Рефераты. Ценообразование в топливно-энергетическом комплексе p> Развитию конкурентного рынка электрической энергии должна способствовать также организация действенного соревнования между оптовым
(ФОРЭМ) и розничным (АО-энерго) продавцами за крупного потребителя.
Существует категория оптовых покупателей-перепродавцов, пользующаяся льготным тарифом, установленным исходя из того, что значительную часть их абонентов составляет население. Данное обстоятельство определяет и основную долю оплаты, получаемую покупателем-перепродавцом от своих абонентов, в виде денежных средств. Однако эти денежные средства для оплаты отпущенной
АО-энерго электроэнергии, как правило, не используются, что ставит энергоснабжающие организации в неравноправные условия. Вывод на ФОРЭМ наряду с энергоемкими потребителями оптовых покупателей-перепродавцов будет способствовать приведению тарифов для абонентов последних в соответствие с реальной стоимостью производства и передачи электрической энергии и увеличит поступление денежных средств производителям. Оценочные расчеты показывают, что только перевод категории оптовых покупателей-перепродавцов на ФОРЭМ в масштабе ЕЭС России позволит снизить тарифы для промышленных потребителей на 8 – 10%.

Выводы:

1. Существующая практика установления тарифов на розничном рынке не соответствует реальным затратам на производство, передачу и распределение электрической энергии для конкретных потребителей.

2. Упорядочение тарифов на электроэнергию на розничном рынке будет стимулировать рост электропотребления и повысит конкурентоспособность товаропроизводителей.

3. Расширение оптового рынка электрической энергии за счет крупных энергоемких потребителей создаст благоприятную конкурентную среду, приведет к снижению и более справедливому установлению тарифов для отдельных групп потребителей.

Соотношение российских и мировых цен на энергоносители

В период планового хозяйства низкая стоимость топливно-сырьевых ресурсов была обусловлена как общей концепцией ценообразования, так и трудностями регулирования инфляционного движения цен на продукцию многономенклатурных отраслей. После 1992 года особенно важным представлялось вывести на мировой уровень цены основных экспортных ресурсов, таких как нефть, газ и нефтепродукты, чтобы «открыть» отечественную экономику, привлечь инвестиции в развитие ТЭКа и получить дополнительный стабилизатор для внутренних цен (ожидалось, что мировые цены будут служить верхним пределом для роста внутренних).

Понятие выхода на мировые цены можно определить двояко. Во-первых, имеется в виду достижение равенства внутренней цены, пересчитанной в доллары по официальному обменному курсу, и мировой. С практической точки зрения это значит достичь равной выгодной реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках с учетом дополнительных затрат на транспортировку, но без таможенных пошлин. Во-вторых, данное понятие связано с удорожанием энергоресурсов по сравнению с другой продукцией.
Точнее речь идет об опережающем росте индексов цен на энергоносители. В качестве ориентира нормального уровня относительных цен более корректно использовать не мировые, т.е. цены экспортно-импортных операций, а относительные внутренние в развитых странах, поскольку они, как правило, резко отличаются от мировых (вследствие государственного регулирования, налогообложения и других факторов).

Также особенностью нашей станы являются тяжелый климат и очень большая территория, а поэтому затраты на единицу продукции как правило выше, чем во многих развитых странах мира.

В настоящее время задача по выводу цен на энергоносители на мировой уровень выполнена, однако повышение цен недостаточно для структурной перестройки народного хозяйства. Дело в том, что реализация энергосберегающих технологий в промышленности невозможна без значительных инвестиций. Предприятиям необходимо также время для адаптации к новым соотношениям цен и внедрения таких технологий. Однако у них не оказалось ни инвестиций, ни времени для структурной перестройки из-за общего скачка цен в 1992 году, обесценившего все средства. В результате рост цен на энергоносители способствовал не повышению эффективности энергопотребления, а углублению спада производства, инфляции издержек и увеличению неплатежей в экономике.

Если рассмотреть динамику соотношения внутренних и мировых цен на отдельные энергоносители, их анализ покажет следующее.

