Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным группам. Особенно значительный рост достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных товаров.
Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы ресторан заботится мало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам хлебобулочные изделия − на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк − на 0,6%.
Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 2008 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном снижении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий, вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятия.
4 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ТОВАРООБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЯ ПИТАНИЯ
На развитие розничного товарооборота предприятия общественного питания оказали следующие факторы[3]:
· обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда
торговых работников;
· состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия.
Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
По ресторану «Мир» данные о движении товарных ресурсов приведены в таблице 4.1.
Таблица 8 - Продуктовый баланс по ООО «Мир» за 2008 -2009 г.г.
(суммы в млн. руб.)
Показатели
2008 год
2009 год
Отклонение в сумме (+,–)
Влияние на изменение товарооборота (+,–)
1
2
3
4
5
Запасы товаров на начало года
209,2
243,0
+33,8
Поступление товаров
2656,3
3169,3
+513,0
Прочее выбытие товаров
1.8
1,0
-0,8
+0,8
Запасы товаров на конец года
306,1
+63,1
-63,1
Величина товарооборота предприятия
2620,7
3105,2
+484,5
Розничный товарооборот предприятия возрос в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 484,5 млн. руб. за счет завышенных товарах запасов на начало года (+33,8 млн. руб.), роста поступления товаров в ресторан (+513,0 млн. руб.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+0,8 млн. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–63,1 млн. руб.).
Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в ресторан товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с рестораном договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в ресторан в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в ресторане, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.
В предприятии в 2009 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 2008 годом на 0,8 млн. руб. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует назвать работу ресторана по снижению прочего выбытия товаров в 2009 году положительной.
Показатели товарного баланса по товарным группам приведены в таблице 8.
Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывает эффективность использования материально-технической базы предприятия. По ООО «Мир» имеются данные об использовании материально-технической базы, представленный на таблице 4.2.
Таблица 4.2 - Показатели эффективности использования материально-технической базы ООО «Мир» за 2008-2009 гг.
2008
2009
Отклоне-
ние (+,-)
2009 г. в % к 2008 г.
Торговая площадь, м2
400
420
+20
105,0
Количество рабочих дней за год
324
319
-5
98,5
Средняя продолжительность
рабочего дня, час
11,6
11,5
-0,1
99,1
Выработка на 1м2 торговой площади за час работы, руб.
174,3
201,5
+27,2
115,6
Розничный товарооборот в
действующих ценах, млн. руб.
118,5
Из данных таблицы видно, что в 2009 году возросла торговая площадь ресторана за счет проведенной реконструкции, переоборудования и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения в нем товаров. Прирост составил 20 кв. метров или 5,0%.
Количество рабочих дней в году сократилось с 324 дней в 2008 году до 319 дней в 2009году. Это произошло в результате нарушения сроков проведения реконструкции, которая затянулась из-за недостатка строительных материалов, несвоевременного поступления оборудования. Сократилась и средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа.
Выработка на один квадратный метр торговой площади за час работы составила в 2009 году 201,5 рублей против 174,3 рублей в 2008 году. Это свидетельствует о повышении эффективности использования торговой площади.
Все эти факторы оказали влияние на динамику развития розничного товарооборота (см. таблицу 4.3.).
Таблица 4.3 - Расчет влияния показателей эффективности использования материально-технической базы предприятия на динамику розничного товарооборота.
2007
год
Цепная подстановка
торговая площадь
число рабочих дней
средняя продолжи-тельность рабочего дня
6
Фактическая полезная
площадь, кв.м.
Фактическое число рабочих дней
Фактическая средняя продолжительность рабочего
дня, час
Фактическая выработка на 1 кв.м. полезной площади за час работы, руб.
Розничный товарооборот в действующих ценах за год, млн. руб.
2751,4
2708,9
2685,6
Из данных таблицы следует, что на динамику товарооборота предприятия повлияли следующие факторы:
Ø рост торговой площади: 2751,4 - 2620,7 = + 130,7 млн. руб.
Ø уменьшение количества рабочих дней: 2708,9 - 2751,4 = - 42,5 тыс. руб,
Ø уменьшение продолжительности рабочего дня: 2685,6 - 2708,9 = - 23,3 млн. руб.
Ø повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за час работы 3105,2 - 2685,6 = + 419,6 млн. руб.
