Ключевым историческим памятником Костромы считается Ипатьевский монастырь. Впервые упоминается в летописи в 1432 году, но основан был значительно раньше – в 1330-х годах. Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Композиционный центр монастыря – монументальный пятиглавый Троицкий собор и звонница.
Архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря
· Троицкий собор (1586), (1650–1652)
· Звонница (1603–1605)
· Архиерейский корпус (XVIII в.)
· палаты Романовых (XVI в.)
· братский корпус (XVIII в.)
Также значимыми памятниками архитектуры и истории в Костроме являются Богоявленско-Анастасьинский монастырь и комплекс Торговых рядов.
В архитектурном плане Иваново известно прежде всего памятниками, относящимися к эпохе конструктивизма (30-е годы XX в.): дом-корабль, дом подкова и т.п. В городе существует большое количество историко-революционных памятников, придающих ему своеобразный колорит. Интересен исторический центр города (это в основном бывшие купеческие дома XIX и начала XX в.). Определенный интерес представляет и промышленная архитектура XIX в. (в городе практически в нетронутом виде сохранилось несколько текстильных фабрик, относящихся к этому периоду, правда свободный доступ на них ограничен). Из прочих достопримечательностей можно отметить Щудровскую палатку, которая была сооружена в XVII в., и комплекс Свято-Введенского женского монастыря, основная часть которого относится к началу XX в.
В городе существует несколько музеев: ивановский государственный историко-краеведческий музей им. Д.Г. Бурылина, музей ивановского ситца, ивановский областной художественный музей и т.п.
Храм Святой Троицы на площади Пушкина. (Копия Троицкого собора, находящегося в Троице-Сергиевой лавре)
С 2007 года проводится Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского.
Основные достопримечательности Иваново:
· Свято-Введенский женский монастырь [3]
· Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы (кон. XVII в.)
· Усадьба А. Дюрингера (1910), архитектор А.Ф. Снурилов
· Здание сельхозбанка (1927), архитектор В.А. Веснин
· Дом-подкова (1934), архитектор А.И. Панов
· Комплекс зданий Иваново-Вознесенского политехнического института (1928–1937), архитектор И.А. Фомин
· Здание Ивановского историко-краеведческого музея (1914), архитектор П.А. Трубников
Суздальский кремль – древнейшая часть города, ядро Суздаля, археологически существующее с X века, а по летописям – 1024 г. Расположен Кремль в излучине реки Каменка, в южной части города. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архирейского двора с древним Рождественским собором.
Архитектурный ансамбль кремля
· Собор Рождества Богородицы (1222–1225)
· Архиерейские палаты (XV–XVIII вв)
· Никольская церковь (1766)
Собор Рождества Богородицы построен в 1222–1225 из туфообразного известняка (низкокачественного белого камня), стоит на месте плинфяного храма времён Владимира Мономаха. Нынешний собор также не дошёл до нас в первоначальном виде. От постройки XIII века сохранилась нижняя часть, ограниченная аркатурным поясом, выше которого стены выложены в XVI веке, но уже не из белого камня, а из кирпича. Древняя часть богато декорирована резьбой из гладкотесаного белого камня. Фасады украшают фигуры львов, женские маски, затейливые орнаменты.
Напротив южного фасада собора в 1635 году была построена колокольня, завершённая высоким восьмигранным шатром. В конце XVII века на ней установили куранты, в которых часы обозначаются буквами. Собор, палаты и связанная с ними переходом колокольня образуют замкнутый парадный двор.
Архиерейские палаты – архитектурный комплекс, сформировавшийся на протяжении XV–XVIII вв. как жилой дом для суздальских церковных владык. Основное здание тесно связано с собором, как в композиционном, так и в бытовом отношении. В настоящее время в палатах расположен музей и ресторан.
В западной части Кремля находится деревянная Никольская церковь, построенная в 1766 году и перевезённая из села Глотова Юрьев-Польского района в 1960 году, на место утраченной церкви Всех святых XVII века. Церковь Николы – один из примеров простого и древнего типа деревянных конструкций, не лишённая однако соразмерности и красоты форм.
Монастырские ансамбли
· Спасо-Евфимиев монастырь – основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город от врагов внешних и внутренних.
