- при перераспределении персонала;
- при перемещении персонала, например, уход человека, находившегося на определенной ступени пирамиды, компенсируется повышением на ступеньку персонала с низших уровней.
Совмещение профессий. В этих случаях целесообразно использовать и совмещение должностей самими работниками организации (если исполнитель требуется на короткое время, для выполнения небольшого объема работы).
Ротация. Весьма эффективным для некоторых организаций, особенно находящихся в стадии интенсивного роста, считается такое использование внутренних источников комплектования управленческих кадров, как перемещение руководителей. Возможны следующие варианты перемещений руководителей: повышение (или понижение) в должности с расширением (или уменьшением) круга должностных обязанностей, увеличением (уменьшением) прав и повышением (понижением) уровня деятельности; повышение уровня квалификации, сопровождающееся поручением руководителю более сложных задач, не влекущим за собой повышения в должности, о сопровождающимся повышением зарплаты; смена круга задач и обязанностей, не вызванная повышением квалификации, не влекущая за собой повышения в должности и роста зарплаты (ротация) (см. Приложение В).
Такого типа ротации, как правило, приводят к расширению кругозора, повышению управленческой квалификации и, в конечном счете, сопровождаются должностным ростом работников организации.
К внешним источникам подбора персонала относится все то неопределенное количество людей, способных работать в организации, но не работающих в ней в настоящий момент. Среди них могут быть как люди, с которыми руководители организации и работники службы персонала раньше встречались по вопросу трудоустройства, так и специалисты, с которыми подобные встречи еще предстоят.
Центры занятости. Как правило, через службу занятости устраиваются на работу специалисты, которые потеряли из-за банкротства своих прежних предприятий и были вынуждены пройти переобучение (переподготовку) для освоения новой специальности.
Агентства по найму (кадровые агентства). Многие менеджеры по персоналу пользуются услугами агентств по найму, чтобы сэкономить время и избежать трудностей при поиске нового персонала.
Самостоятельный поиск через средства массовой информации. Многие серьезные фирмы предпочитают самостоятельно искать и отбирать кандидатов на работу. В этом случае очень важно хорошо представлять себе, к каким средствам массовой информации они обращаются.
Необходимо правильно сформулировать информационное объявление, чтобы привлечь внимание наиболее подходящих кандидатов. Целесообразно в объявлении отметить некоторые особенности интересующего вас персонала (ограничения при наборе), например, образование, особый опыт работы или, наоборот, отсутствие практического опыта.
Исследовав внутренние и внешние источники комплектования организации кадрами были проанализированы следующие преимущества и недостатки организации кадров, которые представлены в таблица 1.
Таблица 1. – Достоинства и недостатки источников комплектования организации кадрами
Источники
Преимущества
Недостатки
Внутренние
Примером возможности
самореализации внутри
Организации
воспринимается как
поощрение успешной работы. Для организации продолжается работа с
сотрудниками, которые
уже известны, а также
сокращаются финансовые затраты на подбор персонала.
Возможен риск
осложнении личных
взаимоотношении между
сотрудниками, может
возникнуть «семейственность».
Внешние
Возможность выбора из большого числа кандидатов. Новые люди – новые идеи и приемы работы.
Адаптация нового сотрудника. возможно ухудшение морально – психологического климата среди давно работающих.
Прежде чем принимать решение о подборе новых сотрудников, целесообразно определить, все ли средства, являющиеся своеобразной альтернативой найму, использованы в организации. К ним относятся:
- сверхурочная работа, повышение интенсивности труда;
- структурная реорганизация или использование новых схем производства;
- временный наем;
- привлечение специализированных фирм для осуществления некоторых видов деятельности.
