Рефераты. Библиотечный менеджмент и его модели

Организационные функции генерального менеджмента предприятия включают:

n непосредственно организационную функцию, то есть формирование наиболее приемлемой организационной структуры в соответствии со стратегией деятельности компании, причем каждый служащий компании должен наилучшим образом отвечать предъявляемым к нему производственным требованиям;

n управление, то есть управление деятельностью компании, реализацию планов, преобразование последних в производственные обязанности для среднего и низшего звена служащих и других работников компании, стимулирование качественного выполнения работы. Следует отметить, что одной из проблем управления является умение выбрать правильный стиль руководства.

n контроль, то есть обеспечение надлежащего выполнения работы всеми элементами организационной структуры. Системы контроля служат для измерения качества и количества проделанной работы. Главным элементом функции контроля является наличие обратной связи между получаемой информацией о результатах работы и соответствующими планами, стандартами, нормами, с тем, чтобы отклонения были проанализированы и устранены;

n координацию, то есть объединение в единое целое всех усилий каждого элемента организации. Техническими приемами координации являются соблюдение бюджета, регулярное проведение совещаний, конференций, заседаний различных комиссий. Надлежащее осуществление координации предполагает наличие развитой системы связи.

Менеджмент на уровне отдела (подразделения). Выполняет следующие функции: постановка задач и целей на уровне отдела в соответствии с общими задачами и целями организации; организация работы отдела (создание структуры, распределение обязанностей, урегулирование конфликтов); управление производственной деятельностью по выполнению плана, стимулированию качественной работы сотрудников отдела, координация производственного процесса в рамках отдела, обеспечение надлежащей связи.

Процесс менеджмента. Очевидно, что единственная существенная разница между генеральным менеджментом и менеджментом на уровне подразделений заключается в масштабах, пределах полномочий, ответственности и степени детализации. Процесс менеджмента включает в себя осуществление всех вышеупомянутых функций и может выполняться любым членом данной организации в пределах своей компетенции. Несмотря на то что мы дали определение менеджмента по отношению к тем служащим компании, которые отвечают как минимум за подразделение, тем не менее функции менеджмента могут выполняться инспектором (контролером), мастером (бригадиром), то есть теми, кого мы обычно не называем менеджерами. Однако им все же приходится быть менеджерами на своем, пусть и невысоком, уровне.


3. Библиотечный менеджмент


Рыночные условия качественно усложнили библиотечную деятельность, нацелили ее на гибкость, адаптированность к среде, структуре спроса и предложения на информационном рынке. Это, в свою очередь, обострило проблемы компетентности персонала библиотеки, ее менеджеров для работы в новых, быстро меняющихся, рыночных условиях, усложнило задачи подготовки и повышения квалификации библиотекарей.

Становятся все более высокими требования к уровню профессионального образования библиотечного специалиста, так как опыт все меньше может служить руководством для будущего. Все в большей мере требуются постоянно обновляемые знания и интуиция. Особое значение приобретает новый стиль мышления, способность к результативной профессиональной деятельности в условиях отсутствия специализиpoванныx методик, определенных норм и шаблонов, когда нет четких и ясных указаний.

Особую роль в обновлении библиотеки, повышении ее конкурентоспособности должны сыграть библиотечные менеджеры, для которых профессионально значимыми становятся способность находить решения на основе анализа и синтеза воздействующих на библиотеку факторов, мобильность в освоении новых технологий…

Понятие "библиотечный менеджер", казавшееся несколько лет назад непривычным и неестественным, в современной библиотечной терминологии является распространенным и органичным явлением. Профессиональная принадлежность к специалистам-менеджерам предполагает, что определенным субъектом освоена необходимая сумма знаний, что он владеет управленческой методологией, придерживается неких стандартов деятельности и поведения, умеет ставить цели и добиваться их выполнения, руководить персоналом и мотивировать результативный труд, имеет соответствующий имидж.

Библиотечный менеджер - это не обязательно руководитель, он может и вовсе не иметь подчиненных. Его делает менеджером скорее ответственность за самостоятельный вклад в достигнутые библиотекой результаты, чем ответственность за работу других.

Руководитель библиотеки как библиотечный менеджер - это руководитель предпринимательского стиля, который в большей мере способен к крупным замыслам, гибкости, обоснованному риску, ценит независимость, возможность творчески работать, рассчитывает на достойное вознаграждение за свою деятельность. Он создатель новых систем, качественно превосходящих прежние, он обеспечивает создание таких условий труда, при которых каждый сотрудник имеет возможности для профессионального роста и развития и, используя их, может добиться наилучших результатов, не сталкиваясь с бюрократическим подходом к делу.

В библиотеках условно выделяют три уровня управления: высший, средний, низший. Соответственно к управленческому персоналу в библиотеках относят три категории работников:

административно-управленческий персонал (дирекция), выполняющий функции администрирования, общего руководства деятельностью библиотеки;

функциональные руководители (заведующие отделами), по своей должности выполняющие подготовку и обоснование управленческих решений, преимущественно по производственным процессам;

линейные руководители (заведующие секторами, главные библиотекари), управленцы, в должностных функциях которых преобладают отношения "человек - человек".