Нефть. Внутренние цены предприятий в долларовом исчислении проявляют устойчивую тенденцию к росту[4], за исключением снижения 1994 года. Хотя в рублях цена тонны нефти удвоилась за данный период, что объясняется резким падением валютного курса рубля к доллару в 1994 г. В 1996 году рост внутренней цены нефти замедлился, что было связано с падением темпов инфляции. Внутренняя цена промышленности на нефть включает транспортные затраты на ее доставку до потребителя, а также налоги. Поскольку мировая цена определяется ее уровнем для Западной Европы и не включает налоги и транспортные расходы на перекачку нефти до потребителя по территории западноевропейских стран, то адекватным является соотношение внутренней цены производителя с мировой. С 1993 г. оно находится в пределах 40-54%
(за исключением конца 1994 г., когда временно резко повысился курс доллара к рублю). За лето и осень 1996 г. значительно поднялись мировые цены на нефть, а внутренние росли медленно, соответственно инфляции. Поэтому приведенное выше соотношение понизилось до 41,4%.

Газ. С 1992 года по декабрь 1995 внутренняя цена промышленности на газ по отношению к мировой выросла с 2,6 до 69,2%, а в октябре 1996 г. снизилась до 66%, что было вызвано мерами правительства по сдерживанию его удорожания. Внутренние цены приобретения по группам потребителей не отвечают принципам равенства реальной стоимости газа для каждой группы. Как и с электрической энергией, промышленность дотирует льготную цену для населения. В развитых странах население платит значительно больше, чем промышленность, поскольку требуются дополнительные затраты на создание и функционирование распределительных газовых сетей. В 1998 году намечено цену газа для населения довести до уровня ее реальных издержек (без акциза), а малоимущим семьям выплачивать компенсацию.

Уголь. В 1995 г. доля стоимости добычи в цене потребления снизилась до
52%, а в декабре 1996 – повысилась до 75,1%. Стоимость транспортировки росла вплоть до 1996 г., затем в результате усилий правительства по сдерживанию роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки удалось снизить долю транспортных расходов в цене приобретения до уровня 1992 года.
Однако, за 1996 год почти в 2 раза возросла стоимость добычи, в то время как стоимость перевозки снизилась на 42%. В результате цена приобретения увеличилась на 34%. Таким образом в этот период цена приобретения энергетического угля в России по сравнению с США была равна 99,1%[5]. Это связано в основном с ростом стоимости добычи, но если рассчитывать цены не по валютному курсу рубля, а по паритету покупательной способности, то стоимость нашего угля превысит ее уровень в США на 36%. Отсюда следует, что необходимы серьезные меры по сдерживанию цены добычи.

Электроэнергия. За годы реформ средний тариф на электроэнергию по сравнению с США вырос с 9% до 80,2%. Тариф для промышленности составляет 90
– 95% уровня США. Промышленные потребители дотируют льготные тарифы на электроэнергию для населения. Необходимо их постепенное социально обоснованное повышение, с тем чтобы снизить чрезмерную нагрузку в тарифах на промышленность, которую она уже не выдерживает.

В 1997 году конъюнктура мирового рынка нефти существенно ухудшилась.
Рост добычи в ряде стран, не входящих в ОПЕК (Великобритания, Норвегия,
Мексика, Китай), равно как и повышение квот такими членами ОПЕК, как
Венесуэла и Нигерия, вкупе с распространением технологий, удешевляющих освоение месторождений, привело к снижению мировых цен на нефть на 2 – 7%.
Необычно мягкая зима не оправдала надежды на удорожание нефти в отопительный сезон. В результате в январе цены снизились еще на 10 – 15%, приблизившись к уровню 1994 года. Ряд западных специалистов указывает, что сохранение сложившейся ситуации на рынке нефти сократит валютные поступления России на 3 млрд. $, и выход из сложившейся ситуации можно найти только в эффективном государственном регулировании.