Прежде чем осуществлять подбор персонала, в финансовых планах организации следует учесть затраты. Так, если организация использует для подбора сотрудников агентство по найму, то ее затраты будут не менее чем двухнедельная зарплата этого сотрудника, а если интересующий организацию человек является специалистом, то затраты будут приблизительно равны его месячному или полуторамесячному окладу. Пользование услугами таких агентств, с одной стороны существенно экономит время штатных работников организации, поскольку внешние кадровые консультанты осуществляют и большую часть работы по предварительному отбору кандидатов, и только прошедшие этот отбор будут интервьюироваться непосредственно менеджером по персоналу или руководителем организации. С другой стороны, у сотрудников агентств не всегда имеется достаточно информации о стратегии организации, ее культуре и особенностях тех руководителей, «под которых» подбирается кандидат, это может приводить различного рода к недоразумениям, вплоть до отвержения всех кандидатов, предлагаемых агентством. В этом случае затраты организации могут быть весьма ощутимы. Считается, что одним из наиболее дешевых способов подбора персонала является поиск кандидатов через сотрудников, работающих в организации (их друзей или родственников, нуждающихся в работе). Этот способ не требует особых затрат, поскольку сотрудники организации в сущности выполняют значительную часть работы по поиску и даже отбору.
В настоящее время использование трудовых ресурсов характеризуется следующими особенностями.
Во-первых, сегодня любой опытный руководитель с большей ответственностью оценивает специфику использования всех видов производственных ресурсов. Так, для трудовых ресурсов проблема децентрализация в их обеспечении усугубляется и тем, что их, в отличие от других видов, нельзя хранить «до поры до времени», прошедшее время не восполнить. Более того, этот вид ресурсов носит социальный характер, что значительно усложняет его управляемость.
Во-вторых, рыночные условия предоставляют работникам свободу выбора форм использования своих способностей. Будучи собственниками коллективного предприятия и работодатель и работник в равной степени заинтересованы наилучшим образом использовать свои возможности, вводить оптимальное разделение труда, повышать свою квалификацию, трудовую и творческую активность.
В-третьих, в новых условиях изживает себя административное распределение рабочей силы. Ему на смену приходит рыночный механизм, базирующийся на прямых договорах: работник- предприятие, работник-учебное заведение- предприятие. Широкое распространение получает сегодня работа по найму.
В-четвертых, расширяются масштабы и поле деятельности многих посреднических организаций типа бюро по трудоустройству, рекламные,
дилерские организации; создаются биржи труда.
В-пятых, значительно видоизменяются функции местных органов власти. Они сегодня выступают в роли, как регулятора рынка труда, так и региональной системы социальной защиты населения.
В-шестых, многообразие форм собственности ставит проблему соотносительности и предпочтительности в развитии каждой из них. Усматривается, что целенаправленное эффективное развитие экономики и общества возможно лишь при государственном регулировании интенсивности и условий труда; его оплату следует осуществлять экономическими методами без обязательных тарифных ставок, окладов, норм времени и т.п. В условиях рынка оплата труда на договорной основе предполагает снятие любых ограничений сверху, ибо истинную ценность трудового вклада определяет заказчик, потребитель.
В-седьмых, дальнейшее развитие получает система страхования, появляются новые его виды. Социальное страхование дополняется пенсионным, медицинским. Обращение к последним основывается на накопленном положительном опыте их использования в зарубежных странах. Расширение сферы страхования усиливает гарантии в решении проблем социальной защищенности населения.
В-восьмых, рыночные условия определяют новую функцию профсоюзов по заключению коллективных договоров с союзами предпринимателей, ассоциациями государственных предприятий, регулирующих конкуренцию на рынке рабочей силы.
В-девятых, рыночные отношения в полном объеме ставят на хозрасчетную основу систему профессионального образования. Объединение усилий научного, учебного и производственного секторов в выполнении единого заказа- подготовки квалифицированного специалиста обеспечивает совершенство учебной программы, полное методическое обеспечение учебного процесса и, соответственно, высокое качество подготовки
специалиста. Плата за обучение создает определенные стимулы в совершенствовании мастерства преподавания знаний и в повышении активности их усвоения обучающимися. Истинная ценность специалиста окончательно определяется заказчиком при прохождении выпускником учебно- производственных практик, стажировок на базовом предприятии, а также при защите выпускных работ по заказам предприятий.
В-десятых, особенностью воздействия рынка на использование трудовых ресурсов можно назвать новые формы разрешения трудовых конфликтных ситуаций. Особое место здесь отводится социально-психологическим методам управления коллективом.
Адаптация персонала.
Адаптация – процесс активного приспособления человека к новой среде. В контексте включения сотрудника в организацию это означает, что происходят интенсивное знакомство сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями новой среды.
Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. И специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.
Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа:
1. оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации;
2. ориентация – практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10