Рефераты. Анализ внешней среды p> Таким образом, информация поступающая имеет "обратную связь", что приводит к более точным данным.
Техническое развитие внешней среды может быть спрогнозировано на уровне отрасли.
Методы прогнозирования могут применяться как в комбинации, так и по отдельности, как макро, так и мини методами.


5. Техника разработки сценариев.

К "технике разработки сценариев" относятся методы, при помощи которых можно составлять картины будущего, отражающие гипотетическую последовательность событий, показывающие причинно-следственную связь между ними и ключевыми параметрами, имеющие важное значение для принятия решений. В сценариях учитываются характеристики внешней среды и специфические для предприятия аспекты.
Наряду с наиболее вероятным сценарием будущего предприятию следует составить и альтернативные сценарии, в частности и экстремальные.
Порой приходится обрабатывать до 20 сценариев с разной точной отсчета, чтобы наиболее верно спрогнозировать будущие события.
В зависимости от постановки вопроса можно рассматривать трендовые и нормативные сценарии. Трендовые сценарии носят прогностический характер, в то время как нормативные сценарии задают цель, к которой должно предприятие прийти.

МОДЕЛЬ СЦЕНАРИЯ

Настоящее время Будущее время

Экстремальный сценарий

Линии развития возможных сценариев

Трендовый сценарий

Возмущающее событие Момент принятия решения


Техника разработки сценария - многоступенчатый, требующий привлечения большого числа специалистов, процесс поиска решения проблем, на отдельных этапах которого применяются различные методы исследования.
Независимо от подходов можно отметить общие моменты в технике разработки сценариев:

- процесс не имеет постоянной структуры, так как в нем учитываются все возмущающие события

- дает возможность обработать количественную и качественную информацию

- является гибким с точки зрения постановки проблемы, применяемых решений, методов и видов анализа
При разработке сценария применяются следующие методы:

- построение дерева проблем

- мозговой штурм

- морфологический анализ

- имитационные игры

- статистический анализ

- ситуационное моделирование

- метод Дельфи
При решении задач стратегического характера наряду с проблемной областью определяют еще и проблемную область внешней среды, влияющую на данную проблему. Анализируют и обратную связь этого влияния. Строят различные альтернативные сценарии взаимодействия. Рассматривают существующие связи между предприятием и окружающей средой и прогнозируют как и на основании каких действий они могут изменяться.
Поскольку сценарии направлены на будущее, то ситуации, проигрываемые в настоящем, проецируются на какой-то определенный момент в будущем.

6. Анализ и управление в нестабильной внешней среде на примере кредитного учреждения (банк)

Как мы уже определили, а теперь повторим по определению к банку, внешняя среда характеризуется:

1. Сложностью - числом и разнообразием факторов, на которые банк должен реагировать.

2. Взаимосвязанностью факторов - силой, с которой изменение одного фактора воздействует на изменение других факторов.

3. Подвижностью - скоростью, с которой происходят изменения на финансовых рынках, в социально-политической ситуации в окружении банка.

4. Неопределенностью - степенью полноты и достоверности информации о факторах среды и тенденциях их изменений.

Совокупное действие всех факторов внешней среды формирует уровень ее нестабильности и определяет целесообразность и направленность оперативного вмешательства в происходящие процессы.

В свою очередь, степень нестабильности внешней для банка экономической и политической среды характеризуется привычностью ожидаемых событий, предполагаемыми темпами изменений, возможностями предсказания будущего. Чем выше нестабильность внешней среды, тем сложнее выработать адекватные стратегические решения, направленные на устойчивое функционирование банка, чтобы правильно оценить конъюнктуру, складывающуюся в том или ином сегменте финансового рынка.

Степень нестабильности финансовых рынков и социально-политической ситуации должна оцениваться для того, чтобы определить возможное направление возникновения кризисной ситуации для банка и выбрать технологию управления, определить необходимые ресурсы для ее реализации, силу мероприятий, а также возможный эффект от проведения.
При этом необходимо соблюдать следующий порядок оценки степени нестабильности внешней среды:

1. Определить наиболее уязвимые направления и условия деятельности банка ("узкие места").

