Рефераты. Анализ взаимосвязи человеческого капитала и экономического роста

Исходя из различий в уровне полученного образования, работник со средним и ниже среднего образования имеет сумму вложений в свою подготовку и формирование здоровья в размере 45511 грн., а специалист, получивший среднее специальное и высшее образование, требует 64614 грн. инвестиций.


Отрасли народн. хозяйст.

числоработн. тыс. чел.

в т.ч. специал. тыс. чел.

чел. капитал млн. грн.

числоработн. тыс. чел.

в т.ч. специал. тыс. чел.

чел. капитал млн. грн.

Всего

922,5

316,7

48033,8

609,2

247,0

32443,6

Промышленность

227,3

41,7

11141,2

117,9

27,4

5889,2

Сельское хоз-во

123,8

18,4

5985,7

88,2

11,4

4231,8

Лесное хоз-во

1,8

1,0

101,0

1,7

0,9

94,5

Транспорт

73,2

15,2

3621,8

43,2

11,5

2185,7

Связь

15,0

3,9

757,2

11,7

3,7

603,2

Строительство

78,9

23,2

4033,9

40,3

10,6

2036,6

Торговля

90,7

21,4

4536,6

47,4

11,7

2380,7

Инф.выч. Обслужив.

2,5

2,2

155,8

0,4

0,4

25,8

ЖКО, быт

52,5

10,3

2572,4

55,4

17,1

2834,3

Здравоохран. Физк.

95,0

50,6

5290,1

81,6

52,3

4712,7

Образов.

80,2

37,4

4364,4

65,9

50,0

3954,9

Культура

13,8

8,9

798,0

11,4

10,4

717,5

Искусств.

4,4

4,0

276,7

3,1

2,9

196,5

Наука

28,7

10,1

1499,1

8,6

5,7

500,3

Кредитов., страхов.

6,3

2,3

330,7

7,2

6,4

449,9

Коммерч. обслуж.

-

-

-

0,4

0,3

23,9

Аппаратвласти

12,4

9,4

743,9

24,1

22,2

1520,9


О динамике человеческого капитала в отраслях народного хозяйства Крыма можно судить из приведенной таблицы. Из данных таблицы видно, что за период 2000-2005 годов Крым потерял человеческий капитал на общую сумму 15,6 млрд. грн. Это огромный урон. Часть специалистов и высококвалифицированных рабочих эмигрировала. Зарубежным государствам это очень выгодно: не надо затрачивать огромные суммы на подготовку специалистов. Они приехали из Крыма.

Произошло структурное изменение числа занятых в народном хозяйстве, что повлекло изменение в составе человеческого капитала. Если в его структуре в 2000 г. промышленность занимала 23,2%, то в 2005 г. только 18%. Сельское хозяйство в 2000 г. располагало человеческим капиталом на 5,9 млрд. грн., а в 2005 г. человеческого капитала осталось на 4,2 млрд. грн.

Учитывая специализацию Крыма как рекреационно-оздоровительного комплекса, можно считать позитивной тенденцией то, что доля человеческого капитала в отраслях здравоохранения, туризма, физкультуры возросла с 11% в 2000 г. до 14,5% в 2005 г.

Однако за этот же период неоправданно возрос человеческий капитал, занятый в аппарате управления Крыма. В 2005 г. он составил 4,68% всех занятых в народном хозяйстве, в то время как в 2000 году этот показатель составил всего 1,5%.

Приведенные данные свидетельствуют о серьезной угрозе в воспроизводстве кадров, подготовке специалистов и приводят к заключению, что проблема формирования человеческого капитала и его сохранения становится первостепенной задачей настоящего и будущего Крыма.


3.Мероприятия направленные на повышения уровня человеческого развития


Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. В связи с этим приоритетными направлениями деятельности Верховной Рады Украины в сфере образования являются законодательное обеспечение модернизации украинской системы образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг, создание системы независимой оценки контроля качества образования.

Необходимо модернизировать систему образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием, путем совершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях. Предстоит провести реструктуризацию сети образовательных организаций, изменить систему бюджетного финансирования путем перехода на нормативно-подушевое финансирование и внедрения образовательных кредитов. Необходимо также повысить контроль за эффективностью использования внебюджетных средств.

Основные усилия Верховной Рады Украины в среднесрочной перспективе будут направлены на реализацию приоритетного национального проекта в сфере образования.

Предусматривается осуществление следующих мероприятий:

стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

информатизация образования;

расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву;

формирование 2 национальных университетов и 2 бизнес-школ;

дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство, в том числе учителей начальных классов;

ежегодное поощрение лучших учителей.

Кроме того, первоочередными мерами являются:

оказание государственной поддержки высшим и общеобразовательным учреждениям в приобретении лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовке преподавателей общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

внедрение в образовательных учреждениях современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ к сети Интернет;

переход на новую систему оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующую повышение качества образования, а также завершение перехода к нормативному финансированию учебного процесса;

оказание способной и талантливой молодежи государственной поддержки, включая предоставление грантов для школьников, студентов и молодых специалистов.Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности образования определены в Концепции модернизации украинского образования на период до 2010 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы. Применительно к предстоящему среднесрочному периоду эти задачи могут быть решены путем осуществления следующих мер:

а) обеспечение развития инфраструктуры непрерывного профессионального образования, включающей: создание общенациональной системы оценки качества образования на всех уровнях образования, а также при прохождении различных образовательных программ, обеспечивающих повышение квалификации, профессиональную переподготовку, смену форм и областей профессиональной деятельности;

