Введение
Отсутствие экономической, материальной заинтересованности производителей в бережном отношении к природе и соответственно недостаточность денежных средств, выделяемых для защиты окружающей среды, - одна из основных причин доведения последней до кризисного состояния. И только тогда, когда это состояние стало оказывать ощутимое отрицательное влияние на условия производства продукции и получения прибыли, в поле зрения экономики стали входить экологические проблемы.
Это отрицательное влияние проявляется в истощении наиболее доступных месторождений полезных ископаемых, что ведет к удорожанию сырья и материалов; ухудшении здоровья работников, что отражается на производительности их труда; ухудшении работы оборудования и качества продукции вследствие загрязненности воздуха и воды, используемых в производстве; снижении урожайности сельскохозяйственных культур.
Особенную озабоченность вызывает то, что в России ряд министерств, ассоциаций, концернов, предприятий, ссылаясь на недостаток капитальных вложений и необходимость увеличения средств на социально-культурные нужды, резко сократили ассигнования на решение задач межотраслевого значения, к числу которых относится и решение экологических проблем развития регионов, требующие скоординированных и целенаправленных усилий. Даже незначительные средства, выделяемые на решение экологических проблем в отраслях и регионах, осваивается неудовлетворительно.
Если сопоставить суммы, выделяемые на экологические нужды, с валовым национальным продуктом нашей страны, то суммы ущерба будут соответствовать приблизительно 8-9 %, а расходы на охрану природы значительно меньше 1%.
1. Менеджмент на стыке экономики и экологии
Современный мир весьма многообразен и зависит от множества факторов. Мы являемся свидетелями процесса возникновения понимания и потребности в его гармоничном развитии. Это – попытка добиться синтеза между неизбежными природно-техногенными процессами, системой рыночных отношений и программой социальных реформ. Особое место тут, по-видимому, должно быть предоставлено стратегическому планированию, способному обеспечить согласованную целенаправленность функционирования всех звеньев хозяйственной системы общества.
Многообразие проблем, возникающих в процессе развития человечества, отражает многоаспектность планирования. Отрадно, что в последние годы, наряду с экономическими и социальными проблемами общества и с вопросами научно-технического прогресса, в повестке дня появились сценарии взаимодействия общества и природы.
Из истории известно, что во взаимоотношениях человека и природы существуют два критических рубежа.
Первый - когда человек, дитя биосферы, вышел из природы и ощутил себя Властителем, Покровителем, Преобразователем, резко противопоставив свою деятельность окружающему его миру. В результате трудом и знаниями человека были созданы искусственные ландшафты и сооружения, звери и растения, минералы и горные породы, и даже подобия животных и человека (компьютеры и роботы).
Второй - когда мощная техническая цивилизация трансформировала весь земной шар в цельную организованную структуру потоками товаров, людей, энергии и информации и начала воздействовать на околоземной космос. Техника - великое творение человека - стала решающей силой в биосфере и за ее пределами, превзойдя по своим параметрам совокупную массу и мощь всех живых организмов. В итоге углубились прежние и сформировались новые, неизвестные доселе, глобальные проблемы планеты. Трагизм ситуации проявился не только в потере большей части природных богатств. Гибель природы обусловила разрушение здоровья людей и развал социального благополучия общества.
Выводы, основанные на анализе, проведенном ведущими отечественными и зарубежными учеными, засвидетельствовали: продолжение производства и потребления укоренившимися методами должно неизбежно привести к необратимой экологической катастрофе.
Реальная действительность выявила новую сущностную потребность человечества - экологическую безопасность человека и общества. Ее удовлетворение и обеспечение столь же необходимы как удовлетворение традиционных потребностей путем разнообразия товаров и услуг.
Право на социально гарантированный минимум экобезопасности явилось универсальным и равным для всех категорий граждан; оно органически вошло в минимальный стандарт жизнеобеспечения в современном обществе.
Особенность экобезопасности проявилась в коллективном способе использования результатов ее обеспечения: в отличие от благ, поддающихся индивидуальному потреблению, ее достижение оказалось доступно либо всем, либо никому. Бесполезно пытаться уменьшить экологическую безопасность для отдельных индивидуумов, социальных групп, территорий и государств, т.к. природа не знает социальных, административных и иных границ.
Нарушение же экологической безопасности оказалось чревато явлением так называемого «экологического бумеранга», когда вследствие плохого знания законов, правил и принципов экологии проводимые человеком воздействия на природу начали обращаться против него.
Как самостоятельная отрасль знания «экология» (взгляд от живого, в том числе от человека на окружающую среду и взаимодействие его со средой) заявила о себе в середине прошлого века. А уже спустя 100 лет начался процесс осознания развивающегося экологического кризиса. Перед человечеством встала задача трезвой оценки сложившейся социально-экономической системы, перепроверки и анализа системы ценностей нашего общества и его идеалов и приведения в соответствие с запросами времени системы целей и средств всего общественного развития.
Между тем общепризнанно, что в ключевой фактор успеха любой деятельности, в том числе производственной, в рыночных условиях превратилось явление «менеджмента». Являясь одновременно сферой деятельности и областью знания, менеджмент занимает прочное место в современной цивилизации[1].
