Рисунок 4.1.1 Организационная структура производственного цеха ОАО НПО «Искра»
Вывод: Структура построена таким образом, что при отсутствии основного руководителя, подразделение будет выполнять свои функции без каких либо сбоев и срыва намеченных планов.
5 Анализ выполнения основных функций управления
Одной из важнейших функций реализации гибкого регулирования и прогнозирования хозяйственных процессов - является управленческий анализ. Главная цель которого заключается в постоянном информационном обеспечении контроля за рациональностью функционирования всей хозяйственной системы по выполнению обязательств производства и реализации продукции, выявлению и мобилизации текущих внутрипроизводственных резервов для повышения затрат на производство продукции, роста его доходности.[6]
5.1 Функция «Планирование»
Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития деятельности с учетом внешних и внутренних факторов. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в частности на установленный период времени; определении задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Т.о. назначение планирование состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым подразделением и всей фирмой в целом. Потребность в планировании возникает в результате нескольких факторов: наличия многочисленных структурных подразделений в рамках фирмы, тесных межфирменных связей с другими предприятиями, а также требований научно-технического прогресса (необходимо быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники). Его развитие связано с усилением тенденции к централизации в управлении и призвано увязать деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития. Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой. При осуществлении этой функции предполагается:
ü обоснованный выбор целей;
ü определение политики;
ü разработку мер и мероприятий (образа действий);
ü методы достижения целей;
ü обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.[7]
Анализ выполнения планирования в производственном цехе
Таблица 5.1.1.
Деятельность отдела
Подход к планированию
Виды планов
По образу действия
По строкам
1
2
3
4
Анализ объемов производства
Адаптационный
План для повторяющихся действий
Оперативный
Организация выпуска продукции
Оптимизационный
Анализ плановых затрат на валовый объем производства
Анализ выполнения поставленных задач
Вывод: Правильно поставленные задачи ведут к положительному эффекту и наоборот. Наиболее важная из управленческих функций.
5.2 Функция «Организация»
Характеризуя организацию предприятия, её трактуют то как совокупность социальных групп, образующих единую систему, то как систему отношений, возникающих между людьми и социальными группами, то как систему писаных и неписаных правил, регулирующих поведение людей, или как систему власти на предприятии. Любой подход имеет, конечно, право на существование, поскольку фиксирует различные стороны одного и того же явления.
В социологии и теории управления выделяют две подсистемы регуляции в рамках социальной организации - формальную и неформальную. Они опираются на две достаточно разнородные совокупности средств и отношений с соответствующими им структурами. Каждая подсистема отличается специфической природой и действует по собственным законам. Они постоянно взаимодействуют дополняя друг друга и образуя единую систему.
Формальная организация - костяк административной структуры - представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жёстко закреплённых ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) - отношение власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест.[8]
Анализ процесса делигирования полномочий в произв. цехе
Таблица 5.2.1
Деятельность цеха
делегатор
Вид делигирования полномочий
получатель
Причины делигирования
5
Начальник цеха
Линейные
Зам начальника па подготовке производства
Разгрузка от рутинной работы
Зам начальника по производству
Разгрузка начальника от основного производства
Вывод: Задача начальника выполнить возложенный на него объем работ, за который он несет прямую ответственность. Правильная организация работы позволяет ему освободить свое время для более важных дел.
5.3 Функция «Мотивация»
Мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации , основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличии от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и в конечном итоге определенный результат трудовой деятельности.[9]
При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.
Потребности нельзя непосредственно наблюдать или измерить, о них можно судить лишь по поведению людей.
«Внутреннее» вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения дружеских отношений с коллегами.
«Внешнее» вознаграждение - это зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа. Это две составляющие поощрения сотрудника. Вторая считается наиболее прогрессивной хотя бы потому, что относится к верхней части пирамиды потребностей Маслоу.[10]
Пример анализа выполнения данной функции в производственном цехе можно кратко представить в виде таблицы 5.3.1.
Анализ выполнения функции «Мотивация» в производственном цехе
Таблица 5.3.1
Содержательные теории мотивации
Теория мотивации
Основной центр внимания
Способы побуждения работников
Иерархия
потребностей
А. Маслоу
Физиологические потребности
Получение заработной платы, для удовлетворения своих потребностей
Потребности безопасности и защищенности
Соц.пакет, оплата вредных условий труда, санатории и путевки для работников и их детей, оплата учебы студентам
Потребности принадлежности и причастности
Предприятие проводит ежегодные корпоративные предприятия, соревнования среди подразделений предприятия, что помогает укрепить корпоративный дух и сплоченность коллектива
Потребности уважения
Ежегодные поощрение, вручение грамот и дипломов, вывешивание на доску почета, записи о личных инновационных достижениях в трудовую книжку и тд.
Потребности самовыражения
Предприятие постоянно участвует в выставках и научных конференциях по всей России и зарубежом, выявленные таланты с честью защищают на них предприятие. Карьерный рост и самореализация поощряются начальством.
Процессуальные теории мотивации
Теория равенства
(С. Адамс)
теория справедливости
Выполняя свои функции и получая заработную плату, сравнивают ее с коллегами и если она меньше, сразу у работника появляется вопрос - почему??? Зачем работать больше, если получаешь одинаково или даже меньше!
Пообещать недовольному работнику лично проконтролировать объем его выполняемой работы и заработной платы и при возможности поднять ее
Страницы: 1, 2, 3, 4