То есть, говоря иначе, цели - это конкретное состояние отдельных параметров организации, на достижение которого направлена ее деятельность.
Наличие цели является важным признаком организации. Все члены организации стремятся к её достижению.
Вопрос о целях организации не так прост, как может показаться на первый взгляд. Великий мыслитель древности Аристотель писал, что «так как действий, искусств и наук много, много возникает и целей. У врачевания это здоровье, у судостроения - судно, у военачалия - победа, у хозяйствования - богатство».
Рассматривая вопрос о целях организации следует понимать, что в зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации, желательное состояние которых выступает в виде общих целей организации, так и по количественной оценке этих параметров. Так для коммерческой и некоммерческой или частной и бюджетной организаций, цели будут разниться.
Например, для торговой организации, основными целями будут являться цели уже приведённые выше по тексту (выживание, рост, доходность). В то же время, для войсковой части о росте и доходности говорить не приходится.
Таким образом, при определении целей организации, они формулируются не произвольно и имеют, что не наесть обоснованную позицию, а именно: а) цель представляет собой отражение объективной роли данной организации в обществе, характера и масштабов ее деятельности, производственного и кадрового потенциала; б) на формирование и формулировку целей, так же как и на миссию, существенное влияние оказывают интересы многочисленных субъектов (групп лиц), связанных с деятельностью организации; в) постановка целей связана с учетом ограничений в отношении путей и средств их достижения. Ограничения бывают внешними и внутренними (общими и частными, производными от них). Они могут быть присущи организации изначально или порождаться прежними проблемами.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы, что: а) организация, являясь социальным организмом, в результате своей деятельности предполагает достижение конкретных целей, в свою очередь достижение целей приводит к удовлетворению потребностей групп людей связанных с деятельностью данной организации; б) миссия организации, отражая предназначение и смысл существования организации, является основой (базой) и отправной точкой, для формирования основных (глобальных) целей организации и несёт целевое начало в деятельности организации; в) цели организации являясь чёткими параметрами, на достижение которых направлена деятельность организации, конкретизируют те рубежи, к которым должна стремиться организация. Для каждой организации цели формируются свои и они сугубо индивидуальны, однако все они, в своей сути сводятся к получению результатов максимально приближенных к желаемым.
Наличие цели обеспечивает организации стабильность, равновесие, единство действий участников.
Во многих учебных и интернет источниках представлены различные варианты классификаций целей, и они между собой часто различаются. Однако можно с уверенностью сказать, что основа многих классификаций остаётся схожей. Так цели классифицируются:
1) по уровням. Низший уровень является объективная целесообразность, а в свою очередь высший - целенаправленностью технических и организационных структур, ориентированных на достижение высших целей;
2) по источникам формирования делятся на заданные извне и сформировавшиеся внутри организации. Внешние цели, учитывают потребности более широкой социальной общности, в рамках которой организация функционирует, а внутренние ориентированы на удовлетворение потребностей коллектива;
3) с точки зрения комплексности можно говорить о простых и сложных целях. Сложные, в свою очередь, разбиваются на подцели;
4) по степени важности цели разделяются на стратегические и тактические. Тактические же бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (цели текущих заданий).
5) с учетом времени, необходимого для реализации, цели подразделяют на долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и краткосрочные (до одного года);
6) по содержанию цели делятся на личные и институциональные. Личные цели связаны с повседневной жизнедеятельностью людей и определяются системой их ценностей, материальным положением, возрастом, здоровьем и т. д., а институциональные цели - это цели производственно-хозяйственной деятельности. Они делятся на: а) технологические; б) экономические; в) производственные; г) административные; д) маркетинговые; е) научно-технические; ё) социальные;
7) с точки зрения приоритетности выделяют: а) необходимые цели, достижение которых решающим образом влияет на положение организации, подразделения или отдельного работника; б) желательные цели, чья реализация позволяет в определенной степени улучшить это положение и создать дополнительные гарантии; в) возможные цели, чье осуществление в принципе в данный момент ничего не меняет;
8) цели могут иметь троякую направленность: а) на конечный результат (пример: выпуск определенного объема продукции); б) на осуществление той или иной деятельности (пример: совершенствование технологии); г) на достижение определенного состояния объекта (пример: приобретение работником новой профессии);
9) по форме выражения можно говорить о целях, описываемых количественными показателями (о производстве продукции в рублях, тоннах, штуках) и характеризуемых качественно (о достижении благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который ничем измерить нельзя);
10) исходя из особенностей взаимодействия цели могут быть: а) безразличными по отношению друг к другу (индифферентными); б) конкурирующими; в) дополняющими (комплементарными); г) исключающими друг друга (антагонистическими); д) совпадающими (идентичными);
11) по степени обязательности можно выделить цели-задания и цели-ориентиры. При этом главным способом реализации целей-заданий является настрой исполнителей посредством целей-ориентиров;
12) с точки зрения масштабности выделяются глобальные, общие и частичные цели;
13) по степени реальности цели рассматриваются как действительные и мнимые;
14) с точки зрения иерархичности.
