v Модели, выраженные с помощью систем уравнений относительно эндогенных величин. Выражают балансовые соотношения между различными экономическими показателями (например, модель межотраслевого баланса).
v Модели оптимизационного типа. Основная часть модели - система уравнений относительно эндогенных переменных. Цель - найти оптимальное решение для некоторого экономического показателя (например, найти такие величины ставок налогов, чтобы обеспечить максимальный приток средств в бюджет за заданный промежуток времени).
v Имитационные модели - весьма точное отображение экономического явления. Математические уравнения при этом могут содержать сложные, нелинейные, стохастические зависимости.
С другой стороны, модели можно делить на управляемые и прогнозные. Управляемые модели отвечают на вопрос: «Что будет, если ...?»; «Как достичь желаемого?», и содержат три группы переменных:
1) переменные, характеризующие текущее состояние объекта;
2) управляющие воздействия - переменные, влияющие на изменение этого состояния и поддающиеся целенаправленному выбору;
3) исходные данные и внешние воздействия, т.е. параметры, задаваемые извне, и начальные параметры.
В прогнозных моделях управление не выделено явно. Они отвечают на вопросы: «Что будет, если все останется по-старому?»
Модели можно делить по способу измерения времени на:
· непрерывные;
· дискретные.
Если в модели присутствует время, то модель называется динамической. Чаще всего в моделях используется дискретное время, т.к. информация поступает дискретно: отчеты, балансы и иные документы составляются периодически. Но с формальной точки зрения непрерывная модель может оказаться более простой для изучения. В физической науке продолжается дискуссия о том, является ли реальное физическое время непрерывным или дискретным.
Обычно в достаточно крупные социально-экономические модели входят материальный, финансовый и социальный разделы.
Материальный раздел - балансы продуктов, производственных мощностей, трудовых, природных ресурсов. Это раздел, описывающий основополагающие процессы, это уровень, обычно слабо подвластный управлению, особенно быстрому, поскольку весьма инерционен.
Финансовый раздел содержит балансы денежных потоков, правила формирования и использования фондов, правила ценообразования и.т.п. На этом уровне можно выделить много управляемых переменных. Они могут быть регуляторами. Социальный раздел содержит сведения о поведении людей. Этот раздел вносит в модели принятия решений много неопределенностей, поскольку трудно точно правильно учесть такие факторы как трудоотдача, структура потребления, мотивация и.т.п.
При построении моделей, использующих дискретное время, часто применяют методы эконометрики. Среди них популярны регрессионные уравнения и их системы. Часто используют лаги (запаздывания в реакции). Для систем, нелинейных по параметрам, применение метода наименьших квадратов встречает трудности.
Глава ІІ Экономико-математические модели при принятии управленческих решений
2.1 Математические модели при принятии решений
При принятии решений в менеджменте производственных систем используются:
· модели технологических процессов (модели контроля и управления);
· модели обеспечения качества продукции (модели оценки и контроля надежности);
· модели массового обслуживания;
· модели управления запасами (модели логистики);
· имитационные и эконометрические модели деятельности предприятия в целом, и др.
Можно выделить такие этапы процесса принятия и реализации решения (рис. 1.3):
Рис. 1.3 Этапы процесса принятия и реализации решения
Приведенная последовательность этапов процесса принятия и реализации решения не означает, что руководитель обязан выполнить все эти этапы и подэтапы, чтобы прийти к хорошему решению.
Ряд из подэтапов может быть опущен. Цель и задача могут быть очевидны или заданы (например, в приказе «разработать к данному числу проект мероприятий» цель и задача даны). Альтернативных вариантов в силу ряда причин (например, отсутствия необходимой информации) может не быть. Задача может быть столь стандартна, что нет нужды придумывать что-то новое, и руководитель просто использует уже встречавшийся ему способ деятельности, что снимает необходимость в проведении этапа «выбора окончательного решения».
Выделение этапов и подэтапов процесса принятия и реализации решения позволяет:
v легче отбирать, анализировать и оценивать как сами возможные варианты
решений, так и мотивы, побудившие их выбрать;
v легко находить причину затруднений в выработке решений;
v легко определить причины отклонений в ходе реализации решения;
v проанализировать склонности руководителя к использованию тех или иных способов и средств решения проблем с целью обучения.
Не следует рассматривать приведенную последовательность как заданную раз и навсегда. Эти этапы в ряде случаев проходят перпендикулярно, а не параллельно или сплетаются еще более сложными способами.
