Теория управления как наука имеет свой предмет исследования. К элементам предмета теории управления могут быть отнесены:
- сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;
- механизм управления разными системами социально-экономического организма;
- механизм самоорганизации и саморегулирования систем различного уровня (индивида, коллектива, города, района, области, страны);
- приемы, техника и методика процесса управления;
- структурные элементы системы управления.
- общие закономерности возникновения, функционирования и развития управленческих явлений; основные понятия, используемые в управленческих науках (понятие управления, цели управления, принципы управления, управленческие отношения, методы управления, эффективность управления, функции управления, объект управления, субъект управления и др.).
Каждая наука для познания своего предмета вырабатывает собственную методологию. Методология (от греческих слов «метод» - путь к чему-либо и «логос» - наука, учение) представляет собой теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей человека действительности. Соответственно, методология теории управления – это система методов, используемых при познании управленческих процессов.
Для изучения закономерностей возникновения и функционирования управленческих отношений в социальных системах различного уровня применяются разнообразные методы, как общенаучные, так и специальные.
6. Основные понятия управления.
Что же такое управление? В настоящее время на этот вопрос вряд ли можно получить однозначный ответ. Все зависит от позиции исследователя, его профессии и научных интересов.
1. С позиции классического менеджмента, управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и реализовать цель (цели) организации.
2. С позиции системного анализа, управление – это наука и искусство принятия решений. Процесс управления – это последовательное осуществление выработки и принятия решений, организации выполнения принятых решений, координации хода работы по выполнению принятого решения, контроля за ходом выполнения принятого решения.
З. С позиции кибернетики, управление это процесс организации такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого он переходит в требуемое (целевое) состояние.
4. С позиции правоведения, управление – это государственное правовое регулирование с помощью законов.
5. С позиции политологии, управление – это управление обществом, страной, государством: недаром слово «политика» означало в древнегреческом языке искусство управлять гражданами, государством.
Существует немало других подходов, отражающих разнообразие отношения к управлению. К примеру, Ф.Тейлор – основатель школы научного управления – определял управление как искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. П. Друкер считает, что управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. По мнению В.Н.Иванова, управление – это особый вид профессиональной деятельности, который не сводится только к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития. В.И. Куценко определяет управление как процесс осознания и организации решения назревших проблем. Он считает, что к функциям управления должны быть отнесены такие, как усмотрение, осознание, осмысление назревшей проблемы, оценка сложившейся проблемной ситуации.
В английском языке вообще нет общего термина «управление», а в каждой области деятельности используется своя терминология: управлять армией, предприятием, производством – control (direction); управлять страной – rule; управлять делами – manage; управлять машиной – operate, run; управлять автомобилем – drive; управлять оркестром – conduct; руководить – govern и т.д. В отличие от менеджмента (management), связанного с управлением фирмой, социальное управление (social administration, public administration) обычно связывают с управлением социальной системой, под которой понимается сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями.
Итак, управление – это процесс непрерывного и целенаправленного воздействия на объект с целью достижения необходимых результатов. Управление включает три аспекта:
а) институциональный – «кто» «кем» управляет;
б) функциональный – «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых;
в) институциональный – «чем» осуществляется управление.
Как соотносятся понятия «управление» и «менеджмент» чаще всего определяют как целенаправленный процесс планирования и организации предприятия или учреждения в целях координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для достижения конкретных задач. Это понятие характеризует основы управления фирмой, производственным коллективом и т.п. с точки зрения искусства современного управления и, соответственно, менеджмент является одним из направлений науки управления, наряду с государственным, социальным, муниципальным, экономическим, политическим управлением. Следовательно, понятие управления по своему смыслу шире понятия «менеджмент» и они соотносятся как часть и целое.
Менеджмент – молодая и интересная дисциплина, со всем недавно пришедшая в нашу страну с Запада, почти одновременно с переходом к рыночной экономике. В начале и середине 90-х годов этот термин привился и стал настолько популярен, что «менеджерами» и «менеджментом» стали называть чуть ли не все и всех, кто имеет хотя бы косвенную связь с предпринимательским делом.
Менеджеры – это управленцы, действующие в сферах частного предпринимательства, государственного администрирования, организации науки и культуры и т.п. Главная обязанность менеджера состоит в создании среды и условий, в которых его подчиненные смогут выполнять свою работу настолько эффективно, насколько позволяют их способности. А сам менеджмент существует ради результатов, которых учреждение достигает во внешней среде. Менеджмент должен определять, каких результатов необходимо достичь, и мобилизовать ресурсы организации для достижения этих результатов. Менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация имела возможность достичь запланированного результата.
Многие ученые рассматривают менеджмент через призму процесса принятия решений, считая его основой теории менеджмента. Действительно, принятие решений – важная составляющая менеджмента, необходимая при преобразовании исходных элементов в результаты деятельности. Это действие связано со всеми функциями менеджмента, но не исчерпывает их. Оно является лишь частью менеджмента. В функции менеджмента помимо принятия решений входит и воздействие принимающих решения на тех, кто их реализует.