Итого: 3105,2 - 2620,7 = + 484,5 млн. руб.
Использование материально-технической базы позволяло предприятию добиться роста товарооборота в 2009 году на 550,3 млн. руб. (130,7 +419,6), но в результате нарушения режима работы предприятия розничный товарооборот уменьшился на 65,8 млн. руб. (42,5+23,3). В совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 2009 году на 484,5 млн. руб.
В ООО «Мир», как показал анализ документального оформления и учета розничной продажи товаров, бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательными актами, нормативно-методическими документами и инструктивными материалами. Данные бухгалтерского учета дают разнообразную экономическую информацию для проведения всестороннего и глубокого анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, что позволяет утверждать о тесной связи между бухгалтерским счетом и анализом хозяйственной деятельности на данном предприятии.
Проведенный на основе данных бухгалтерского учета анализ динамики развития розничного товарооборота ООО «Мир» за 2007-2009 гг. позволяет сделать следующие выводы:
Øрозничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его высокие;
Øдостигнут рост товарооборота по всем отделам предприятия и по всем товарным группам которыми торгует предприятие;
Øприрост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективного использования всех видов ресурсов: товарных, трудовых и др.
Вместе с этим предприятие не использовало всех возможностей роста товарооборота в 2009 году. Так, объем розничного товарооборота мог бы возрасти за счет:
Ø улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов на 63,1 млн. руб.;
Ø повышения эффективности использования труда на 70,4 млн. руб.;
Ø повышения эффективности использования материально-технической базы предприятия на 68,8 млн. руб.
Таким образом, неиспользованные резервы роста товарооборота составили 202,3 млн. руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Роль и значение товарооборота как экономического показателя заключаются в следующем:
- товарооборот является объёмным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия питания;
- по удельному весу товарооборота предприятия питания в товарообороте региона отрасли можно судить о доли предприятия на рынке;
- товарооборот в расчёте на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;
- по доле товарооборота предприятия питания, в товарообороте региона определяется предприятие-монополист (оно считается таковым, если удельный вес товарооборота предприятия в товарообороте региона превышает 30%);
- по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.)
2. Выполнение плана по товарообороту и динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия общественного питания зависят от трёх групп факторов:
а) от обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и использования;
б) от обеспеченности трудовыми ресурсами, эффективности использования рабочего времени, производительности труда работников общественного питания;
в) от состояния, развития и использования материально-технической базы предприятия питания.
3. По данным бухгалтерского баланса предприятия на 1 января 2009г., активы предприятия «Мир» составили на конец года 442,9 млн. руб. За год они возросли на 140,9 млн. руб. Увеличение валюты баланса свидетельствует о расширении хозяйственного оборота, объёмов торговой деятельности. Это увеличение произошло, в основном, за счёт прироста оборотных активов на 108,6 млн. руб.
4. Увеличение имущества предприятия обеспечено за счет роста собственного капитала. Сумма заемного капитала за год снизилась с 41,8 млн. руб. на начало года до 18,8 млн. руб. на конец года. Это снижение явилось следствием сокращения дорогостоящих краткосрочных кредитов банка и кредиторской задолженности на 46,2 млн. руб.
5. Проведенный на основе данных бухгалтерского учета анализ динамики развития розничного товарооборота ООО «Мир» за 2007-2009 гг. позволяет сделать следующие выводы:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. М.:"Дело и Сервис", 2000. 256 с.
2. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Уч. пособие. М.:"ИНФРА-М", 2001.222 с.
3. Ильин А.И. Планирование на предприятии. Тактическое планирование: Уч. Пособие М.: "Новое знание", 2000.416 с.
4. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник/Л.И. Кравченко. - 6-е изд., перераб. - М.: Новое издание, 2003. - 526с. - (Экономическое образование)
5. Морозова Т.Г., Пикулькина А.В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Уч. пособие для вузов. М.: "ЮНИТИ-ДАНА", 2003.318 с.
6. Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. М.: "ЮНИТИ-ДАНА", 2009.360 с.
7. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: ИВЦ "Маркетинг", 2008.696 с.
8. Соломатина А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 292 с. - (Серия «Высшее образование»).
[1] Соломатина А. Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2007
[2] Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: ИВЦ "Маркетинг", 2008
[3] Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. М.: "ЮНИТИ-ДАНА", 2009.360 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4