Рефераты. Этапы формирования инновационной идеи

Этапы формирования инновационной идеи

Этапы формирования инновационной идеи


Разработка инновационного проекта начинается с формирования инновационной идеи, что является отправной точкой данной процесса. Этот момент разработки инновационного процесса традиционно рассматривается с двух позиций.

С позиции одних авторов, инновационная идея есть база и сущность инновационного проекта, которая находит отражение в постановке конечной цели проекта.

С другой стороны, формирование инновационной идеи – есть осмысление задуманного плана действий, т.е. инновационная идея представляет собой способы или пути достижения цели проекта.

Таким образом, на этапе формирования инновационной идеи определяются альтернативные модификации решения проблемы. Инновационная идея может формироваться длительно, путем разработки, а может возникнуть неожиданно.

Возникновение инновационных идей происходит при помощи методов экспертных оценок, среди них можно выделить такие знаменитые метод как

1.                 методы выявления мнений (метод интервью; метод анкетирования – выборочных опросов; написание сценария и т.д.)

2.                 творческие методы (мозговая атака; морфологический анализ; метод Дельфи и т.д.).

Базой для формирования инновационной идеи являются целевые свойства проекта. В процессе нахождения состава нужных операций мы производим структурирование, то есть выделение составных элементов конечных целей. Многие авторы отмечают, что при выделении элементов в проекте необходимо различать две разновидности функциональную и проблемную.

Начало функциональной разбивки целей проекта заключается в установлении состава действующих элементов, которые необходимы для полного и комплексного его решения. Структуризация данного вида происходит в виде «дерева целей», которое представляет собой иерархическую систему, имеющую ряд уровней, на которых располагаются последовательно детализируемые цели, требующие реализации. При этом цели каждого последующего уровня должны обеспечивать реализацию целей вышестоящего уровня.

Анализируя дерево целей можно отметить, что по любому из выбранных элементов, включая и альтернативные, назначается ограниченный список важнейших целевых показателей, характеризующий их научно-технический уровень и раскрывающий содержание целевых показателей элементов вышестоящего уровня.

Далее рассчитываются вероятные значения целевых показателей по отдельным периодам реализации проекта с учетом сформировавшихся пропорций, удельных затрат и норм расхода на основании личных прогнозов развития каждого элемента. При определении значений целевых показателей следует исходить из необходимости обязательного обеспечения целевых свойств соответствующего элемента вышестоящего уровня. По элементам «дерева целей» расчет целевых свойств осуществляется последовательным структурированием от высшего уровня к нижнему.

Также по любому из элементов «дерева целей» кроме целевых показателей, рекомендуется находить ограничивающие свойства, определяющие особые условия достижения целей. Формула этих свойств и их значения подбираются и аргументируются экспертами исходя из специфики самого проекта. Ограничивающие свойства определяют те требования, которые обязательно должны быть выдержаны при реализации проекта. Таким образом, установление состава ограничивающих свойств проекта и их качественных значений может рассматриваться как первая и самая укрупненная стадия технико-экономического обоснования модификация реализации проекта.

На следующем этапе формируется «дерево работ», представляющее собой переопределенное в выраженную систему заданий и мероприятий «дерево целей», имеющую также иерархическую структуру. Это проблемная структуризация проекта. «Дерево работ» - это комплекс мероприятий, который должен определять пути и способы получения этих средств. При формировании мероприятий должен использоваться композиционный принцип последовательного агрегирования работ низшего уровня в темы, задания, проблемы высшего уровня.

Разработка списка нужных операций осуществляется в такой последовательности:

ü    при недостаточности научного задела изучается возможность и намечаются мероприятия по использованию опыта зарубежных стран на основе приобретения лицензий, оборудования или документации;

ü    разрабатываются предложения по направлению и конкретной тематике НИР;

ü    формулируются мероприятия по освоению в производстве результатов ранее законченных НИОКР;

ü    изучается возможность и целесообразность обеспечения целевых свойств за счет расширения объемов производства традиционной техники.

В последующих стадиях разработки проекта будет употребляться то количество работ, которое было установлено по составляющим самого низкого уровня «дерева целей» и объединено в задания и этапы, связанные с созданием соответствующих элемeнтов высшего yровня.

В результате проведенной работы составляется список операций, которые необходимы для достижения целей в поставленные сроки по любому из принятых вариантов проекта.

Формирование инновационной идеи всегда должно сопровождаться проведением маркетинговых исследований. Целью данного этапа является определение воздействия инновационного проекта на экономические структуры, а также количество целей и задач рассматриваемого проекта. Мы не всегда может четко определить итоговые цели разрабатываемого проекта, поэтому собственно разработка проекта должна начинаться с количественного уточнения конечной цели проекта и установления промежуточных задач ее реализации по отдельным временным периодам для различных модификаций реализации.

С этой целью:

ü    устанавливаются возможные потребители целевого продукта проекта;

ü    анализируются возможности и экономическая целесообразность замены производимой продукции новыми видами целевой продукции;

ü    изучается структура отраслей, обеспечивающих реализацию проекта сырьем, энергоресурсами, комплектующими изделиями и т.д.;

ü    анализируются новые сферы использования конечного продукта проекта;

ü    исследуются экономические и социальные последствия реализации проекта.

На данном этапе обычно используются общие методы инновационного маркетинга/ Заключительным этапом является выражение количественных значениях целевых свойств проекта в результатах маркетинговых исследований.

Литература


1.                 Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: учеб. пособие / Под ред. П.Н.Завлина и др. – М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000. – 475с.

2.                 Управление инновационными проектами: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.Л.Попова. – М.: ИФРА-М, 2007. – 336с.

3.                 Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. – М., 2004. 487 с.




2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.