расширение числа организаций, реализующих образовательные программы непрерывного профессионального образования (в первую очередь, повышения квалификации и переподготовки кадров) путем привлечения в эту сферу различных не образовательных организаций, имеющих ресурсы для осуществления разнообразных дополнительных профессиональных программ;

развитие общественных профессиональных организаций с широким представительством работодателей, деятельность которых будет направлена на формирование адекватных запросам рынка труда требований к реализации профессиональных образовательных программ подготовки специалистов, поиск и отбор современных образовательных технологий, а также проведение оценки (аттестации и аккредитации) качества образовательных программ;

реструктуризацию системы профессионального образования,

переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Вследствие этого такие управленческие функции, как контроль, финансирование и оценка качества деятельности, будут осуществляться в отношении образовательных программ;

б) осуществление перехода на уровневую систему высшего профессионального образования, создание организационных и правовых механизмов интеграции программ начального и среднего профессионального образования, включения их в систему непрерывного профессионального образования.

Будут разработаны новые образовательные стандарты профессионального образования с учетом современных квалификационных требований к различным категориям работников, будет обеспечено участие работодателей в разработке указанных стандартов, учебных планов и программ, а также в итоговой государственной аттестации выпускников учебных заведений профессионального образования.

На всех уровнях образовательной системы повышение качества и инновационный характер образования будут обеспечиваться путем внедрения новых образовательных технологий, развития интерактивных форм обучения, широкого использования проектных методов и методов, позволяющих имитировать реальные ситуации, а также современных обучающих программ. Повышение качества высшего и послевузовского образования будет основываться на интеграции образования, науки и практической деятельности;

в) значительное повышение эффективности системы образования детей предшкольного возраста с обеспечением максимального охвата программами предшкольного обучения детей 5 - 6 лет, в первую очередь детей из малообеспеченных семей, с тем чтобы предоставить им равные стартовые возможности в получении школьного образования.

Для удовлетворения индивидуальных потребностей детей в получении знаний в течение всего периода обучения в общеобразовательной школе им будут предоставляться услуги дополнительного образования;

г)создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы образования путем:

преобразования образовательных учреждений в новые организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающих эти ресурсы по результатам своей деятельности;

повышения качества кадрового состава системы образования. Следует разработать и ввести в действие эффективные механизмы системы оплаты труда педагогических работников, ориентированных на повышение качества и эффективности работы. Важным элементом роста качества кадрового состава станет модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования. Будут созданы условия для повышения квалификации и переподготовки действующего управленческого персонала среднего звена;

создания условий для развития общественных институтов в управлении образованием. Распространение практики использования таких форм общественного участия в управлении, как попечительские и наблюдательные советы, позволит повысить контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений, что будет способствовать снижению инвестиционных рисков при инвестировании в образовательную сферу;

обеспечения прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями;

внедрения новых механизмов финансирования учебных заведений на основе нормативно-подушевого и программного принципов, разработки и апробации механизмов государственной поддержки образовательного кредитования.

Реализация указанных мер позволит обеспечить более эффективное включение образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.


Заключение


Развитие, накопление и использование способностей человека к труду уже два с лишним века интересуют экономистов-теоретиков. Уже В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль и К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие основного капитала. В Х1Х веке не прерывалась дискуссия о необходимости и целесообразности трактовки человека и его способностей как своеобразного основного капитала. Такие известные экономисты, как Жан-Батист Сэй, Джордж Маккуллох, Нассау Сениор, Вальтер Рошер, Генри Маклеод, Леон Вальрас, Иоганн фон Тюнен, Ирвин Фишер считали возможной и полезной трактовку человека как основного капитала. Для оценки величины человеческого капитала использовались методы "стоимости производства" и "капитализации заработков" (или их комбинации). Аналитическая схема человеческого капитала применялась для показа экономической выгодности миграции, инвестиций в здоровье, в образование, экономических потерь от болезней, войн и т.п.

Из трактовки человека как основного капитала непосредственно вытекала необходимость разработки количественной оценки человеческого капитала. Метод "стоимости производства", восходящий к А. Смиту, заключается в оценивании реальных затрат на "производство человека" (чистого расхода средств существования). Второй метод - "капитализация заработков" восходит к В.Петти и заключается в оценивании настоящей (приведенной к настоящему моменту времени) ценности будущего потока доходов индивидуума (чистого или валового дохода). У. Фарр, Э. Энгель, Т. Витстейн разработали методы экономической оценки человека, практически применимые в сфере страхования жизни. Американские экономисты Л.Дублин и А.Лотка усовершенствовали методику Т. Витстейна и Э. Энгеля и сделали её пригодной для оценки как величины человеческого капитала, так и его компонентов.

Экономические оценки человеческого капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.


Литература


1.      Гойло В.С. Современные буржуазные теории воспроизводства рабочей силы: Критический очерк. - М.: Наука, 1975.

2.      Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: СПбУЭФ,1994.

3.      Дятлов С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. - СПб.: СПбУЭФ,1995.

4.      Додонова М.В. Источники выживания сельской семьи. « Экономика и управление». Симферополь, 2000. № 6 ;.22.

5.      Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // Вестник РУДН, серия «Социология». - 2003. - № 4. - С. 268-280.

6.      «Человеческий капитал в истории экономической мысли » ав.Т.Кирьян;

7.      Серия «Экономика Украины» № 9 2008 г.с.64

8.      «Человеческий капитал как основной источник экономического роста» ав. Е.Бородина; серия «Экономика Украины» № 7 2003г с.48



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.