Рефераты. Эмоциональная компетенция лидера

Даже при начинающей зарождаться обиде психологи (и я к ним присоединяюсь) рекомендуют сразу прояснить ситуацию. Желательно использовать еще одну черту эмоционального интеллекта — ассертивность (умение выражать свои чувства). В российской культуре роль заменителя и средства выражения эмоций играет сленг. Однако важной частью ассертивности является способность ясно высказать свои убеждения и мысли (защищать свое мнение, несмотря на противостояние противоположной стороны, даже если это эмоционально тяжело), быть в состоянии бороться за свои права (не позволять себя эксплуатировать, донимать и использовать). Ассертивность предполагает, что человек выказывает свои чувства без агрессии, не показывает своего превосходства над собеседником, но при этом твердо придерживается собственной линии. Для наших сотрудников впадать в эмоциональные состояния на работе или «доживать» домашние или семейные конфликты в офисе является нормой. Для западного менталитета собственное эмоциональное состояние стоит после деловой активности или служит ей, но никак не мешает. Умение спокойно аргументировать, не уходить от выбранного пути, не замалчивать свою точку зрения у наших специалистов встречается нечасто. Сказывается традиция прятаться за сильного, избегать конфликтов.

Однако правильно построенная аргументация не ведет к конфликту. Ассертивность ни в коем случае нельзя путать с агрессивностью или обидой. Агрессивность — это нападение, а ассертивность — отстаивание собственной позиции с учетом чувств и мнений других людей, в том числе и вышестоящих. Агрессивностью тоже можно добиться многого, но агрессивных людей избегают и недолюбливают, людей же, обладающих ассертивностью, уважают и считаются с их мнением. Ассертивность может предполагать какой-либо компромисс между мнениями двух людей, и в любом случае она строится на доводах рассудка и доказательствах своей правоты без ущемления мнения противоположной стороны. Умение отстаивать свои принципы в совокупности с независимостью (не путать с анархией) является важной ступенью менеджерского мастерства.

Независимость, самоуважение и самореализация как три необходимые ступени ЭИ

Независимость — это навык управлять собой, самостоятельно контролировать свои чувства, мнения и поступки, не полагаться ни на кого при принятии решения. Независимость не связана с анархий и неподчинением решению вышестоящего. Скорее, это умение отделять свою точку зрения от влияния окружающих, что не исключает умения советоваться, уважать и воспринимать чужое мнение. В своих решениях независимые люди опираются на уверенность в себе, собственную внутреннюю силу и опыт. Интересно предложение американских специалистов, которые советуют выделять нестандартно мыслящих личностей в отдельную группу, не связанную с остальными сотрудниками предприятия, чтобы не вносить диссонанс в отрегулированное и дисциплинированное поведение общей массы.

Самоуважение (и в результате самооценка) человека строится на количестве его «успехов», принятых правильных собственных решений.

Уважение к собственной личности не связано с самолюбованием или потаканием своим негативным проявлениям. Скорее, это продолжение работы над собой и навык принимать себя таким, какой ты есть, т.е. знание обо всех своих положительных и отрицательных чертах, умение на основе своих плюсов выстроить для себя перспективы и возможности. При этом не следует осуждать себя за недостатки — надо работать над их улучшением. От самоуважения напрямую зависят чувство уверенности в себе, самостоятельность и грамотная самооценка.

Самоуважение предполагает видение всех своих недостатков и при этом не допускает сравнения себя с другими с перевесом в «лучше» или «хуже». Человек, наделенный самоуважением, признает, что другие люди также обладают этим качеством, и уважает их.

Бывает, менеджер под влиянием общественных стандартов или давления со стороны руководства ставит перед собой или отделом недостижимые цели. Нереальные планы или трудновыполнимые цели чреваты психологическими срывами и, как следствие, самобичеванием. Если мы говорим о менеджерах или управляющем звене, то здесь необходимо правильно воспринимать не только собственные, но и возможности подчиненных, ситуацию, обстановку и другие параметры, которые мы называем внешней и внутренней средой.

Если внутренней средой считать собственный внутренний мир, то умение навести в нем порядок также считается важной компетенцией каждого как «менеджера» собственной жизни. В затруднительных ситуациях человек обращается за помощью к психологу или коучу. На рабочем месте коучем для своих подчиненных является любой руководитель.

Еще раз обратим внимание на то, какие средства мы используем для самореализации и какие области: семью или работу, хобби или карьеру.

Менее эмоциональная сильная половина человечества выбирает путь самореализации и не переживает из-за того, что другие возможности остаются нереализованными. Женщинам, как правило, знакомо чувство вины за невыполненные семейные обязательства, за редкие встречи с домашними. В этом случае эмоциональная компетенция состоит в урегулировании конфликта «дом — работа» с помощью планирования времени или распределения домашних обязанностей.

Главное — исключить из этого процесса самобичевание. Ведь реализация своего потенциала не связана напрямую с необходимостью зарабатывать деньги или получить определенный статус.

Самореализация — это способность умело распоряжаться тем, что нам дано. Для менеджера важно решить, является ли она приоритетом. Самореализация позволяет вести осмысленную, богатую приятными событиями и полную жизнь в любой сфере. Человек, который стремится раскрыть свой потенциал, может постепенно реализовывать себя в течение всей жизни, получая от этого удовольствие. Развитие собственных талантов порождает дополнительную энергию для самосовершенствования и достижения успеха.

Именно здесь находятся корни нематериальной мотивации — мотивации самореализации личности. Если доходчиво объяснить сотруднику, как его самореализация связана с карьерой, работой, будущим то материальное вознаграждение не будет первым в списке целей.

