Рефераты. Анализ и совершенствование соотношения науки и искусства при разработке управленческих решений

Наибольшее признание получили два следующих постулата оптимальности: последовательности и максимизации.

Постулат последовательности гласит, что для принятия оптимального решения следует упорядочить совокупность альтернатив с точки зрения предпочтения лица, принимающего решение. Допустим, задана совокупность А, состоящая из альтернатив X, Y и Z. Отношение > указывает на их упорядочение: X > Y означает, что альтернатива X предпочитается по отношению к альтернативе Y. Согласно сформулированному постулату лицо, принимающее решение, должно упорядочить все альтернативы из данной совокупности, положив, например, Х > Y > Z.

Слабое упорядочение альтернатив, принадлежащих А, возможно, когда отношение >= обладает следующими свойствами:

■                  связностью: если X >= У или Y >= Х то X >= Z или Y >= Z;

■                  транзитивностью: если X >= Yи Y >= Z, то X >= Z.

Связность означает, что альтернативы X и Y сравнимы для лица, принимающего решения, т.е. оно всегда в состоянии сказать, какая из них лучше, или установить, что они одинаково привлекательны. Транзитивность означает согласованность предпочтений, относящихся к альтернативам. В нашем случае, если лицо, принимающее решение, считает, что X предпочтительнее, чем Y, а Y предпочтительнее, чем Z, то на основании этого должно считать X предпочтительнее, чем Z.

Постулат максимизации утверждает, что окончательным условием оптимального решения является использование максимизации, т.е. выбор такого действия, которое максимизирует целевую функцию. Или (менее формальна): человек принимает ту альтернативу, которая в определенном смысле является для него наилучшей.

Допустим, дана совокупность А, состоящая из альтернатив Х1 ,Х2 , Х3 , … Хn .

На этой совокупности задана целевая функция U(a). Согласно принципу максимизации альтернатива Хп оптимальна, если именно при ее выборе функция цели достигает максимального значения, т.е.:

U(Хj) > U(Хi) для i =1,2,…n.

Постулат, предписывающий выбор действия, наилучшего с точки зрения реализации целей данной личности, согласуется с интуитивным пониманием рациональности.

Классы моделей в теории оптимальных решений. Теория оптимальных решений оперирует модельным, приближенным описанием реальных явлений. При этом такое описание (формализация) осуществляется в терминах математической логики, исследования операций, математической статистики, теории игр и т.п. Как и всякий язык, язык формализованных моделей не универсален, в частности, он требует дальнейшего совершенствования применительно к описанию проблемных ситуаций.

Рассматриваемые теорией оптимальных решений задачи делятся на два класса: закрытые (замкнутые) и открытые.

Замкнутые задачи — это хорошо определенные задачи. Предполагается, что при их решении лицо, его принимающее, располагает полной информацией о множестве альтернативных вариантов решений и вытекающих из них последствий, что возможные варианты действий можно упорядочить и что применяемая система ценностей не противоречива.

Такая жесткая система упрощающих предположений позволяет применять при решении замкнутых задач формальные методы поиска оптимальных решений. К подобным задачам, в частности, относятся алгоритмические, решаемые на низших уровнях административного управления или же в ходе управления техническими системами и технологическими процессами.

Однако часто приходится принимать решения в ситуациях, когда отсутствуют какие-либо данные о возможных альтернативных вариантах действий и их последствиях. Эти задачи относятся к классу открытых. Подобными являются задачи, имеющие инвестиционный, социальный характер, и др. Законченной теории таких задач пока еще нет, хотя в этом направлении и получен ряд важных результатов, имеющих практическое значение.

Психологическая теория решений

Психологическая теория решений — это система мотивированных утверждений, раскрывающих внутреннее содержание деятельности людей в процессе подготовки и принятия решений.

Опыт показывает, что структура задачи в большой степени определяет поведение решающего ее человека. Хотя задачи, с которыми приходится сталкиваться руководителю, весьма разнообразны, в них можно выделить ряд общих черт, позволяющих описывать их структуру.