Удивительными оказались полученные результаты [исследования], демонстрирующие сложившиеся приоритеты во взглядах различных категорий руководителей. Так, многие руководители высшего звена на первое место (по значимости) поставили те качества, которые должны отличать труд каждого достойного специалиста, ими отмечены: высокий профессионализм, честь, достоинство, верность слову; на второе место определены организаторские способности, самообладание, выдержка и устойчивость к стрессам; и лишь на третье такие качества, как умение принимать решения, добиваться цели; предприимчивость, инициативность, творчество, ответственность и уважение к подчиненным. Такой результат исследования позволяет предположить, что те руководители библиотек, у которых в сознании определилась данная последовательность приоритетов, на сегодняшний день пока еще не готовы к осуществлению конструктивных перемен в своих библиотеках, так как сами склонны видеть развитие библиотечной деятельности лишь на фоне соблюдения моральных принципов в коллективе и добросовестного отношения к труду. Важность этих качеств не оспаривается, однако полученные результаты показывают распространенность в библиотеках командно-административного стиля руководства, характерного, видимо, для управленцев старшего поколения. Кроме этого, результаты опроса показывают и определенную декларативность ответов респондентов о необходимости конструктивных перемен, подчеркнутую руководителями первого уровня в предыдущих ответах на вопросы анкеты, или же демонстрируют осознание ими необходимости предстоящих изменений лишь на уровне постановки проблемы. Однако и такой уровень представлений имеет особое значение для самого руководителя, так как служит основой для формирования установок и убеждений в коллективе, является импульсом к изменениям организационного поведения и организационной культуры библиотеки. Вместе с тем, нужно признать, что здесь мы наблюдаем не столько традиционность во взглядах библиотечного руководителя, поставившего сегодня в ряд значимых качеств библиотечного менеджера "профессионализм" впереди "предприимчивости", сколько с его представлениями о способах развития библиотеки. Другим выводом исследования, проявившемся в результате анализа ответов руководителей-администраторов, является и то предположение, что большинство из них роль "движущей силы" перемен возлагают на нижние уровни руководства - функциональных и линейных менеджеров. Подтверждает обоснованность этой гипотезы анализ ответов на вопрос о значимых качествах библиотечного менеджера, руководителей 2 и 3 уровня. На первое место они поставили умение принимать решения, добиваться цели, высокий профессионализм руководителя; на второе - его организаторские способности, дружелюбие, чуткость и уважение к подчиненным, умение анализировать и оценивать ситуацию, и на третье - ответственность, дисциплинированность и самообладание. Данный иерархический ряд принципиально отличается от предыдущего, он отражает готовность функциональных и линейных руководителей к активной деятельности, осмыслению важности учета рыночных факторов в управлении, пониманию значимости психологического комфорта в библиотечном коллективе для конструктивного развития библиотеки.

Подчеркивая роль лидера в позитивном развитии библиотеки, мы должны признать, что темп и содержание инновационных процессов зависит не только от его компетентности и предприимчивости. Особое значение приобретает и степень сплоченности коллектива, его организационная культура, наличие в коллективе групп, прямо или ко косвенно препятствующих изменениям или поддерживающих их, профессионализм кадров библиотеки, наличие в традициях библиотеки благоприятных и продолжительных связей с региональной общественностью, представителями библиотечных школ, структур власти, бизнес-кругов, средств массовых коммуникаций.

В ходе исследования важно было установить, что, по мнению руководителей, тормозит развитие библиотеки и мешает результативному управлению. Как выяснилось, руководители библиотек видят несколько ограничивающих факторов:

* недальновидность вышестоящих руководителей, зачастую сдерживающих творческую, инициативную деятельность;

* инертность и неквалифицированность кадров, не желание сотрудников поддерживать инициативу;

* отсутствие необходимых ресурсов и неспособность в сложившихся условиях их изыскать;

* отсутствие возможности привлечь в штат библиотеки молодых перспективных сотрудников - выпускников новых библиотечных специализаций или кадры, получивших образование в области информационных систем и вычислительной техники, психологии, рекламы, дизайна и связей с общественностью.

Одним из основных выводов исследования явилось то, что качественное преобразование библиотечной деятельности возможно лишь там, где ведется целенаправленная работа по формированию организационной культуры. Не случайно специалисты в области организационного управления выделяют два среза организации, которые являются основными при проведении стратегических изменений. Первый срез - это структура организации, второй - организационная культура. Если организационная структура определяет границы структурных подразделений и задает формальные связи между ними, то организационная культура направляет действия членов коллектива. Под организационной культурой библиотеки в современной литературе понимается совокупность наиболее важных предположений, принимаемых и господствующих в коллективе и получаемых выражение в заявляемых библиотекой ценностях, задающих ее сотрудникам ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации определяют моральный климат, помогают библиотекарям понять назначение своей библиотеки и тем самым создать нормы деятельности и поведения, правила следования им.

Культура не только отличает одну библиотеку от другой, но и существенно предопределяет успех ее функционирования и развития в долгосрочной перспективе. Так как носителями организационной культуры являются люди, ее формирование составляет основу управления персоналом библиотек. На ее основе определяются установки поведения и регулируются межличностные отношения в коллективе, строятся взаимоотношения между руководством и подчиненными. Она находит отражение в стратегии и структуре организации, принципах управления, которые, в свою очередь, рассматриваются как инструменты организационной культуры.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.