Проблема возникает обычно под воздействием внешней среды из-за несовершенства протекания самих материально-вещественных процессов, когда их результаты отклоняются от запланированных параметров, т.е. когда имеет место разрыв между желаемым состоянием системы (целью) и ее фактическим состоянием.
Процесс управления в этом случае рассматривается как последовательное принятие решений по возникающим проблемам.
Проблемы могут быть разделены на четыре типа:
· стандартные;
· хорошо структурированные;
· слабо структурированные;
· неструктурированные.
Решение стандартных проблем отличается ясностью и однозначностью целей, альтернатив и требуемых затрат. Для разработки их применяются заранее выработанные процедуры и правила, например, известные методики составления бизнес-плана, расчет потребности в оборудовании, в материалах, в рабочей силе, исходя из заданной производственной программы.
При решении неструктуризованных проблем суждения, опыт, интуиция руководителей и квалифицированных специалистов приобретает решающее значение.
Правильная организация экспертных спросов, квалифицированная обработка данных, четкая формулировка руководящих и основополагающих правил для решения проблем во многом обеспечивают выработку рациональных решений.
Стандартные и хорошо структуризованные проблемы относятся к числу программируемых, а слабо структуризованные и неструктуризованные проблемы являются непрограммируемыми.
Вместе с тем даже в принятии программируемых решений роль субъектного фактора, искусства руководителей и специалистов достаточно велика.
Целесообразно различать два аспекта работы по подготовке решений. Один из них касается «конструирования» самого проекта, его моделирования, другой -соответствующих процедурных правил и организационных мероприятий.
Выбор методов подготовки и обоснования решения зависит от характера решаемых проблем.
Сообразно вышеприведенной классификации могут быть использованы и четыре типа методов решения проблем:
· стандартные процедуры и правила определения решений;
· экономико-математические методы поиска оптимальных решений;
· системный анализ для построения рациональных альтернатив;
· экспертно-интуитивные методы принятия решений.
Поскольку решения направлены прежде всего на поиск и разрешение задач в той или иной обстановке, внимание во многом концентрируется на новых методах их разработках. Отсюда попытки некоторой формализации встречающихся ситуаций, которая позволяет типизировать их и определять наиболее характерные признаки.
В результате осмысливания проблемы порождается цель (иногда цели) будущего решения и его содержание.
Методы выбора и обоснование рациональных решений являются важнейшим компонентом процесса принятия решения в управлении. Усложнение управленческих ситуаций, резкое возрастание объемов информации, на основании которой принимается решение, требуют использования экономико-математических методов и компьютеризации процесса анализа и выбора решения.
Методы выбора решения сами по себе еще не гарантируют правильности решения.
Различают две группы методов выбора решений:
- методы нахождения решения путем формализации задачи и дальнейшего ее решения средствами математики;
- методы выбора решения, имеющие эвристическую оценку, т.е. такие методы выбора решения, которые базируются на интуитивно-логических заключениях.
По мере совершенствования формальных методов управления роль человека в принятии решений не только не уменьшается, но и возрастает, поскольку он высвобождается от выполнения работы формализуемых процедур.
При принятии решения очень важно обеспечить правильное сочетание формальных и неформальных методов, максимально использовать те возможности, которые несет с собой автоматизация процессов принятия решений, но и не следует переоценивать эти возможности.
Моделирование заключается в том, что создается модель, т.е. нечто похожее на реальную систему и сохраняющие существенные свойства ее как оригинала.
Модели могут быть:
· физическими;
· аналоговыми;
· математическими.
Физическая модель представляет то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы.
Аналоговая модель представляет собой исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой.
Математические модели характеризуют реальную систему символическими уравнениями или неравенствами.
Универсальность математического языка делает математические модели наиболее удобным инструментом изучения объекта, его основных свойств.
Применение математических методов для подготовки решений имеет несколько этапов:
· определяется круг проблем, подлежащих решению, причем должна быть четко сформулирована цель решения;
· разбивается на составные части - постоянные и переменные величины;
· требуется формализовать задачу и построить модель, которая выражает качественное содержание явлений через количественные характеристики.
Вторая часть модели - ее ограничение - представляет собой математическую запись условий, при которых осуществляется выбор решения.
После того как модель построена, начинается ее экономико-математический анализ, основной целью которого является нахождение оптимального решения.
Моделирование может охватывать все виды аналитических действий, совершаемых при непосредственной подготовке решений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5