В. Коррекция списка ПВК
В результате первичной апробации:
ü в список добавлены ПВК:
- Эмпатия – субъективная характеристика (указали 4 эксперта).
Экспертами указывались следующие варианты: умение слушать и слышать, умение сопереживать, умение ставить себя на место клиента и т.п.
- Высокая мотивация оказания помощи – субъективная характеристика, мотивация и ценности (указали 3 эксперта).
Высказывание одного из экспертов: «Можно услышать человека, понять его проблему, но этого недостаточно. Нужно, чтобы было желание ему помочь».
- Социальная адаптированность - субъективная характеристика (указали все эксперты).
Под данным ПВК понимается социальное благополучие СП (отсутствие проблем в общении, в установлении социальных связей, отсутствие социальных девиаций и т.п.).
- Готовность к постоянному профессиональному развитию - субъективная характеристика (указали все эксперты).
Готовность к изменениям в теории и практике социально-педагогической деятельности, готовность прослеживать изменения в законодательстве. Учет меняющейся социальной ситуации. Готовность ко всему новому.
Данное ПВК нельзя назвать абсолютно специфичным для данной профессии, однако эксперты настояли на его включении в общий список.
- Владение профессиональной этикой – объективная характеристика, знания и умения (указали 3 эксперта).
Это ПВК так же неспецифично, но особенно важно в профессиональной деятельности, связанной с людьми, затрагивающей их отношения.
ü из списка удалены ПВК:
- Знание теории и истории социальной педагогики.
Указывается, что достаточно общих знаний в педагогике, психологии, социологии.
- Умение организовывать подопечных для выполнения конкретных задач.
Отмечается, что данная функция практически не присутствует в деятельности школьного социального педагога.
- Владение методами планирования профессиональной и исследовательской деятельности.
- Умение рационально распределять свое рабочее время.
Эти ПВК не являются специфичными для данной профессиональной деятельности, они должны присутствовать в любом труде (в той или иной степени).
-Умение передавать клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта.
Указывается на необязательность данной функции в деятельности СП. К тому же отмечается, что большинство клиентов просто не готово принимать такого рода знания и опыт.
Произведено изменения списка ПВК с учётом мнения экспертов.
3. Экспертная оценка эталонной модели ПВК
Полученный после первичной апробации список ПВК был предоставлен экспертам. Им было предложено проранжировать имеющиеся в списке ПВК по степени их значимости в профессиональной деятельности СП (см. Приложение 6).
Табл.4 Экспертная оценка основных составляющих (блоков) профессиональной деятельности социального педагога.
Блок ПВК
Эксперт 1
Эксперт 2
Эксперт 3
Эксперт 4
Эксперт 5
Итоговая сумма
Итоговый ранг
Наличие базовых профессиональных знаний
1
2
3
12
Освоенные конкретные профессиональные умения
8
Личностные и индивидуальные особенности самого социального педагога
10
Табл. 5 Экспертная оценка блока ПВК «Базовые знания».
№
Профессионально важное качество
Наличие базовых знаний в педагогике, психологии, социологии, физиологии.
5
Знание нормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности.
Знание основ методики, методов, технологий социально-педагогической работы с разными категориями населения.
4
18
Знание способов, приемов, видов социальной помощи детям, семьям и т.д.
17
Табл. 6.Экспертная оценка блока ПВК «Профессиональные умения».
Владение профессиональной этикой
7
16
6
Умение осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами.
19
Умение воздействовать на людей, убеждать их и побуждать.
15
Владение методами социально-педагогической диагностики и поддержки.
9
Умение анализировать конкретные жизненные ситуации.
23
Умение проектировать конечный результат социально-педагогической деятельности.
29
11
Умение анализировать результаты своей профессиональной деятельности.
27
Умение использовать средства педагогической техники (речь, голос, жесты), излагать материал доступно и образно.
33
Табл.7 Экспертная оценка блока ПВК «Личностные и индивидуальные особенности».
13
Гуманитарная направленность личности (интерес к человеку как к объекту деятельности).
14
Социально-педагогическая деятельность – один из личностных смыслов педагога (наряду с другими, не менее важными).
Высокая мотивация оказания помощи – субъективная характеристика, мотивация и ценности
Готовность к постоянному профессиональному развитию
61
14,5
Морально-нравственная устойчивость.
Справедливость и принципиальность.
50
9,5
Эмпатия
20
Адекватная самооценка.
47
21
Гибкое, критичное, нестереотипное мышление, избегающее социальных установок.
58
22
Способность к самоанализу, саморегуляции.
55
Наблюдательность.
57
24
Устойчивость к стрессу, адекватный уровень тревожности.
46
25
Социальная адаптированность
37
26
Жизнерадостность.
Отсутствие выраженных дефектов сенсорных систем (особенно слуха и зрения) и речи.
68
28
Толерантность.
40
Визуальность (внешняя привлекательность как умение расположить к себе).
67
III. Составление итогового списка ПВК социального педагога
Табл. 8. Итоговый список ПВК социального педагога.
Ранг
Блоки профессионально важных качеств
I
Профессиональные умения
II
Личностные и индивидуальные особенности
III
Базовые знания
Список литературы
1. Методика работы социального педагога. Сборник статей. М: «Школьная пресса», 2004. – 94 с.
2. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.
3. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений./ Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: ИЦ «Академия», 2002. – 256 с.
4. Социальный педагог: введение в должность./ Л.С. Нагавкина, О.К. Крокинская, С.А. Косабуцкая. – СПб.: КАРО, 2002. – 272 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4