Содержание:
1. Этапы кризисного состояния предприятия. Арбитражное управление в системе антикризисного менеджмента
2. Этапы арбитражного управления неплатежеспособным предприятием и особенности их проведения
3. Организационно-правовые аспекты деятельности арбитражного управляющего при наблюдении, финансовом оздоровлении, внешнем управлении и конкурсном производстве
Список литературы
Существование социально-экономических систем представляет собой циклический процесс, для которого характерна закономерность наступления и разрешения кризисов. Социально-экономическая система, под которой мы можем понимать гражданское общество, хозяйствующий субъект (предприятие), интегрированную структуру бизнеса, имеет две основные тенденции в существовании: функционирование и развитие.
Функционирование — это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих целостность системы и ее сущностные характеристики. Развитие — это приобретение нового качества, необходимого для прогрессивных перемен, приспособления к новым условиям среды, которое характеризует изменения в предметах, средствах труда и в самом человеке. Применение новых синтетических материалов, развитие микроэлектроники, робототехники, информационной и биотехнологии, использование электронной техники в комплексе со станками и роботами, все это является источником значительного роста производительности труда и качества изготавливаемых материальных благ.
Однако, с другой стороны обновление технологической основы общественного воспроизводства является одной из причин, провоцирующих цикличность, а следовательно, и кризисные явления в функционировании системы. Экономика никогда не находится в состоянии покоя. Процветание не редко сменяется крахом, показатели национального дохода, уровня занятости, темпов роста производства, а также цены и прибыли понижаются. В конце концов, достигается нижняя точка, и опять начинается оживление. На более высоком витке раскручивающейся спирали истории, более прогрессивном по сравнению с предыдущим этапом, кризисы протекают с разной степенью остроты и их возможными проявлениями.
Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризис может пониматься и как этап в развитии социально-экономической системы, необходимый для устранения напряжений и неравновесий в ней. Может возникнуть ситуация, при которой механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, когда обостряются противоречия, развивающихся в недрах важных институциональных форм, определяющих режим накопления материальных благ. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса.
Кризисы можно определить по факторам их проявления — наиболее значимым показателям, параметрам функционирования системы, свидетельствующим о наличии разбалансированности, острых противоречиях в ней. В отличие от фактора симптом кризиса — это первоначальный признак надвигающейся проблемы, показатель наиболее уязвимых сторон в функционировании системы.
Типология кризисов включает отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, демографических, экологических, распределяемых таким образом, по структуре отношений в социально-экономической системе, по проблематике ее развития. Причем разные типы кризисов можно представить как цепочку, в которой разрыв одного звена, т. е. появление фактора одного из типов кризиса тянет за собой возникновение факторов других типов.
Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельной организации. Это кризисы перепроизводства, падения продаж, противоречий во взаимоотношениях экономических агентов рынка, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ и разорения предприятий.
Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла организации. Появление идеи, проектирование, планирование, строительство, освоение производственных мощностей, функционирование, развитие, упадок, закрытие или реорганизация — вот перечень этапов циклического развития организации. Она может пройти их полностью, а может и остановиться в своем развитии, не достигнув ощутимых результатов, прекратить свое существование.
Как правило, кризис зарождается ещё задолго до «открытого» проявления. Его первым этапом может стать снижение предельной эфективности капитала, ухудшение характеристик рыночной активности фирмы, ухудшение рентабельности и падение общего объема прибыли. То есть – первые признаки финансового «нездоровья» предприятия.
А далее нарастает кризис в финансовом положении предприятия, закономерно «тают» инвестиционные резервы и финансовые запасы.
Если кризис продолжает развиваться - обычно фирма становится убыточной. Тут уже необходимо либо реструктуризировать предприятие, либо полностью сменить стратегию развития, либо привлекать дополнительные инвестиции, выходить на новые рынки, вводить «ноу-хау». На этой стадии проблему можно решить как интенсивными, так и экстенсивными способами.
Третья стадия означает практическое отсутствие собственных средств и резервных фондов у предприятия. Это плохо влияет на перспективы его развития, долго- и среднесрочное планирование финансовых показателей, адекватное составление бюджета. Обычно на этом этапе падают и объёмы производства – начинается цепная реакция дестабилизации всех процессов на предприятии.
