Рефераты. Анализ среды бизнеса АО Сибнефтепровод p> Таблица 2.1

АНАЛИЗ

затрат на транспортировку нефти, работы, услуги вспомогательных хозяйств по элементам затрат по АО”СИБНЕФТЕПРОВОД”

| |Факт элементов |Уд. вес элементов |Темп|
| |1994 |1995 |1994 |1995 |рост|
| | | | | |а |
| |1 |2 |3 |4 |5 |
|Материалы |5985,820 |18496,000 |0,817% |1,105% |3,09|
| | | | | |0 |
|Энергия покупная |97350,292 |269568,200|13,294% |16,110% |2,76|
| | | | | |9 |
|Оплата труда |67934,138 |200078,680|9,277% |11,957% |2,94|
| | | | | |5 |
|Отчисления на |26303,668 |77464,302 |3,592% |4,629% |2,94|
|соцнуж-ды | | | | |5 |
|Амортизация |99290,092 |415299,458|13,559% |24,820% |4,18|
| | | | | |3 |
|Прочие, в т.ч. |226952,195|552380,400|30,991% |33,012% |2,43|
| | | | | |4 |
|услуги связи |25569,352 |104155,160|3,492% |6,225% |4,07|
| | | | | |3 |
|авиатранспорт |9124,593 |26215,880 |1,246% |1,567% |2,87|
| | | | | |3 |
|пуско-наладочные |9478,995 |33440,000 |1,294% |1,998% |3,52|
|работы | | | | |8 |
|налоги и сборы в |23612,241 |84841,560 |3,224% |5,070% |3,59|
|составе Сб | | | | |3 |
|ремонтный фонд |88559,533 |294469,440|12,093% |17,598% |3,32|
| | | | | |5 |
|другие прочие |70607,481 |9258,360 |9,642% |0,553% |0,13|
| | | | | |1 |
|Всего затрат |523816,205|1533287,04|71,529% |91,634% |2,92|
| | |0 | | |7 |
|Отчисления в фонды |208492,045|139991,160|28,471% |8,366% |0,67|
| | | | | |1 |
|ВСЕГО |732308,250|1673278,20|100,000%|100,000%|2,28|
| | |0 | | |5 |

2.2 Анализ состава и структуры затрат на услуги по транспорту нефти, оказываемые АО”СИБНЕФТЕПРОВОД”

С момента введения в 1992 году тарификации услуг предприятий трубопроводного транспорта в АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” удельный тариф на транспорт
1 ткм. нефти пересматривался девять раз в сторону увеличения (табл.2.2). Он увеличился с 0,0111 руб на 1.01.92г до 20,18 руб на 1.08.95г, то есть в
1818,02 раза.

Чаще всего (3 раза) тариф изменялся в первом году своего существо- вания, причем интенсивный его рост следует связывать с произошедшей либерализацией цен. В тот 1992 год тариф вырос в 58,53 раза. В последующие годы интенсивность его роста была ниже: за 1993 год тариф вырос в 7,38 раза, а за 1994 - в 3,2 раза. На рост и размер тарифа влияют прежде всего затраты, закладываемые в него и их объем, поскольку они составляют большую долю в составе тарифной выручки. Для оценки объективности обоснования изменения тарифа анализируется затратная его часть.

Таблица 2.2

ТАРИФЫ на транспорт нефти

|Дата |Тариф, |Коэффициент к |
| |руб за ткм |предидущему периоду |
|01.01.92 |0,0111 |- |
|17.05.92 |0,0512 |4,61 |
|10.10.92 |0,1536 |3,00 |
|20.03.93 |0,6500 |4,23 |
|01.11.93 |1,7500 |2,29 |
|01.05.94 |4,8000 |2,74 |
|20.10.94 |7,6000 |1,58 |
|01.02.95 |15,6600 |2,06 |
|01.08.95 |20,18 |1,29 |

Затраты, включаемые в себестоимость, составляют 44,6%, причем 86,5% из них составляют эксплуатационные затраты, 5,1% - налоги в составе себестоимости и оставшиеся 8,4% - отчисления в фонды. Чистая прибыль составляет 31,3% от тарифной выручки, налог на прибыль - 16,8% и налоги, относимые на финансовый результат - 7,3%.

Нефтетранспортный тариф используется по следующим направлениям: на оплату налогов и сборов (включая сбор за перекачку нефти) ( 29,5%; на обеспечение надежности и безопасности нефтепроводного транспорта ( 39,1%; эксплуатационные расходы ( 20,5%; расходы на оплату труда ( 6,8%; содержание социальной сферы ( 4,1%.

