Наибольшее признание получили два следующих постулата оптимальности: последовательности и максимизации.
Постулат последовательности гласит, что для принятия оптимального решения следует упорядочить совокупность альтернатив с точки зрения предпочтения лица, принимающего решение. Допустим, задана совокупность А, состоящая из альтернатив X, Y и Z. Отношение > указывает на их упорядочение: X > Y означает, что альтернатива X предпочитается по отношению к альтернативе Y. Согласно сформулированному постулату лицо, принимающее решение, должно упорядочить все альтернативы из данной совокупности, положив, например, Х > Y > Z.
Слабое упорядочение альтернатив, принадлежащих А, возможно, когда отношение >= обладает следующими свойствами:
■ связностью: если X >= У или Y >= Х то X >= Z или Y >= Z;
■ транзитивностью: если X >= Yи Y >= Z, то X >= Z.
Связность означает, что альтернативы X и Y сравнимы для лица, принимающего решения, т.е. оно всегда в состоянии сказать, какая из них лучше, или установить, что они одинаково привлекательны. Транзитивность означает согласованность предпочтений, относящихся к альтернативам. В нашем случае, если лицо, принимающее решение, считает, что X предпочтительнее, чем Y, а Y предпочтительнее, чем Z, то на основании этого должно считать X предпочтительнее, чем Z.
Постулат максимизации утверждает, что окончательным условием оптимального решения является использование максимизации, т.е. выбор такого действия, которое максимизирует целевую функцию. Или (менее формальна): человек принимает ту альтернативу, которая в определенном смысле является для него наилучшей.
Допустим, дана совокупность А, состоящая из альтернатив Х1 ,Х2 , Х3 , … Хn .
На этой совокупности задана целевая функция U(a). Согласно принципу максимизации альтернатива Хп оптимальна, если именно при ее выборе функция цели достигает максимального значения, т.е.:
U(Хj) > U(Хi) для i =1,2,…n.
Постулат, предписывающий выбор действия, наилучшего с точки зрения реализации целей данной личности, согласуется с интуитивным пониманием рациональности.
Классы моделей в теории оптимальных решений. Теория оптимальных решений оперирует модельным, приближенным описанием реальных явлений. При этом такое описание (формализация) осуществляется в терминах математической логики, исследования операций, математической статистики, теории игр и т.п. Как и всякий язык, язык формализованных моделей не универсален, в частности, он требует дальнейшего совершенствования применительно к описанию проблемных ситуаций.
Рассматриваемые теорией оптимальных решений задачи делятся на два класса: закрытые (замкнутые) и открытые.
Замкнутые задачи — это хорошо определенные задачи. Предполагается, что при их решении лицо, его принимающее, располагает полной информацией о множестве альтернативных вариантов решений и вытекающих из них последствий, что возможные варианты действий можно упорядочить и что применяемая система ценностей не противоречива.
Такая жесткая система упрощающих предположений позволяет применять при решении замкнутых задач формальные методы поиска оптимальных решений. К подобным задачам, в частности, относятся алгоритмические, решаемые на низших уровнях административного управления или же в ходе управления техническими системами и технологическими процессами.
Однако часто приходится принимать решения в ситуациях, когда отсутствуют какие-либо данные о возможных альтернативных вариантах действий и их последствиях. Эти задачи относятся к классу открытых. Подобными являются задачи, имеющие инвестиционный, социальный характер, и др. Законченной теории таких задач пока еще нет, хотя в этом направлении и получен ряд важных результатов, имеющих практическое значение.
Психологическая теория решений
Психологическая теория решений — это система мотивированных утверждений, раскрывающих внутреннее содержание деятельности людей в процессе подготовки и принятия решений.
Опыт показывает, что структура задачи в большой степени определяет поведение решающего ее человека. Хотя задачи, с которыми приходится сталкиваться руководителю, весьма разнообразны, в них можно выделить ряд общих черт, позволяющих описывать их структуру.
Психологическая теория решений наряду со структурой задач учитывает черты личности, которые играют важную роль в процессе принятия решений. Важно при этом, что действия лица, принимающего решения, всегда направлены на достижение определенных целей. В процессе подготовки и принятия решения существенную роль играют такие познавательные качества, как кратковременная и долговременная память, скорость переработки информации.
Можно выделить важнейшие классы утверждений психологической теории решений:
1) касающиеся того, как у людей возникает представление о ситуации принятия решений. Такое представление является субъективным образом этой ситуации. Психологи обнаружили, что очень часто принимающий решение упрощает ситуацию, забывая или игнорируя некоторые альтернативы или их последствия;
2) описывающие процесс оценки субъективной ценности того или иного варианта действия, называемой полезностью. Это важнейший класс утверждений, поскольку полезность последствий альтернатив в значительной степени определяет характер принимаемого решения;
3) касающиеся субъективной оценки вероятностей обстоятельств, определяющих последствия принятого решения. Так, например, психологи обнаружили, что люди переоценивают вероятности наступления маловероятных событий и одновременно недооценивают вероятности наступления очень правдоподобных событий;
4) касающиеся стратегий выбора поведения. Они описывают, как лица, принимающие решения, интерпретируют информацию о полезности исходов и их вероятности и какие правила выбора альтернатив при этом используют. Психологи обнаружили, что в простых задачах, связанных с риском, люди обычно выбирают стратегии, максимизирующие субъективно ожидаемую полезность, которую они представляют как линейную комбинацию субъективной вероятности исходов и их полезности;
5) описывающие факторы, управляющие процессом принятия решений. К их числу принадлежат влияние окружающей среды, личностные особенности принимающего решение, влияние социальной группы. Например, чем сильнее у субъекта агрессивность и потребность в доминировании, тем более высокий уровень риска он допускает. Решения, принимаемые коллективно, более рискованны, чем индивидуальные, и т. д.
В психологических исследованиях процессов принятия решений используются три метода.
■ Лабораторный эксперимент. Если в экономике этот метод рассматривается в качестве вспомогательного, то в психологии он доминирующий.
■ Формализация. Состоит в том, что на первом этапе создается совокупность аксиом, касающихся каких-либо объектов, например риска или предпочтения, на втором этапе с помощью формальных рассуждений выводятся новые утверждения, являющиеся следствиями принятых аксиом, и на третьем этапе проводится экспериментальная проверка исследовательских гипотез.
■ Основанный на моделировании деятельности по принятию решений, в частности машинном. Результаты моделирования сопоставляются с действиями человека в аналогичной обстановке.
Важнейшими функциями психологической теории решений являются предвидение поведения человека и объяснение процессов, обусловливающих это поведение.
Если бы лица, принимающие решения, действовали точно в соответствии с принципами рационального выбора, если бы их предпочтения были всегда транзитивными, если бы они не принимали иногда ошибочных решений, то в рекомендациях психологической теории решений не было бы необходимости. Однако поскольку этого не происходит, психологическая теория решений служит существенным дополнением к теории оптимальных решений.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) Управление – это союз науки и искусства;
2) Управленческие решения являются частью процесса управления;
3) При разработке управленческих решений важную роль играет теория принятия решений, которая включает в себя теорию принятия оптимальных решение и психологическую теорию;
4) Теория принятия оптимальных решений освещает научную сторону управления;
5) Психологическая теория решений акцентирует внимание на управлении как искусстве.
Список литературы
Страницы: 1, 2