Наиболее ярким критерием классификации является классификация с точки зрения иерархичности. Можно сказать, что в основу классификации целей организации заложена иерархичность. Иерархичность целей, напрямую влияет на такие критерии, как продолжительность их реализации, их направленность, масштабность, повторяемость и т.п.
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что: а) цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения; б) цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.
Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая свои цели, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом. Наглядно влияние иерархии целей на остальную классификацию представлено на рис. 2.
Рис. 2 - Зависимость критериев классификации целей организации от иерархии целей на примере «дерева» целей
Таким образом, мы видим что, как и говорилось в подпункте 1.1 главы 1, миссия отражает главное предназначение организации, смысл ее существования, принципиальные отличия от других, имидж, философию, взгляды высшего руководства на долгосрочное развитие фирмы, ценности, культуру, социальную ответственность перед обществом и своими работниками, позиции в отношении разных социальных групп. Например, формулировка миссии известной западной компании «Форд» гласит: «Удовлетворять наших клиентов, производя качественные легковые автомобили и грузовики, разрабатывая новые продукты, сокращая время вывода новых моделей на рынок, улучшая производительность всех наших заводов и совершенствуя процессы производства, налаживая контакты со служащими нашей фирмы, а также с профсоюзами, дилерами и поставщиками».
Генеральная цель некоммерческой организации, в принципе, совпадает с миссией, в тоже время, генеральная цель любой коммерческой организации состоит в получении прибыли, поэтому с миссией совпадать не может. Данная цель является глобальной, общеорганизационной, сложной и долгосрочной.
Общие (стратегические) цели, которых обычно бывает от 4 до 6, отражают важнейшие направления деятельности организации, связанные с реализацией миссии и являются общими, общеорганизационными, долгосрочными или среднесрочными, дополняющими друг друга, направленными на достижение главной (глобальной) цели. Они могут быть интегральными, т.е. направленными на решение общих задач, например достижение устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, прибыли, продаж, выхода на внешние рынки и т. п. и функциональными, т.е. связанными с отдельными конкретными сторонами работы организации - финансами, маркетингом, кадровой работой и являющимися заданиями для соответствующих служб.
Тактические (специфические) цели (цели первого уровня развертывания) отражают состояние основных организационных подсистем и основываются на стратегических. Они разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации общих целей. Обычно они могут быть средне- и краткосрочными и обязательно выражаются в количественных показателях, что позволяет им служить основой планов. Специфические цели бывают операционными (отдельного работника) и оперативными (подразделения).
Как видно из рисунка 2, краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются конкретизацией и детализацией долгосрочных целей. Они «подчинены» им и определяют деятельность организации в краткосрочной перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей.
Именно через достижение краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей.
Однако при существующей классификации целей организации не следует забывать о несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять цели, так:
а) цели должны быть достижимыми. Они не должны быть слишком легкими для достижения и сверхтяжёлыми (недостежимыми), что может привести к потере ими ориентира и очень негативно сказаться на деятельности организации.
б) цели должны быть гибкими. Они должны быть легко корректируемыми в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении.
в) цели должны быть измеримыми. Они должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить и полноценно оценить результаты деятельности организации.
г) цели должны быть конкретными, чётко указывающими, в каком направлении должна осуществляться деятельности организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь, и кто ответственен за достижение цели.
д) цели должны быть совместимыми. Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели - долгосрочным. Цели не должны противоречить друг другу и приносить друг другу ущерб.
Страницы: 1, 2, 3, 4