• когда фирма-поставщик предлагает импортеру несколько вариантов осуществления платежей за приобретаемое оборудование и он должен выбрать самый эффективный из них.
Приведение цен по условиям платежа (по кредитным условиям) учитывает в цене те преимущества, которые получает импортер при покупке в кредит по сравнению с платежами за поставленный товар наличными (аккредитив, чек, инкассо). Поэтому методически целесообразно цены всех конкурентов, предоставивших кредиты покупателям, привести к платежам наличными.
Цена товара при платеже наличными ниже, чем при кредите, на величину банковского процента кредитуемой части цены и на скрытые в кредитной контрактной цене затраты продавца, которые он несет в связи с кредитом (его страхование и т. д.).
Влияние кредитных отношений на цену экспортируемого товара проявляется следующим образом:
1. Если мы покупаем товар за наличные, то цена товара должна быть уменьшена на скрытую часть стоимости кредита, то есть на ту часть, которая остается неучтенной в процентах годовых, взимаемых поставщиком с импортера.
2. Если товар импортируется на условиях кредита, то цена товара должна быть увеличена на скрытую часть стоимости кредита. Скрытая часть кредита, которая включается поставщиком в контрактную цену, состоит из следующих элементов:
• дополнительные расходы фирмы-поставщика, связанные с получением кредита в банке и вытекающие из разницы между ставкой, уплаченной фирмой-поставщиком банку за пользование кредитом, и процентами, взимаемыми поставщиком с импортера;
• стоимость страхования кредита в государственной и частной страховых организациях;
• прочие расходы по получению кредита фирмой поставщиком. Приведение цены по кредитным условиям осуществляется подсчетом коэффициентов кредитного влияния (Ккр ), экономическая сущность которых состоит в том, что конкурентная цена (Цконк), умноженная на Ккр , соответствует уровню цены при расчетах наличными (Цнал):
Цнал =Цконк х Кр
Чем короче срок кредита, тем меньше разница между кредитными ставками банков и годовыми процентами по предоставленному коммерческому кредиту, тем ближе величина Ккр к единице.
Таким образом, чтобы привести цены конкурентов, предоставивших кредиты покупателям, к платежу наличными, эти цены следует уменьшить на величину Ккр.
Общая формула для определения коэффициентов кредитного влияния следующая:
Ккр=Ан (1+в)ан +В(1+в) ам х[pic]
где Ан — доля очередного платежа в общей сумме контракта, предусмотренная его условиями; в — средняя величина банковского процента для заемщиков, спрогнозированная на период кредита по предстоящему импортному контракту или действовавшая во время кредита, предоставленного конкурентами; ан — разница в годах между датой приведения цены, которой является момент поставки товара, и датой очередного платежа; В — доля кредитуемой части общей суммы контракта, то есть общей суммы за вычетом авансовых и других предшествующих платежей; ам — льготный срок отсрочки начала погашения кредита от даты завершения поставки товара в годах; Р — годовой процент, взимаемый с покупателя за предоставленный товарный кредит В.
Множитель Д рассчитывается по следующей формуле:
Д=[pic],
Где A=(1+B) t
t — время в годах на погашение кредита В.
Поправку на условия платежа вводят, если в конкурентном материале указана рассрочка платежа на срок более 12 месяцев.
Более длинные сроки платежа предполагают более высокую цену, немедленный платеж обусловливает некоторое снижение цены. Но вариант коммерческого предложения с более низкой ценой не всегда может быть предпочтительнее, особенно в условиях отсутствия наличности.
Если же импортер все же выбирает контракт с немедленной оплатой (а для российских импортеров иного сейчас и не предлагают, только предоплата), то в данном случае цена должна быть меньше, чем цена в предложении с более длинными сроками платежа, на сумму процентов, которые импортер должен уплатить за кредит, взятый им для осуществления немедленной оплаты.