В условиях же либеральной экономики менеджменту, как науке и концепции рационального управления, уготовлено еще более значительное будущее.
От основы «эколог» могут быть образованы три прилагательных: экологический, экологизированный и экологичный. В результате могут быть сконструированы три словосочетания: менеджмент экологический, менеджмент экологизированный и менеджмент экологичный.
«Менеджмент экологизированный» - вариант классического менеджмента, т.е. формы управления объектом экономики в условиях рыночных отношений путем реализации функций планирования, организации и контроллинга, однако с приспособлением всех производственных функций, факторов и инфраструктуры производства к требованиям экологической безопасности (программа-минимум в сфере решения экологических проблем с учетом требований национальных и международных нормативно-правовых актов).
Его основные принципы:
- разработка экологической политики с учетом особенностей уже имеющейся технологии;
- принятие экологически ориентированных решений;
- организация контроля за всеми этапами технологического процесса (начиная с непрерывного определения качества воздуха и воды до выборочного биологического анализа наиболее чувствительных видов животного мира или местного населения) и мониторинг состояния окружающей природной среды в районе расположения объекта.
Его первоочередные задачи:
- экономия сырья и энергии;
- минимизация количества отходов и загряз нений окружающей среды;
- деятельность по уменьшению отходов вследствие излишеств при упаковке или вследствие слишком короткого срока службы товара;
- обеспечение безопасных условий труда своих работников;
- проведение оценки степени экологического риска и затрат, связанных с планируемой деятельностью, для последующего расчета возможных финансовых инвестиций, необходимых для создания «зеленого» имиджа компании и повышения экологической ответственности работников;
- получение коммерческой выгоды при оформлении страховки на более выгодных условиях;
- информирование общественности и населения о характере производственной деятельности и состоянии окружающей природной среды в районе размещения производства.
Очевидно, что степень экологизированности может варьировать в широких пределах: от незначительных усилий по сокращению объема отходов и снижения энергозатрат до «управления продукцией», связанного с полным циклом существования продукта.
Корпорации Америки затратили за последние 20 лет 850 млрд. долл. на ликвидацию последствий загрязнения среды[2]. Баланс между деловым сообществом и экологической ответственностью сместился в сторону последней: предприниматели начали постигать, что предупреждение болезни стоит дешевле, чем ее лечение. Некоторые деятели охраны окружающей среды сравнивают предупреждение загрязнения последней с программами повышения благосостояния, заявляя, что предлагаемые меры не только морально и этически правильны, но и имеют благоприятное экономическое значение.
На смену инициативам менеджмента «без роста», выдвигавшимся в 1970-х гг., пришли призывы к «предусмотрительному» (с заботой о будущем) развитию, при котором экономический рост измеряется уже не только в понятиях количества, но и качества.
Любые расходы на солидные экологические программы стали восприниматься как вложения в благосостояние мира в целом.
Летом 1989 г. состоялась учредительная конференция советской ассоциации «Кооператоры за мир и выживание человечества». Ассоциация обратилась с призывом к мировому кооперативному сообществу, насчитывающему в своих рядах более 700 млн. человек и представляющему собой мощную социально-экономическую силу, консолидировать свои усилия по оказанию положительного влияния на политический, экологический, социальный и нравственный климат планеты[3].
«Менеджмент экологический» являет собой часть концепции «стратегического» менеджмента постиндустриальной эпохи (когда рыночная конкуренция перемещается в область инновационных стратегий), предусматривающего использование для удовлетворения нужд потребителей любого успеха экономики, любого достижения рационализации, любого повышения производительности труда (программа-максимум или ориентир успешного элиминирования влияния рисковых природных и антропогенных ситуаций на благо всему человечеству).
Экологический менеджмент трактуют как экологически безопасное управление современным производством, при котором достигается оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями.
- опора на экономическое мотивирование;
- своевременность решения проблем;
- ответственность за экологические последствия, возникающие в результате принятия управленческих решений любого уровня;
- приоритетность решения экологических проблем.
Его основные задачи:
- налаживание экологически безопасных производственных процессов (предусматривающих отсутствие загрязняющих веществ, эффективность ресурсопотребления, низкие показатели энергоемкости и т.д.);
- обеспечение экологической совместимости всех производств предприятия;
- достижение оптимальных эколого-экономических соотношений (минимальная себестоимость или максимальный объем выпуска продукции при наименьшем ущербе для окружающей среды);
- предупреждение негативного антропогенного воздействия на природу в процессе производства, потребления или утилизации выпускаемой продукции;
- превращение экологических ограничений в новые возможности роста производственной деятельности (утилизация отходов, внедрение малоотходных технологий и т.д.);
- обновление продукции, исходя из социальной ответственности перед потребителями;
- создание «зеленого» имиджа в глазах общественности (выбор поставщиков с учетом их отношения к окружающей среде, предусмотрительность в отношении поставляемых ресурсов, т.е. отказ от растительного сырья, а также от шерсти или мяса животных, находящихся под угрозой исчезновения или завезенных из неблагоприятных в экологическом отношении мест, поощрение сознательности и экологической потребительской осведомленности сотрудников);
Страницы: 1, 2