Затраты на управление оцениваются в 2,3% от суммы прямых затрат (или менее 1,5% от тарифа), 1,5% себестоимости направляется на научно- исследовательские и конструкторские работы. Плата за использование земель пока несущественна Все виды страхования занимают 2% тарифной выручки.
Расходы на страхование поделены приблизительно в равных долях между себестоимостью и прибылью.

Прямые затраты в тарифной выручке занимают около 62%, прибыль ( 22%, налоги на прибыль и учитываемые в себестоимости, включая сбор за перекачку нефти, ( 22,5%. Прибыль в тарифной выручке равна сумме чистой прибыли и налогов. На капитальные вложения в целом по системе расходуется около 25% тарифной выручки, в том числе 70% прибыли. В расчет средств на развитие не включают инвестиции на строительство новых трубопроводов.

Затраты по содержанию, эксплуатации и ремонту основных производственных фондов (ОПФ) занимают большой удельный вес в себестоимости транспорта нефти.


[pic]

Рис.2.1

На рис.2.1 представлена динамика структуры затрат на транспорт нефти по статьям, отражающим расходы на эксплуатацию и ремонт ОПФ без учета заработной платы и начислений на нее.

Удельный вес анализируемых затрат в общих затратах на транспорт нефти вырос 32,54%(1992г.) до 54,64%(1996г.), т.е. более чем на 22%. При этом отмечается рост затрат по всем статьям, кроме статьи “Энергия покупная”.
Снижение удельного веса затрат по этой статье объясняется тем, что эти затраты зависят от объемов перекачки нефти, а, как уже отмечалось выше, объем перекачки нефти за анализируемый периодснизился на 26,1%.

Важным элементом эксплуатационных затрат являются амортизационные отчисления амортизационные отчисления. Доля этих затрат возросла в связи с переоценкой основных фондов, вводом новых мощностей после реконструкции и технического перевооружения. Удельный вес статьи “Амортизация” в общей структуре затрат увеличился более чем на 13%. Затраты на материалы складываются в основном из расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом
ОПФ. Доля их в общей структуре не превышает 2%.За анализируемый период в структуре себестоимости существенно возросла доля затрат по статье
“Ремонтный фонд”: с 3,97 в 1992г. до 16,6% в 1996г., т.е. почти на 13%.

Увеличение затрат по данной статье вызвано рядом объективных причин, основными их которых являются: наращивание объемов капитального ремонта линейной части магистральных нефтепроводов с заменой изоляции и труб в условиях резкого повышения цен на строительно-монтажные работы.

Удельные затраты на диагностику в общей структуре затрат на транспорт нефти составляют менее одного процента. Несмотря на это, работы по диагностике позволяют выявить опасные дефекты, своевременная ликвидация которых повышает техническую и экологическую безопасность объектов магистрального транспорта; перейти от сплошного к выборочному ремонту, что обеспечивает значительную экономию материальных и трудовых ресурсов.

2.2 Факторный анализ затрат на производство услуг

Формирование уровня себестоимости изучается на основе системного подхода, что вызывает необходимость выделения круга факторов, от которых зависит этот показатель.

Построение детерминированных факторных систем предусматривает моделирование факторов, воздействующих на результативный показатель. При этом моделирование факторной системы в анализе осуществляется путем расчленения факторов исходной системы (табл 2.3).

Таблица 2.3

Динамика базовых показателей
|Показатели |Ед.изм. |1994 |1995 |
|Объем перекачки |тыс.тн. |202986,49 |190807,30 |
|Грузооборот |млн.ткм.|195282,20 |185919,80 |
|Численность, всего |чел. |717,00 |717,00 |
|Стоимость ОПФ |млн.руб |5414169,76 |22739513,00 |
|Затраты на 100 ткм |руб |3,75 |9,00 |
|ФОТ |млн.руб |84123,37 |259206,12 |
|Зарплата |тыс.руб |662,10 |2052,50 |
|Себестоимость |млн.руб |732308,25 |1673278,20 |

Практика моделирования сложных моделей факторных систем использует метод расширения факторной системы, предусматривающей умножение произведения на один и более вводимых показателей-факторов с последующим получением модели факторной системы в виде произведения нового набора показателей-факторов (мультипликативная модель).

Среди методов оценки количественного влияния факторов следует выделить: элиминирование, интегральный, дифференциального исчисления, индексно-логарифмический и прочие.