Кредитные отношения при осуществлении внешнеторговых операций являются взаимными — как поставщик может кредитовать импортера (рассрочка), так и покупатель поставщика (аванс). Однако для российских импортеров в настоящее время данное утверждение не является правомочным, поскольку поставщики им не верят и поэтому кредиты и рассрочки не дают, предпочитая предоплату, а российским покупателям кредитовать зарубежных поставщиков нечем. Но учитывать данную поправку все-таки необходимо.
В зависимости от того, какой вид кредитных отношений мы имеем (рассрочку или аванс), определяется знак (плюс или минус) кредитной составляющей, размер которой зависит от величины предоставленной в кредит суммы, срока кредитования и процентной ставки.
Если импортер кредитует поставщика (предоставляет ему аванс), то авансовая цена должна быть ниже цены, которая была бы без аванса. Поправка на аванс рассчитывается следующим образом:
Па=Кб[pic],
где Кб — величина банковского процента при кредитовании для данной страны; а1 ..., an— авансовые платежи в размерах от базисной цены; 1,..., n— сроки авансирования в месяцах.
Поправка на дополнительные условия контракта — это корректировка рассчитываемой цены импортного контракта на величину добавленных или недостающих составляющих контракта, которые входят в состав цены, по сравнению с конкурентным материалом. В группу таких составляющих можно отнести следующие элементы цены, не являющиеся основными:
• стоимость обучения специалистов, направляемых импортером на стажировку в фирму-поставщика;
• стоимость услуг посредника, если сделка проводится через него. В таком случае цена уменьшается или увеличивается на 3-5%, которые были выплачены в качестве комиссионного вознаграждения;
• стоимость дополнительных гарантий фирмы-поставщика. Если сроки гарантий, указанные в конкурентном материале, превышают обычную длительность гарантий по сделкам подобного рода, то в рассчитываемую цену вносятся поправки со знаком «минус». И наоборот, если в импортном контракте, цена которого рассчитывается, зафиксированы более длинные сроки гарантий, а конкурентный материал представляет информацию об обычных гарантиях, то в рассчитываемую импортную цену вносятся поправки со знаком «плюс».
Поправки на уторговывание. Поправка на уторговывание — это скидка с первоначальной цены предложения, которая бывает, как правило, завышена. Она определяется субъективно исходя из практики работы с данной фирмой- поставщиком и на основе экспертных оценок и поэтому вносится в последнюю очередь.
Объективными факторами, влияющими на размеры скидок при уторговывании, являются: конъюнктура рынка товара; степень освоенности поставщиком производства импортируемого изделия; степень монополизации производства; финансовое положение фирмы-поставщика; отношения между продавцом и покупателем; экономическая и внутриполитическая обстановка в стране продавца.
Поправка на уторговывание вводится в том случае, если в качестве конкурентного материала используется ценовая информация, не являющаяся твердо установленной (цены коммерческих предложений).
Величина скидки зависит от наличия информации. Если соответствующей информации о работе данной фирмы нет, то поправка принимается в размере 10- 15% от первоначальной цены, указанной в коммерческом предложении. Если в основе расчета лежит цена на оборудование, взятая из прейскуранта фирмы- поставщика, то скидка на уторговывание может превысить 50%. В среднем размер поправки на уторговывание колеблется в пределах 15-30% от первоначальной цены.
Поправки на разницу в технико-экономических параметрах. Технико- экономические сопоставление продукции функционально однородной, но предлагаемой разными фирмами-поставщиками, сводится к сопоставлению основных характеристик товара, цена которого рассчитывается, с характеристиками товаров ведущих в этой области производителей или с характеристиками товаров-конкурентов. Суммарная величина поправок на разницу в технико-экономических параметрах импортируемой продукции по сравнению с конкурентными материалами не должна превышать 30-40%.
Технико-экономические сопоставления могут производиться различными методами, основными из которых являются следующие: метод прямого сопоставления; параметрические методы и методы обоснования цен импортируемых товаров на основе оценки их конкурентоспособности.