В любом случае менеджмент не может обходиться без применения научных методов. Они помогают при формировании и развитии познавательной базы, имеют большое значение в управлении производством, эффективны при планировании и контроле, играют важную роль в ходе принятия решений, поддающихся алгоритмизации.
7. Социологический подход к управлению.
В процессе исследования общества становилось ясно, что теория управления и вся совокупность управленческих дисциплин не могут ответить на многие вопросы, связанные с особенностями его функционирования. В свою очередь, общая социология мало касалась практически значимых задач управления. Поэтому и стала формироваться социология управления как результат взаимодействия теории управления, общей социологии, ряда других наук и дисциплин.
Социология, анализируя социальные отношения как предмет своего внимания, исследует их также посредством социальных отношений, но уже не актуальных, а выступающих прошлым знанием человека и человечества. Сам по себе процесс изучения становится результатом социальных отношений и частичкой социального бытия. Но человеческое сознание использует это прошлое знание только в форме концептуального представления об изучаемом социальном объекте. Изучал социальное бытие, его отдельные аспекты, процессы, явления и тому подобное посредством социальных отношений, человек получает подтверждение своего концептуального знания и в соответствии с этим начинает действовать, т.е. вступать в определенные социальные отношения и производить тем самым и новое общественное сознание, новое социальное бытие.
Общая социология рассматривает выявленные ею законы и закономерности в основном с точки зрения чистой на уки, в аспекте анализа общества в целом. По определению Г.П. Зинченко, социология – это эмпирическая и теоретическая наука о закономерностях социальной жизни современного общества как целостной системы, проявляющейся во взаимодействии, сознании, поведении людей и их общностей. В рамках же социологии управления появляется возможность, во-первых, рассматривать уже изученные явления в более прикладном аспекте, во-вторых, анализировать эффективность управленческой деятельности через социально значимые характеристики общества, организации, группы, индивида, поскольку элементы управления присутствуют во всех типах социального взаимодействия и общественных от ношений.
Общим знаменателем двух научных дисциплин – социологии и управления – стал интерес к личности как к объекту изучения или управления. Основным объектом приложения методов социологии организаций или методов управления коллективом является социализированная личность в составе организации, поведение личности и регулирование этого поведения в групповых целях. Специфика взаимоотношений субъекта и объекта управления проявляется в том, что субъект и объект взаимопроникают как разные моменты движения единой субстанции, однако, прежде всего они различны, вследствие чего в отношении социальной системы каждое системное изменение зависит не только от элемента, непосредственно производящего это изменение, но и от системы в целом. Поэтому субъект как источник изменений обладает и субъективными, и объективными характеристиками.
Речь также идет о правильном понимании и адекватном воздействии на социальную (личностную) составляющую системы. Управление берет на вооружение методологию подхода к изучению личности, разрабатываемую в социологии, а не методы расчета параметров и приемы обеспечения репрезентативности выборки. Результатом такого заимствования должно явиться умение анализировать, интерпретировать и использовать готовый (как правило, полученный от социолога) материал о социальной составляющей в своей практической управленческой деятельности.
Научное управление обществом – это, прежде всего, процесс приведения субъективной деятельности людей в соответствие с объективными потребностями общественного раз вития. Социологический подход предполагает рассмотрение управления:
- как процесса координации и организации объекта управления с помощью социальных институтов управления, оказывающих управленческое воздействие на социальные организации;
- как социального института, который формируется людьми и функционирует в определенном социокультурном пространстве;
- как типа социального взаимодействия;
- как формы человеческой жизнедеятельности. Социология управления анализирует механизм управления, в равной мере актуальный как для теории и методологии социологии, так и для всех отраслевых направлений социологической науки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреев С. С. «Теория социального управления. Объективная необходимость и сущность социального управления» / Социально-гуманитарные знания, 2000 г.
2. Зинченко Г.П. «Социология для менеджеров» — Ростов н/Д, 2001г.
3. Кравченко А.И. «История менеджмента» — М., 2003.
4. «Основы социального управления: Учебное пособие» / Под ред. проф. В.Н. Иванова. — М., 2001.
5. Ромашев О. В., Ромашева Л. О. «Социология и психология управления» — М., 2002.
6. Удальцова М.В. «Социология управления» Учебное пособие. — М.—Новосибирск, 1999.
7. Франчук В.И. «Основы общей теории социального управления» — М., 2000.
8. Кнорринг В.И. «Теория, практика и искусство управления». М., 2001 г.
9. Сергейчук А.В. Социология управления. СПб., 2002 г.
10. Солодкая М. С. «Сущность управления и проблема управляемости» //Credo, 1997 г.
11. Удальцова М.В. «Социология управления» М.—Новосибирск, 1999 г.
Страницы: 1, 2, 3