Межличностная сфера ЭИ, адекватная оценка действительности

Мы рассмотрели личностные функции ЭИ — эмоциональный анализ, ассертивность, самооценку, независимость, самореализацию. Во взаимоотношении с внешней средой человек встречается и с необходимостью понимать чувства других людей.

Эмпатия — это умение понимать чувства других людей, «смотреть на мир глазами другого», видеть причины различных поступков. Научиться эмпатии — значит научиться понимать скрытые подтексты в заявлениях других людей, улавливать эмоции окружающих и строить диалог, опираясь на эти знания. Это также и искусство руководителя понимать настрой подчиненных и умело вести их к цели. Важно не путать эмпатию с сочувствием, любезностью или слепым признанием точки зрения собеседника. Сочувствие ставит человека как бы выше собеседника. Любезность — это умение говорить комплименты. Эмпатия предполагает обращение к чувствам человека. Менеджеры, обладающие эмпатией, совершенно не обязательно принимают точку зрения сотрудника — они просто признают возможность существования не только своего мнения и готовы уважать чувства и мысли других людей. В этом смысле эмпатия обязательно должна сочетаться с ассертивностью.

В ситуации отсутствия эмпатии как компетенции руководителя на предприятии необходимо привлечь стороннюю помощь для налаживания комфортного эмоционального климата в коллективе.

Бар-Он, на чью схему эмоционального интеллекта я опираюсь в данной статье, убрал интеллектуальные, или когнитивные, способности из сферы ЭИ. Однако для анализа своего эмоционального состояния или окружающей реальности когнитивные способности необходимы. Возвращаясь к поиску точки или отрезка, соединяющего разум и чувства, нужно сказать, что анализ эмоций — процесс интеллектуальный. Наши страхи перед миром, с одной стороны, основаны на биологических реакциях самосохранения, а с другой — на опасениях перед изменением привычной окружающей картины. Такая позиция и уберегает нас от опрометчивых поступков и препятствует развитию.

Адекватное понимание реальности — это способность увидеть разницу между своим воображением во взглядах на мир и реально существующей ситуацией. Те, кто умеют правильно оценивать реальность, воспринимают вещи такими, какими они и являются в действительности, не подменяя их своими ожиданиями или страхами. Эти люди опираются на объективные данные и факты, верно их интерпретируют. Они прагматичны и наделены реалистичным взглядом на мир. Адекватный взгляд на действительность предполагает некую внимательную сосредоточенность на окружающих вещах, способность не отвлекаться от внешнего мира и умение анализировать его сигналы.

Для выработки внимательного и сосредоточенного восприятия реальности необходимо внутреннее спокойствие. Его можно достичь и с помощью глубокого дыхания и медитации. Цель этих упражнений — не совершать бессмысленных действий, поступков сгоряча, под влиянием импульсов, дать времени все расставить по местам. В кризисных ситуациях важны гибкость и умение подождать.

Осознание, что страх часто не имеет отношения к реальности, поможет спокойнее реагировать на предложения окружающего мира.

Гибкость — это умение перестраивать свои мысли, действия и чувства сообразно складывающейся ситуации. Люди, обладающие таким качеством, приспосабливаются к действительности и к ее изменяющимся условиям. Если они понимают, что сделали ошибку, то признают ее и меняют свое поведение. Это не признак непостоянства: они опираются на факты, события, новую информацию.

Такие люди признают точку зрения окружающих, открыты для новаторства и свежих идей.

ПРОБЛЕМА ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ?

Чтобы снизить страх перед изменениями и проблемами окружающей действительности, психологи советуют вместо слова «проблема» использовать «возможность». Трудности закаляют, а умение решать проблемы повышает собственную самооценку и уверенность в себе. Проблемы — это часть нашей жизни. Люди, постоянно прячущиеся от них, чувствуют себя загнанными, испытывают стресс и теряют уверенность в себе. Ключ к решению проблемы — отстраненность от ее «очага». Умение решать проблемы является важной компетенцией менеджера.

Известны так называемые «трабл шутеры» («решатели» проблем). Обычно в критический момент они решают конкретные задачи предприятия. Как они действуют? Сначала они наблюдают за ходом событий и вникают в суть дела (вспомним о концентрации и внимании). Затем они говорят о том, где кроется проблема. Почему им легче, чем самим непосредственным участникам? Их способность видеть только назревающую или уже имеющуюся сложность не окрашена эмоциями участника.

При решении важной проблемы нужно дать себе время, четко сформулировать ее, развить и воплотить план по эффективному решению.

Люди, умеющие решать проблемы, не боятся смотреть в глаза неприятностям, они собраны и методичны в своих действиях.

Психологи установили, что у оптимистичных людей больше шансов выйти победителями из любой стрессовой ситуации, поскольку они считают неудачи в жизни временными, преходящими, видят в них возможности для дальнейшего развития. Они смотрят на них как на отдельные ситуации, а не как на злой рок, преследующий их, не берут на себя всю вину за события, а рассматривают и внешние причины. Несчастливые люди склонны к депрессиям, вечно чем-то недовольны, ничто у них не вызывает чистой радости.

Доказано, что счастье не зависит от богатства (если речь, конечно, не идет о крайней нищете, когда просто нечего есть и негде жить) и по большому счету не имеет отношения к внешним факторам. Счастье — это внутреннее состояние человека. Оптимистичный настрой и вера в успех предприятия — необходимая компетенция лидера. Без этого любая компания потерпит крах.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.