2. Определить для выбранных проблемных направлений: уровень привычности, допустимости изменений во внешней среде банка; темп их изменения; предсказуемость; пороговое значение индикаторов, превышение которых препятствует нормальному ходу развития, ведет к формированию негативных, разрушительных тенденций.

Признаки нестабильности среды: -привычность (привычные, в

пределах опыта, неожиданные)

-темп изменений (медленный,

сравнимый с реакцией банка,

быстрый)

-предсказуемость (по аналогии с

прошлым, путем экстраполяции,

частично предсказуемая,

непредсказуемая)

В соответствии с этой характеристикой событий можно определить степень нестабильности среды и возможность возникновения кризисной ситуации в тех или иных направлениях банковского бизнеса.

Степень нестабильности внешней среды влияет на выбор технологии управления. В зависимости от степени риска и вероятности возникновения кризисной ситуации могут применяться следующие технологии управления ситуацией:
Управление на основе экстраполяции (долгосрочное планирование) возможно только при слабом проявлении нестабильности.
Управление на основе предвидения изменений возможно при умеренном проявлении нестабильности.
Управление на основе частичной предсказуемости происходящих процессов
(ранжирование задач; управление на основе слабых сигналов; управление в условиях неожиданностей) возможно в быстро меняющихся ситуациях при существенном проявлении нестабильности среды.

Ввиду значительного уровня неопределенности современной экономической, политической ситуации в России и на финансовых рынках рассмотрим технологии управления, характерные для умеренного и существенного уровня проявления нестабильности внешней макроэкономической среды.

Управление на основе предвидения изменений представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых руководством банка, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь банку в достижении своих целей. В процессе управления на основе предвидения изменений решаются четыре основных задачи:
Распределение ресурсов.
Адаптация к внешней среде.
Внутренняя координация.
Организационное стратегическое предвидение.

В системе управления на основе предвидения изменений отсутствует предположение о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого и не считается, что будущее можно изучить методами экстраполяции.

Поэтому применяют метод анализа разрывов между целями и достигаемыми результатами. В процессе выработки стратегических решений ведут работу по следующим этапам:

1.Анализ перспектив финансовых рынков. Выяснение тех тенденций, опасностей, шансов, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции.

2.Анализ позиций в конкурентной борьбе. Определение того, насколько можно поднять результаты работы банка, улучшив конкурентную стратегию в тех видах деятельности и сегментах финансового рынка, которыми банк занимается.

3.Выбор стратегии. Сравнение перспектив банка в различных видах банковской деятельности, установление приоритетов и распределение ресурсов между различными видами деятельности для обеспечения будущей стратегии.

4.Анализ путей диверсификации. Оценка недостатков нынешнего набора видов деятельности (банковских услуг) и определение новых видов, которые банку следует развивать.

5.Постановка задач. Выделяют две группы задач: краткосрочные и стратегические. Краткосрочные (текущие) программы и бюджеты ориентируют оперативные подразделения банка в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности (доходности).
Стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности (доходности). показан в таблице: Системы мобилизации возможностей (ресурсов) банка в расчете на ожидаемый ход событий непригодны для реагирования на события, развивающиеся слишком быстро, чтобы можно было заранее подготовить и вовремя принять необходимые решения.

Чтобы справиться с такими быстро меняющимися ситуациями, обусловленными поведением субъектов макро- и микро - среды, можно применить управление путем ранжирования задач.

Оно предусматривает следующее:
21. Устанавливается постоянный мониторинг всех тенденций во внешней среде: финансовых, общеэкономических, социальных, политических, международных.
22. Результаты анализа этих тенденций и оценка степени срочности решений докладываются высшему руководству банка регулярно, а также по мере обнаружения новых опасностей и открытия новых возможностей их преодоления.
23. Высшее руководство банка вместе с соответствующими службами делит все задачи на четыре категории:
* Самые срочные и важные задачи, требующие немедленного рассмотрения.

