Рефераты. Диверсифицированные методы исследования систем управления

Второй этап построен на оценке способностей человека к творческой деятельности. Главными факторами оценки здесь являются следующие. 1. Способность к образному восприятию и метафорическому мышлению. Эти способности легко можно выявить специальным тестированием, в процессе собеседования, при решении специальных кроссвордов. 2. Эмоциональная зрелость, которая проявляется в способности удивляться, восхищаться, эмоционально реагировать на проблему или ситуацию, но при этом проявлять способность к конструктивному действию Более того, эмоции должны "работать" на конструктивизм, восхищение переходить в интеллектуальный подъем, творческую активность 3. Способность к риску также характеризует одно из важных качеств кандидата в синектическуго группу. В любой деятельности есть риск, но каждый человек по-разному относится к риску. Один стремится его обойти, переждать, другой считает его естественным фактором всякой работы. В творческой, исследовательской работе отношение к риску проявляется через отношение к парадоксам, оценкам "бредовых" идеи со стороны других участников работы, опасение вызвать негодование и пр. 4. Большое значение имеет также способность кандидата к обобщению, тип мышления, позволяющий видеть целое, составлять из разрозненных фактов целостную картину, обобщать факты или мысли, выделять главное и отсеивать второстепенное относительно целей исследования. Эти способности также можно проверить и установить. Существуют специальные тесты. Человеку даются три-четыре факта, по которым надо сделать обобщающее заключение. Эти задачи могут быть разной степени сложности. Возможны компьютерные варианты таких тестов.

На третьем этапе проверяются коммуникационные данные кандидата. От степени их развитости и вида зависит эффективность его работы в синектической группе. Здесь предметом оценки являются следующие характеристики: 1. Кинестатические позиции, или реакция на координационные действия. Она может быть замедленной, неуклюжей, инертной. Это не всегда свидетельствует о низком творческом потенциале, однако для успешной работы в группе может оказаться отрицательным фактором. Иногда некоординируемость действии может быть следствием внутренней неуверенности, скованности. 2. Очень важным качеством является ответственность. Может ли человек отождествить свою деятельность с общими результатами работы, ощутить их как собственные удачу или неудачу, объективно оценить свою деятельность и роль в группе, признать порицание или одобрение. Ответственность проявляется в обязательности. 3. Кандидату должна быть присуща также мотивация поддержки. В работе группы он не может занимать наблюдательную или выжидательную позицию, он должен поддерживать огонь мысли, искать и находить свою роль, функцию, место в общем процессе творческой деятельности, проявлять активность. И это должно быть органической склонностью в его поведении, в его отношении к группе. Не отрицать и сомневаться, критиковать и самоутверждаться, а поддерживать и дополнять, развивать и воодушевлять своим отношением других. Это способ интеграции в группу, достижения авторитета растворения и собственной самобытности. Не акцентировать несогласие, но искать рациональное и полезное, отрицать при острой необходимости через утверждение, альтернативность, инновационное обогащение идеи. 4. Важную роль в формировании синектической группы играет и статус разнообразия, который может быть присущ кандидату в совместной работе. Синектический эффект в значительной степени зависит от типологического разнообразия поведенческих характеристик членов группы. [10, с.79]

Сформировать группу еще недостаточно для того, чтобы она могла продуктивно работать. Ее надо ввести в работу и обучить некоторым приемам совместной деятельности. Это очень важный этап синектики, он способствует как корректировке состава группы, так и созданию инновационной среды, освоению методологии и организации творческой работы.

Продолжительность обучения может быть различной, от нескольких недель до нескольких месяцев. Главное - сформировать понимание метода и уверенность в его продуктивности, коллективизм в решении проблем исследовательского типа, освоение роли каждого в синектической группе. Главными методами обучения здесь могут быть кейсы, но не исключаются и установочные проблемные лекции. Их цель систематизация имеющихся знаний, мотивирование интересов. Тематика лекций весьма разнообразна по областям знаний.