Кроме вышеперечисленных поправок, при расчете цен при внешнеторговых операциях необходимо учитывать курс как национальной валюты, так и валют иностранных государств.
5. Валютный курс и цены
Цена единицы национальной валюты, выраженная в единицах иностранной валюты, называется валютным курсом.
Валютная котировка — способ определения валютного курса — может быть прямой, когда курс единицы национальной валюты выражается определенным количеством единиц иностранной валюты, и косвенной — в обратном случае. По временному горизонту валютные курсы делятся на слот-курс, по которому валюты обмениваются друг на друга в течение не более двух рабочих дней с момента соглашения о котировке курса, и форвардный курс, по которому обмениваются валюты в определенный момент в будущем. Для выяснения реальных тенденций движения валютного курса используются его расчетные виды: номинальный — текущая валютная котировка, реальный — номинальный курс, пересчитанный с учетом инфляции, номинальный эффективный — индекс валютного курса по отношению к валютам стран торговых партнеров и реальный эффективный — номинальный эффективный курс с поправкой на изменение уровней цен. В рамках отдельных государств может действовать единый валютный курс или существовать множество валютных курсов, когда используются различные курсы в зависимости от видов валютных операций и их участников. По степени жесткости определения валютные курсы делятся на фиксированные, предусматривающие жестко установленное соотношение между валютами; ограниченно гибкие курсы, предполагающие возможность плавания курса в определенных пределах, и плавающие под воздействием спроса и предложения. Гибридными видами валютного курса, сочетающими элементы фиксированных и плавающих курсов, являются валютный коридор, ползущая фиксация и управляемое плавание.
Иностранная валюта, как и любой другой товар, имеет цену, которая устанавливается на валютном рынке под воздействием спроса и предложения. Спрос на нее возникает в основном в силу необходимости оплачивать импортные товары, приобретать иностранные ценные бумаги и другие активы, а ее предложение — из-за получения доходов от экспорта, а также приобретения иностранцами национальных ценных бумаг и прочих активов.
Под воздействием спроса и предложения валютный курс изменяется. При режиме плавающего (фиксированного) валютного курса снижение курса национальной валюты называется ее обесценением (девальвацией), а повышение — подорожанием (ревальвацией). При этом изменение плавающего курса происходит автоматически, а фиксированного — по решению государственных органов.
Падение курса национальной валюты приводит к снижению цен национальных товаров на мировом рынке, выраженных в иностранной валюте, что способствует росту экспорта, который в результате становится более конкурентоспособным. В то же время цены на иностранные товары, выраженные в национальной валюте, становятся выше, в результате чего их импорт сокращается. В результате падения курса национальной валюты деноминированные в ней национальные активы и ценные бумаги дешевеют и становятся более привлекательными для иностранных инвесторов, что приводит к увеличению притока капитала из-за рубежа.
Рост курса национальной валюты приводит к росту цен национальных товаров на мировом рынке, выраженных в иностранной валюте, что приводит к сокращению их экспорта, который в результате становится менее конкурентоспособным. При этом цены на иностранные товары, выраженные в национальной валюте, снижаются, в результате чего их импорт увеличивается. Увеличивается также экспорт капитала.
Заключение
Таким образом, ценообразование на экспортную продукцию является многогранным процессом, в результате которого определяется конкретная цена на товар, работы или услуги. В связи с активным развитием внешнеэкономической деятельности отечественными товаропроизводителями умение определять цены на свои товары, поставляемые на экспорт, является наиболее значимой задачей для них. Необходимость работы в этом направлении должно позволить выявить как негативные, так положительные тенденции в ценообразовании на экспортную продукцию.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике. Минск: Полымя,
1997
2. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент - Спб: Питер, 1999
3. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование - М: Экмос, 1997
4. Цены и ценообразование / под ред. проф. В.Е. Есипова - Спб: Петер, 1999
5. Экономика предприятия // под ред. проф. О.И. Волкова - М:Инфра-М, 1998
Страницы: 1, 2, 3