Психологическая теория решений наряду со структурой задач учитывает черты личности, которые играют важную роль в процессе принятия решений. Важно при этом, что действия лица, принимающего решения, всегда направлены на достижение определенных целей. В процессе подготовки и принятия решения существенную роль играют такие познавательные качества, как кратковременная и долговременная память, скорость переработки информации.

Можно выделить важнейшие классы утверждений психологической теории решений:

1)                касающиеся того, как у людей возникает представление о ситуации принятия решений. Такое представление является субъективным образом этой ситуации. Психологи обнаружили, что очень часто принимающий решение упрощает ситуацию, забывая или игнорируя некоторые альтернативы или их последствия;

2)                описывающие процесс оценки субъективной ценности того или иного варианта действия, называемой полезностью. Это важнейший класс утверждений, поскольку полезность последствий альтернатив в значительной степени определяет характер принимаемого решения;

3)                касающиеся субъективной оценки вероятностей обстоятельств, определяющих последствия принятого решения. Так, например, психологи обнаружили, что люди переоценивают вероятности наступления маловероятных событий и одновременно недооценивают вероятности наступления очень правдоподобных событий;

4)                касающиеся стратегий выбора поведения. Они описывают, как лица, принимающие решения, интерпретируют информацию о полезности исходов и их вероятности и какие правила выбора альтернатив при этом используют. Психологи обнаружили, что в простых задачах, связанных с риском, люди обычно выбирают стратегии, максимизирующие субъективно ожидаемую полезность, которую они представляют как линейную комбинацию субъективной вероятности исходов и их полезности;

5)                описывающие факторы, управляющие процессом принятия решений. К их числу принадлежат влияние окружающей среды, личностные особенности принимающего решение, влияние социальной группы. Например, чем сильнее у субъекта агрессивность и потребность в доминировании, тем более высокий уровень риска он допускает. Решения, принимаемые коллективно, более рискованны, чем индивидуальные, и т. д.

В психологических исследованиях процессов принятия решений используются три метода.

■                  Лабораторный эксперимент. Если в экономике этот метод рассматривается в качестве вспомогательного, то в психологии он доминирующий.

■                  Формализация. Состоит в том, что на первом этапе создается совокупность аксиом, касающихся каких-либо объектов, например риска или предпочтения, на втором этапе с помощью формальных рассуждений выводятся новые утверждения, являющиеся следствиями принятых аксиом, и на третьем этапе проводится экспериментальная проверка исследовательских гипотез.

■                  Основанный на моделировании деятельности по принятию решений, в частности машинном. Результаты моделирования сопоставляются с действиями человека в аналогичной обстановке.

Важнейшими функциями психологической теории решений являются предвидение поведения человека и объяснение процессов, обусловливающих это поведение.

Если бы лица, принимающие решения, действовали точно в соответствии с принципами рационального выбора, если бы их предпочтения были всегда транзитивными, если бы они не принимали иногда ошибочных решений, то в рекомендациях психологической теории решений не было бы необходимости. Однако поскольку этого не происходит, психологическая теория решений служит существенным дополнением к теории оптимальных решений.


Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:


1)                Управление – это союз науки и искусства;

2)                Управленческие решения являются частью процесса управления;

3)                При разработке управленческих решений важную роль играет теория принятия решений, которая включает в себя теорию принятия оптимальных решение и психологическую теорию;

4)                Теория принятия оптимальных решений освещает научную сторону управления;

5)                Психологическая теория решений акцентирует внимание на управлении как искусстве.



Список литературы

1)                Авдошина Зоя Александровна. «Разработка управленческих решений в туристических организациях» 29.09.2008.

2)                Башкатова Ю.И. Управленческие решения / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003. - 89 с.

3)                Владимир Игоревич Kнoрринг. «Новые требования к искусству управления» 27 марта 2007 Элитариум.

4)                Голубков Е.П. технология принятия управленческих решений. — М.: Дело и сервис. — 2007— 544 с.

5)                Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения : Учебник для вузов / Н.Л. Карданская . – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 1999 . – 407 с.

6)                Истомин Е.П., Соколов А.Г. Управленческие решения: Учебник. — СПб.: ООО «Андреевский издательский дом». — 2008. — 248 с.

7)                Современный экономический словарь


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.