В случае индексно-логарифмического метода за основу берется индекс исследуемого показателя, представляющего собой отношение уровня себестоимости отчетного периода к базисному.
Индекс себестоимости (Iс) рассчитывается:
|Ic=C1 / C0, |(2.3) |
|гд|C1 |- себестоимость отчетного периода; |
|е | | |
| |C0 |- себестоимость базисного периода. |

Влияние изменения какого-либо фактора, стоящего в числителе, на изменение результирующего показателя, используя логарифмический метод можно представить:
|(Cxj = C0 * (Ic-1) * (lg Ixj / lg Ic) = (C * (lg Ixj / lg Ic),|(2.4) |
|гд|(Cxj |- изменение себестоимости за счет xj-го фактора; |
|е | | |
| |Ixj |- индекс роста (снижения) xj-го фактора. |

Для факторов, стоящих в знаменателе, влияние на изменение себестоимости определяется по формуле 2.4 с обратным знаком.

Особенности построения моделей себестоимости в трубопроводном транспорте

В общем виде в трубопроводном транспорте себестоимость (C) в натуральном выражении определяется произведением грузооборота (Г) на величину затрат на перекачку 1 ткм нефти (з) (см. формулу 2.5).

Используя метод взаимных индексов показатель себестоимости можно разложить на субиндексы:

|C = з * Г = з * H * Q * (Cопф / Cопф ) * (Чппп / Чппп), |(2.5) |

|гд|Г |- грузооборот; |
|е | | |
| |з |- затраты на перекачку 1 ткм нефти; |
| |Н |- дальность перекачки; |
| |Q |- объем перекачки; |
| |Чппп |- численность промышленно-производственного персонала; |
| |Cопф |- стоимость ОПФ; |

Подставляя вместо отношений их значения, получим:

|С = з * H * Фо * Фв * ФОТ * dппп / зпср, |(2.6) |

|гд|dппп |- доля промышленно-производственного персонала; |
|е | | |
| |Фо |- фондоотдача; |
| |Фв |- фондовооруженность; |
| |ФОТ |- фонд оплата труда; |
| |зпср |- средняя зарплата по Тюменскому УМН. |

Индекс себестоимости (Iс) за период при разложении его на составляющие определяется произведением индексов показателей - измерителей рассмотренных выше факторов:

|IС = Iз * IH * IФо * IФв * IФОТ * Idппп / Iзпср |(2.7) |

Используя алгоритм решения задачи проводим следующие вычисления:

|(Cз = (C * lg Iз / lg Ic |(2.8) |
|(CH = (C * lg IH / lg Ic |(2.9) |
|(CФо = (C * lg IФо / lg Ic |(2.10) |
|(CФв = (C * lg Iфв / lg Ic |(2.11) |
|(CФОТ = (C * lg IФОТ / lg Ic |(2.12) |
|(Cdппп = (C * lg Idппп / lg Ic |(2.13) |
|(CЗПср = -(C * lg IЗПср / lg Ic |(2.14) |

Общее изменение себестоимости за счет выделенных факторов определится по данной методике следующим образом:

|(C = (Cз +(CH + (CФо +(CФв + (CФОТ +(Cdппп +(CЗПср |(2.15) |

Таблица 2.4

Расчет влияния факторов на динамику себестоимости в Тюменском УМН


|Показатели |Годы |Дельта- |Индексы |Влияние |
| |1994 |1995 |фактор |Факторов |факторов |
|Затраты на 100 ткм|3,75 |9,00 |5,25 |2,400000000|996915,71 |
|Дальность |962,05 |974,39 |12,34 |1,012826675|14513,14 |
|перекачки | | | | | |
|Фондоотдача |0,04 |0,01 |-0,03 |0,223809524|-1704621,5|
| | | | | |4 |
|Фондовооруженность|755114,33|3171480,20|2416365,86|4,200000000|1634162,64|
|ФОТ |84123,37 |259206,12 |175082,75 |3,081261806|1281448,74|
|Доля ППП |68% |68% |0,00 |1,006081338|6903,98 |
|Зарплата |662,10 |2052,50 |1390,40 |3,100000000|-1288352,7|
| | | | | |2 |
|Себестоимость |732308,25|1673278,20|940969,95 |2,284936978|940969,95 |

Из приведенной таблицы видно, что на увеличение себестоимости отрицательно влияют изменения фондоотдачи и заработной платы (с удельными весами 24,6% и 18,6% соответственно), а остальные - положительно. Причем наиболее сильно из положительно влияющих (23,6%) - фондовооруженность.

3.РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ СНИЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕНЫХ ИЗДЕРЖЕК

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.