Заключение

На основе изученных вопросов о топливно-энергетическом комплексе, специфике ценообразования в нем, его роли, функциях, значении в экономике, представляется возможным подвести некоторые итоги.

V Во-первых, введение свободных цен в 1992 году на продукцию ТЭКа

(как и на другие товары) осуществлялось без должного учета специфики переходного периода экономики России и недостаточного учета опыта регулирования цен с развитой рыночной экономикой. Это явилось одной из причин негативных последствий как в целом для экономики, так и для ее ключевой отрасли.

V Во-вторых, ТЭК в результате резкого перехода к свободным ценам в условиях децентрализации управления характеризуется сегодня хаосом в рыночных связях, множественностью, несогласованностью цен в местах потребления ресурсов, часто завышенных в результате нерациональных перевозок.

V В-третьих, остается спорным вопрос о том, считать ли вывод цен энергоносителей на мировой уровень явлением положительным или нет.

По ценам на многие ресурсы мы уже обогнали многие развитые страны, такие как США и некоторые европейские, но было ли это необходимо?

Как показала практика, зарубежные инвесторы не стремятся вкладывать деньги в наше производство, а для внутренних потребителей цены являются очень высокими.

Однако нельзя не признать и положительных изменений, о которых мы можем говорить в апреле 1998 года, взглянув на весь переходный период. Хотя данные некоторых информационных агентств расходятся, но можно с уверенностью сказать, что цены на продукцию ТЭКа уже растут не так стремительно, а объем производства, наоборот, набирает темп. Например, рост производства в 1997 году составил 0,6%, причем он был обеспечен в основном за счет экспортных отраслей, к которым относится нефть, газ и уголь.
Большое значение имело создание федерального оптового рынка электрической энергии, который является фактором, стимулирующим развитие конкурентной среды как для производителей, так и для потребителей электроэнергии.
Надежное энергоснабжение поможет обеспечить и структурная реформа, начавшаяся в 1997 году и захватывающая газовую промышленность и электроэнергетику. Эта реформа в сферах естественных монополий, направлена также и на совершенствование системы государственного регулирования, необходимой для решения проблем в тех отраслях, где конкуренция невозможна или нецелесообразна.

Государственное регулирование необходимо, но важно решить вопрос в каком объеме и в каких сферах народного хозяйства его следует применять. А для того, чтобы определиться в этом вопросе необходим всесторонний анализ не только исследуемой отрасли (будь то ТЭК или какая-либо другая), но и всех остальных, потому что в экономике существуют сотни и тысячи как невидимых так и зримых нитей, связывающих все элементы хозяйства и неизбежно влияющих друг на друга.

Список литературы

Законодательные акты
1. «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии

(мощности)» //Постановление Правительства РФ № 793 от 12.07.1996 г.
2. «О двухставочных тарифах на электрическую энергию (мощность) на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии

(мощности), вводимых в действие с 1 июля 1997 года» // Протокол заседания Правления ФЭК № 88 от 17.06.1996 г.
3. «Анализ введенных с 01.07.1997г. двухставочных тарифов на электрическую энергию (мощность) на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)» //Протокол заседания Правления ФЭК №

93 от 09.07.1997 г.
4. «О регулировании тарифов на электро- и теплоэнергию» //Письмо

Министерства топлива и энергетики РФ и Комитета цен при Минэкономики РФ

№ 01-17/220-11 от 20.05.1992 г.
5. «О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов»

//Указ Президента РФ № 1089 от 17.09.1992 г.
6. «О государственном регулировании цен на природный газ и другие виды энергоресурсов» //ПСМ – Правительства РФ № 88 от 29.01.1993 г.
7. «О НДС на транспортировку нефти на экспорт» //Письмо Минтопэнерго РФ №

АФ-5150 от 09.08.1993 г.
8. «О порядке расчетов за электрическую и тепловую энергию» // Инструкция

Госкомцен РФ № 01-17/1443-11 и Минтопэнерго РФ ВК-7539 от 30.11.1993 г.
9. «Об изменении порядка расчетов по возмещению разницы в тарифах за тепловую энергию, отпускаемую населению» // Постановление правительства