Наконец, заключительный этап представляет собой организацию продуктивной деятельности синектической группы, освоение проблемы и проведение исследовательской работы.

Заключение


По итогам курсовой работы можно сделать вывод, что система диверсифицированных методов исследований включает методы мозгового штурма, методы систематизированного поиска, методы глубокого погружения в проблему, методы интенсификации мыслительной деятельности, методы фантастического преображения проблемы, методы синектика, методы интуитивного поиска и др.

В курсовой работе мы рассмотрели основные диверсификационные методы исследования, из чего можно сделать вывод:

Исследование - это всегда поиск нового, совершенного, эффективного, наилучшего, это не просто разрешение наваливающихся проблем, а поиск проблем, решение которых ведет к совершенству. Этот поиск может быть организован различным образом и предполагает использование разных методов. Можно выделить методы случайного, интуитивного поиска, методы систематического поиска и методы логического поиска. Методы случайного, интуитивного поиска заключаются в нахождении или аккумулировании новых идей независимо от практической деятельности и конкретных проблем, с которыми здесь сталкиваются. Метод систематического поиска характеризуется упорядоченностью всех процедур поиска, их целенаправленностью, точной критериальной основой оценок, последовательностью. Метод логического поиска отличается более жесткой упорядоченностью, которая проявляется в алгоритмизации всех процедур поиска, направленного на вполне конкретный предмет исследования или элемент системы.

В исследовательской работе всегда явно или неявно присутствует интуиция, потому что исследование связано с некоторым открытием нового, поиском решений. И не всегда это происходит на основе логики, обработанной информации, конкретного анализа. Можно выделить несколько стратегий исследования, которые предполагают различные степени использования интуиции: стратегия случайного поиска, стратегия целенаправленного поиска, стратегия систематизированного поиска, стратегия интуитивного поиска, стратегия алгоритмического поиска. Стратегия случайного поиска характеризуется упрощенным анализом информации по обобщенным критериям. Стратегия целенаправленного поиска предполагает формулировку цели обработки информации, классификацию ее по целевым факторам исследования, поиск в зонах целевых установок и определенных направлений исследовательской деятельности. Стратегия систематизированного поиска является некоторым развитием и дополнением вышеназванной стратегии. Ее особенность заключается в том, что она требует не просто наличия цели, а систематизации поиска по определенной методологии. Стратегия алгоритмического поиска строится на основе разработки процессуальных характеристик исследования. Стратегия интуитивного поиска заключается в последовательном выдвижении и дальнейшей проверке различных идей и гипотез. Можно выделить и стратегию интуитивно-целевого поиска. Она является сочетанием стратегии систематизированного и интуитивного поиска.

Метод "мозгового штурма" имеет большую известность и практическое распространение. Использование его показало бесспорную эффективность в творческом решении многих сложных исследовательских и не только исследовательских проблем. Он применяется при разработке управленческих решений различного класса.

Метод "мозгового штурма" построен на специфическом сочетании методологии и организации исследования, раздельного использования усилий исследователей фантазеров и инуицивистов с исследователями аналитиками, системщиками, скептиками, практиками.

Суть синектики заключается в поиске и реализации возможности аккумулирования творческой активности исследователей на основе включения бессознательных механизмов в сознательном исследовании проблем, на основе социально - психологического взаимодействия в процессах интеллектуальной деятельности.

Главным отличием синектики от метода "мозгового штурма" является подход к исследованию и решению проблем не с позиций выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а представление незавершенных идей и мыслей, которые "подпитывают" процесс коллективного мышления.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Диверсификация

соединение различных явлений, процессов или тенденций, позволяющее лучшим образом использовать имеющиеся ресурсы и достигать целей

2

Диверсификация методов

соединение разнообразных методологических, организационных, психологических, технологических приемов исследования

3

Диверсификация управления

проявляется в разнообразии форм и видов систем управления, в соединении их по потребностям управления диверсифицированными организациями.