Если на третьей стали развития кризиса не принимать должные меры (их должны осуществлять собственники, учредители и (или) управляющие предприятия, то кризис может дойти до степени кризиса ликвидности фирмы и практически неизбежного банкротства – так называемая четвёртая стадия кризиса. Здесь задача антикризисной диагностики – уже поиск резервов для экстренного спасения предприятия. Возможно сокращение штатов, распродажа части мощностей и активов, которые не являются остро необходимыми, смена состава собственников и управляющих, привлечение иных источников капитала и так далее
Обычно в четвертой фазе кризиса возникает состояние полной неплатежеспособности фирмы. Здесь теряется возможность финансировать воспроизводство и вести положенные платежи по принятым на себя кредитным и иным обязательствам. Самое главное здесь – точно идентифицировать основополагающие причины и главные корни. В некоторых случаях лучшим выходом будет являться тщательно просчитанный вариант банкротства.
Закономерно, что понятия банкротства и антикризисного управления относятся в нашей стране к наиболее популярным деловым терминам. Однако содержательная специфика этих понятий довольно размыта. Выше уже говорилось об отождествлении банкротства и несостоятельности, хотя это принципиально разные явления. Аналогичная ситуация сложилась с понятием антикризисного управления, отличительные особенности которого четко не определены. Внимание, как правило, акцентируют на «лечении» кризиса, а не на мерах по его «профилактике». В этом смысле концепция антикризисного управления близка парадигме реинжиниринга. Существуют и альтернативные точки зрения. В целом же «создается впечатление, что единственным обоснованием существования термина являются правительственные постановления, создавшие институт антикризисных управляющих: антикризисное управление – это то, чем занимаются антикризисные управляющие».
Например, авторы фундаментального учебника по экономической стратегии фирмы констатируют: «В литературе предлагаются разные понятия антикризисного управления. Достаточно распространенной является точка зрения, трактующая антикризисное управление как управление в период кризисного состояния. Такое управление связано с выполнением процедур, предусмотренных законодательством: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение».
При этом подчеркивается, что «взаимопереплетение элементов экономической стратегии не позволяет достаточно строго элиминировать стратегию антикризисного управления из экономической стратегии, придать антикризисному управлению особые, только ему присущие черты. Вся экономическая стратегия в совокупности должна носить опережающий, предотвращающий характер. И товарная, и ценовая, и стратегия снижения производственных издержек, и стратегия поведения фирмы на рынке ценных бумаг, как и все другие элементы экономической стратегии, должны быть нацелены на предотвращение несостоятельности за счет постоянного поддержания высокого уровня конкурентного преимущества фирмы».
В экономической литературе можно встретить самые различные трактовки понятия «антикризисное управление», но все они страдают отсутствием институционального подхода, что определяет их поверхностный характер.
Антикризисное (арбитражное) управление, следует понимать как комплементарный банкротству институт, обеспечивающий санацию микроэкономического пространства и повышение эффективности функционирования рыночного механизма.
Как институт рыночной экономики, антикризисное управление ориентировано на то, чтобы даже в сложнейшей ситуации, в которой оказалась фирма (например, на грани банкротства), можно было бы ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые позволили бы преодолеть кризисную динамику с минимальными потерями. Функцией-минимум арбитражного управления является недопущение банкротства фирмы. Состав остальных функций, тем не менее, находится в стадии уточнения, по этому поводу ведутся научные дискуссии.
Наиболее часто используемыми в российской практике процедурами банкротства являются: внешнее управление, конкурсное производство и добровольная ликвидация юридического лица. Наряду с этим для крупных производственных предприятий характерно использование реструктуризации в ходе конкурсного производства, сопровождающейся скупкой активов и контрольных пакетов акций.
1. Наблюдение применяется к должнику с момента принятия судом заявления до введения внешнего управления или конкурсного производства и осуществляется временным управляющим, назначаемым арбитражным судом. На этот момент руководство должника выполняет свои полномочия с определенными ограничениями. В период наблюдения проводится финансовый аудит и дается предварительная оценка деятельности компании. Временный управляющий пока только наблюдает со стороны за предприятием-должником, практически не вмешиваясь в его деятельность.
2. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения комитета кредиторов и осуществляется внешним управляющим, кандидатура которого утверждается судом. В Федеральном Законе о банкротстве произошли значительные изменения, касающиеся сроков внешнего управления. Если раньше внешнее управление вводилось на срок не более 12 месяцев, который мог быть в ряде случаев продлен еще на шесть месяцев, то теперь внешнее управление может реализовываться в течение целого ряда лет (10 лет). Как показал опыт внешних управляющих, за короткий срок практически невозможно успешно завершить внешнее управление и рассчитаться с кредиторами без продажи имущества предприятия на открытых торгах в ходе конкурсного производства.
Страницы: 1, 2