Москвы № 633 от 02.08.1994 г.
10. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» //Федеральный закон № 41-ФЗ от

14.04.1995 г.
11. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» //Постановление Правительства РФ № 332 от

15.04.1995 г.
12. «Об утверждении Положения о Федеральной энергетической комиссии

Российской Федерации» //Постановление Правительства РФ № 960 от

13.08.1996 г.
13. «О порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию»

//Письмо Минэкономики РФ № 16-586 от 22.08.1996 г.
14. «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию» //Постановление

Правительства РФ № 121 от 04.02.1997 г.
15. «О ставках акциза на нефть» //Письмо Госналогинспекции по г. Москве № 11-13/4611 от 07.03.1997 г.
16. «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» //Указ Президента РФ № 426 от 28.04.1997 г.
17. «Тарифы на электроэнергию, отпускаемую акционерным обществам энергетики и электрификации с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии и мощности (ФОРЭМ), вводимые с 01.10.1997 г.

(Расчет с усреднением отпускных тарифов по энергозонам)» //Утв. ФЭК РФ, протокол № 106 от 12.09.1997 г.
18. «О ставках акциза на нефть» //Письмо Госналогинспекции по г.

Москве № 30-14/1958 от 26.01.1998г.
19. «Об утверждении методики дифференциации ставок акциза на нефть, включая газовый конденсат» //Постановление Правительства РФ № 165 от

02.02.1998 г.
20. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах"»

//Федеральный закон № 29-ФЗ от 14.02.1998 г.
21. «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе Российского акционерного общества "Газпром"» // Постановление

Правительства РФ № 858 от 14.07.1997 г.
22. «Об акцизах» //Федеральный закон № 1993-1 от 06.12.1991 г.
23. «Об изменениях и дополнениях № 4 инструкции Госналогслужбы РФ от

11.10.1995 г. № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"» //Письмо Госналогслужбы РФ № ВЗ-6-03/268 от 03.04.1997 г.
24. «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость»

//Инструкция Госналогслужбы РФ № 39 от 11.10.1995 г.

Книжные издания
1. Горина Г. А. Ценообразование //Москва, 1996 г.

Периодические издания
1. Байков Н. «Топливно-энергетический комплекс» //«МЭ и МО», №8, 1998 г.
2. Делягин М. «Шанс изменить лицо российских реформ» // «Литературная газета», №17(5698), 29.04.1998 г.
3. Дроздова О.Н. «Об упорядочении тарифов и развитии конкуренции на рынке электрической энергии» //«Энергетик», №8, 1997 г.
4. Кириллова Н. «Рынок топливно-энергетической продукции России» //

«Внешняя торговля», №10 – 12, 1997 г.
5. Кудинов Ю. «Соотношение российских и мировых цен на энергоносители»

//«Экономист», №6, 1997 г.
6. Кузовкин А. «Цены на энергоресурсы и инфляция» //«Экономист», №5, 1994 г.
7. Родионов П. «Экономика и энергетика: взаимозависимость и проблемы роста» //«Вопросы экономики», №4, 1997 г.
8. Торбин В. «Региональный аспект совершенствования цен на энергетический уголь» //«Экономист», №6, 1996 г.
9. «О структурной реформе в электроэнергетике» //«Энергетик», №8,

1997 г.

Для примечаний

-----------------------
[1] «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию» //Постановление
Правительства РФ № 121 от 04.02.97г. «Основные положения структурной реформы в сферах естественных монополий» //Указ № 426 от 28.04.97г.
[2] Например, ставки акциза на нефть различных месторождений: ОАО «Роснефть-
Пурнефтегаз» –57,042 руб./т, ОА «Татнефть» – 65,340 руб./т, АО «Ухтанефть»
- 0,7 руб./т.

[3] «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии
(мощности)» //Постановление Правительства РФ № 793 от 12.07.96.

[4] За период 1991 – 1996 годов
[5] В 1996 году – 75,1%



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.