4

Интуиция

способность человека к неосознанному предопределению решений, событий, ситуаций. Это работа подсознания, происходящая в виде некоторого "озарения ", импульса мысли или идеи

5

Исследование

поиск нового, совершенного, эффективного, наилучшего, это не просто разрешение наваливающихся проблем, а поиск проблем, решение которых ведет к совершенству

6

Методы случайного, интуитивного поиска

заключаются в нахождении или аккумулировании новых идей независимо от практической деятельности и конкретных проблем, с которыми здесь сталкиваются

7

Метод систематического поиска

характеризуется упорядоченностью всех процедур поиска, их целенаправленностью, точной критериальной основой оценок, последовательностью

8

Метод логического поиска

отличается более жесткой упорядоченностью, которая проявляется в алгоритмизации всех процедур поиска, направленного на вполне конкретный предмет исследования или элемент системы

9

Метод "мозгового штурма"

построен на специфическом сочетании методологии и организации исследования, раздельного использования усилий исследователей фантазеров и инуицивистов с исследователями аналитиками, системщиками, скептиками, практиками.

10

Метод синектики

заключается в поиске и реализации возможности аккумулирования творческой активности исследователей на основе включения бессознательных механизмов в сознательном исследовании проблем, на основе социально - психологического взаимодействия в процессах интеллектуальной деятельности

11

Стратегия  интуитивно-целевого поиска

является сочетанием стратегии систематизированного и интуитивного поиска

12

Стратегия интуитивного поиска

заключается в последовательном выдвижении и дальнейшей проверке различных идей и гипотез

13

Стратегия случайного поиска

характеризуется упрощенным анализом информации по обобщенным критериям.

14

Стратегия целенаправленного поиска

предполагает формулировку цели обработки информации, классификацию ее по целевым факторам исследования, поиск в зонах целевых установок и определенных направлений исследовательской деятельности.

15

Стратегия систематизированного поиска

заключается в том, что она требует не просто наличия цели, а систематизации поиска по определенной методологии.

16

Стратегия алгоритмического поиска

строится на основе разработки процессуальных характеристик исследования.


Список использованных источников


1  Гусев В.О. Социологические исследования в практике управления отраслевым производством. - М., 2005

2  Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 2004

3  Зонов В.Л. Исследование систем управления. Челябинск, 2005

4  Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 2006

5  Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

6  Исследование систем управления. / Б.П. Ломоносов, В.М. Мишин - М., 2006

7  Исследование систем управления и системный анализ. Ч.1, 2 / Н.В. Миняева, М.Е. Мотышик и др. / Спб.: Изд-во Университета экономики и финансов, 2005

8  Исследование организационного управления / И.Я. Львович, Ю.Н. Черняев и др. / Воронеж: Изд-во ВТГУ,  2003

9  Коротков Э.М. Исследование систем управления. Учебник. М.: Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2008

10  Короткова Т. Л. Исследование систем управления - М., 2008

11  Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. - М., 2007

12  Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

13  Мухин В.И. Исследование систем управления. М.: Дело, 2008

14  Никифорова Л.Х. Исследование систем управления - М., 2006

15  Платова Т.В. Исследование систем управления. Ярославль, 2003

16  Проблемы методологии системного исследования / Под ред. Блауберг И.В., Садовского В.Н., Юдина Э.Г. - М., 2007

17  Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства: Учебное пособие. - М.: Юристь, 2005

18  Рогожин С.В. Исследование систем управления.- М., 2008

19  Исследование систем управления / Под ред. Садовского В.Н., Юдина Э.Г. М.: Мысль, 2008

20  Самойлов П.Ф. Исследование систем управления - М., 2005

21  Черняк Ю.И. Системный анализ и управление экономикой. М.: Экономика, 2005

22  Янг С. Системное управление организацией. М., 2005


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.