* Важные задачи средней срочности, которые могут быть решены без ущерба в ближайшем будущем.
* Важные, но несрочные задачи, требующие постоянного контроля.
* Задачи, не заслуживающие дальнейшего рассмотрения.
24. Срочные задачи передаются для изучения и принятия решения подразделениям банка, либо в случае необходимости - специально созданным оперативным группам.
25. Принятие решений контролируется соответствующим подразделением с точки зрения возможных стратегических и тактических последствий.
26. Постоянно пересматриваются и обновляются проблемы и их приоритетность

Ранние, неточные признаки, по которым были выявлены проблемы, принято называть слабыми сигналами о кризисной ситуации. При существенном уровне риска возникновения кризисной ситуации принятие мер необходимо уже при поступлении из внешней среды слабых сигналов о такой возможности. Порядок действий в таких ситуациях

|Уровни |Характер | | | | | |
|сигнала|мер по | | | | | |
| |нарастани| | | | | |
| |ю их | | | | | |
| |действия | | | | | |
| |Наблюдени|Опред. |Снижение|Повышени|Разработ|Планы |
| |е за |силы |внешней |е |ка |практичес|
| |внешней |или |стратег.|гибкости|подготов|ких |
| |средой |слабост|уязвимос|внутри |. планов|мероприят|
| | |и |ти |банка |и |ий и их |
| | |сигнало| | |осуществ|осуществл|
| | |в | | |. |. |
|1. | | | | | | |
|Опаснос| | | | | | |
|ть или | | | | | | |
|осознае| | | | | | |
|тся | | | | | | |
|новая | | | | | | |
|возможн| | | | | | |
|ость | | | | | | |
|2. | | | | | | |
|Источни| | | | | | |
|ки | | | | | | |
|опаснос| | | | | | |
|ти или | | | | | | |
|новой | | | | | | |
|возможн| | | | | | |
|ости | | | | | | |
|становя| | | | | | |
|тся | | | | | | |
|ясны | | | | | | |
|3. | | | | | | |
|Масштаб| | | | | | |
|ы новой| | | | | | |
|опаснос| | | | | | |
|ти или | | | | | | |
|новой | | | | | | |
|возможн| | | | | | |
|ости | | | | | | |
|принима| | | | | | |
|ют | | | | | | |
|конкрет| | | | | | |
|ные | | | | | | |
|очертан| | | | | | |
|ия | | | | | | |
|4. Пути| | | | | | |
|решения| | | | | | |
|проблем| | | | | | |
|ы | | | | | | |
|определ| | | | | | |
|яются | | | | | | |
|5. | | | | | | |
|Результ| | | | | | |
|аты | | | | | | |
|намечен| | | | | | |
|ных | | | | | | |
|контрме| | | | | | |
|р | | | | | | |
|предска| | | | | | |
|зуемы | | | | | | |

В левой колонке перечислены пять стадий нарастания информации о новой опасности. Вначале (уровень сигнала 1) известно, что во внешней среде зарождается какая-то опасность. На уровне 5 информации уже достаточно чтобы подсчитать прибыли и убытки, как от возникшей ситуации, так и от намеченных контрмер.

На уровне 4 известно достаточно, чтобы принять конкретные меры в ответ на возникшую опасность, даже если банк еще не в состоянии оценить финансовые последствия своих решений. По горизонтали перечислены нарастающие по силе контрмеры. Самые слабые состоят в обследовании той области, в которой возникает или может возникнуть препятствие поступательному развитию банка, а самые сильные заключаются в применении прямых контрмер в ответ на возникающую опасность.

Условия неожиданности характеризуются следующей ситуацией:
27. опасность возникает внезапно и вопреки ожиданиям;
28. она ставит новые задачи, не соответствующие прошлому опыту работы банка;
29. неумение принять оперативные контрмеры приводит к крупному финансовому ущербу, либо к ухудшению условий функционирования банка;
30. контрмеры должны быть приняты срочно, но обычный, существующий в банке порядок принятия и реализации решений этого не позволяет.

В этой ситуации в банке возникает необходимость перехода к новой
-антикризисной - структуре управления. Эта упрощенная организационная структура предназначена для оперативного разрешения проблем в чрезвычайных ситуациях и обеспечивает выполнение следующих действий:
1. При возникновении стратегических неожиданностей начинает работать сеть прямых коммуникационных связей между соответствующими подразделениями банка.
2. На время кризисной ситуации создается сеть оперативных групп для принятия мер по конкретным проблемным направлениям деятельности банка. Этим группам делегируется часть полномочий руководства: контроль, координация, поддержание обычной работы с минимальным уровнем срывов, принятие чрезвычайных мер.
3. Проводятся тренинги взаимодействия между оперативными группами и подразделениями, ответственными за безопасность в банке.

