание, 1989.

7. Лоскутов А.Ю., Михайлов А.С. Введение в синергетику-М.: Наука, 1990.

8. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 2-е изд. - М.:

ИНФРА-М., 1999.

9. Менеджмент организации. Учеб. пособие / Авт.:

З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, Г.З. Акбердин и др. - М.:

ИНФРА-М., 1995.

10. Пригожий А.И. Социология организаций. - М.: Наука, 1980.

11. Старобипский Э.Е. Менеджмент на практике. Управление персоналом. Управление производством. Управление качеством. Опыт компаний США, Японии, Западной Европы. - М.: Книжный мир,2002.

12. Степанов Д. Использование принципов классической китайской стратегии в современном бизнесе. - Спб.: Крылов, 2002.

13. Тарасов В. К. Искусство управленческой борьбы. Спб.:

Политехника, 2000.

14. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция:

Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.:

Сов. Энциклопедия, 1983.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.