Описанные выше технологии управления банком в условиях существенного риска возникновения кризисной ситуации нельзя рассматривать как взаимозаменяемые. Каждая из них применяется в определенных условиях, зависящих от степени нестабильности внешней среды. Поэтому банк должен быть готов к вводу в действие любой технологии в зависимости от складывающихся в тот или иной период обстоятельств. Готовность банка к использованию в той или иной ситуации адекватной технологии управления определяется кадровым потенциалом, ресурсами организационной системы управления и наличием компьютерных систем моделирования кризисных ситуаций.

Эффективность управления банком в условиях финансового кризиса требует учета и анализа существенных (базисных) макроэкономических факторов, влияющих на развитие финансово- экономических процессов.

Удобным инструментом исследования нестабильности макроэкономической среды является познавательная структуризация, которая способствует лучшему пониманию существующих в среде проблем, выявлению противоречий и качественному анализу макроэкономических процессов. Суть познавательного моделирования состоит в том, чтобы сложнейшие проблемы и тенденции развития макроэкономической ситуации отразить в упрощенном виде в модели, исследовать возможные сценарии возникновения кризисных ситуаций, найти пути и условия их разрешения в модельной ситуации.
Использование когнитивных (познавательных) моделей качественно повышает обоснованность принятия управленческих решений в сложной и быстроизменяющейся обстановке, избавляет руководство банка от интуитивного блуждания, экономит время на осмысление и интерпретацию происходящих событий на финансовых рынках и в социально-политической ситуации.

Построение когнитивной модели процессов, происходящих в кризисной экономике, начинается с выделения базисных факторов, в терминах которых описываются экономические процессы:
1. Валовый внутренний продукт (ВВП) - совокупный объем продукции
(совокупный доход), произведенный на территории страны.
2. Совокупный спрос - совокупные расходы на товары и услуги, осуществляемые резидентами.
3. Инфляция - повышение общего уровня цен.
4. Сбережения - часть совокупного дохода, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем.
5. Потребление - совокупность приобретаемых потребителями товаров и услуг.
6. Инвестиции - совокупность приобретаемых экономическими агентами товаров, предназначенных для увеличения собственного капитала.
7. Государственные закупки - совокупность приобретаемых государством товаров и услуг.
8. Безработица - явление, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу.
9. Предложение денег - совокупный объем денежной массы, находящейся в обращении.
10. Государственные трансфертные платежи - безвозмездные выплаты гражданам, например, по социальному обеспечению.
11. Государственные расходы - совокупные расходы государства.
12. Государственные доходы - совокупные доходы государства.
13. Дефицит государственного бюджета - превышение государственными расходами величины бюджетных поступлений.
14. Налоги - платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в обязательном порядке.
15. Налоги - платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в обязательном порядке.

Ставка процента - цена использования сберегаемых на будущее ресурсов.
16. Спрос на деньги - совокупная потребность экономики в денежной массе, необходимой для обслуживания товарооборота.

Таким образом, обобщенная познавательная модель кризисной экономики содержит 17 факторов. Для отображения характера взаимодействия указанных выше базисных факторов используются позитивный и нормативный подходы, строятся сценарии и прогнозы.

Мы лишь на одном примере рассмотрели все многообразие подходов и решений, с которыми сталкивается предприятие в своих отношениях с внешней средой. На практике ситуация динамична и требует гибких подходов каждый день. Само понимание того, что знание и умение управлять влиянием внешней среды на предприятие все четче входит в деловую жизнь России, приводит к новому взгляду на стратегическое планирование в целом.

7.Список используемой литературы:

1. "Банковские технологии", №3 1999г.

2. "ПиК. Планирование и контроль: концепция контроллинга"

"Финансы и статистика" 1997г.

3. Ансофф И. "Стратегическое управление"

М.: Экономика, 1989

4. "Семь нот менеджмента"

М.: ЗАО "Журнал Эксперт" 1997г.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.