· Покровский монастырь – основан в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче, нынешний вид ансамбля сложился в XVI веке, когда монастырь стал местом ссылки опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий. В XVI–XVII столетиях монастырь был одним из крупнейших на Руси.
· Александровский монастырь – расположен на реке Каменка в Суздале, по преданию, был основан в 1240 году Александром Невским.
· Ризоположенский монастырь – расположен на реке Каменка в центре Суздаля, основан в 1207 году. Каменные постройки появились в монастыре в XVI веке.
· Васильевский монастырь
Суздаль – один из красивейших российских городов. Насчитывает около 1000 лет славной самобытной истории. По обилию памятников древнерусского искусства и сохранности своего старого внешнего облика Суздаль не знает себе равных и с полным правом считается городом-музеем.
Первое упоминание о Суздале относится к 1024 году под именем Суждаль. Возник он на основе древнейшего земледельческого и торгово-ремесленного поселения. Есть все основания полагать, что первые поселения появились здесь не позднее IX века. Вещественные материалы, найденные во время раскопок в окрестностях Суздаля, позволяют сделать вывод, что древнее поселение не было захолустным. Оно имело разветвленные торговые связи с далекими государствами Севера и Средней Азии. В курганах были найдены древние монеты, отчеканенные в Самарканде, Бухаре, Германии.
В начале XI века Суздаль и его окрестности входили в состав Киевского государства. О городе можно встретить ряд упоминаний в летописях. Первое из них рассказывает о том, что в Суздале в 1024 году вспыхнуло восстание смердов, для подавления которого вынужден был приехать сюда из Новгорода князь Ярослав. В последующие годы Суздаль стал вотчиной князей Всеволода, Владимира Мономаха. Затем во время междоусобной борьбы в 1096 году князей Олега Черниговского и Мстислава Новгородского Суздаль подвергся сожжению. В 1107 году полчища болгар разграбили его окрестности, а суздальцы отсиделись в укрепленном городе.
Киевский князь Владимир Мономах уделял большое внимание усилению и укреплению города. Постепенно Суздаль приобретает роль стольного города Ростово-Суздальского княжества. Первый князь Ростово-Суздальской земли, сын Мономаха Юрий Долгорукий, жил больше в Суздале, чем в Ростове. Во время Юрия княжество становится обширным. Границы его простираются до Белого озера на севере, до Волги-на востоке, до Муромской земли-на юге и до Смоленщины – на западе. Политическое значение Суздаля в эти годы сильно возрастает.
С приходом к власти сына Юрия – князя Андрея – Суздаль начинает утрачивать свое первенство, так как князь все внимание устремляет укреплению новой столицы – Владимира. Суздаль входит в состав Владимирского княжества. Однако, несмотря на это, в Суздале ведутся большие строительные работы, возникают Козмодемьянский и Ризоположенский монастыри.
Город известен памятниками зодчества владимиро-суздальской школы:
· крепостные Золотые ворота (1158–64, перестроены в XVII–XVIII веках) – белокаменная триумфальная арка с полуциркульным сводом из туфа, над ней надвратная церковь (обновлена в 1469 В.Д. Ермолиным; перестроена в 1810);
· белокаменные соборы:
o Успенский (1158–60, перестроен в 1185–1189; 6-столпный, 5-нефный, 3-апсидный храм с 5 главами; в интерьере – фрагменты фресок XII–XIII веков и фрески 1408 работы Рублёва и Даниила Чёрного; в 1810 к собору была пристроена колокольня, в 1862 – придел Георгия);
o Дмитриевский (1194–97; 4-столпный, одноглавый, с богатой декоративной резьбой на фасадах);
· Успенский собор Княгинина монастыря (конец XV – начала XVI века);
· ряд церквей XVII–XVIII веков:
o Успения Богородицы (1649);
o Николая Чудотворца / Николы в Галеях (1732–35; нарышкинский стиль);
o Св. Никиты / Никитская (1762–65, в стиле барокко);
Успенский и Дмитриевский соборы, наряду с белокаменными памятниками Суздаля и церковью Бориса и Глеба в Кидекше входят в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
С 1781 Владимир застраивался по регулярному плану зданиями в стиле классицизма (Присутственные места, 1785; Торговые ряды, 1787–90, и др.). К памятникам конца XIX века относится псевдоготический католический храм св. Розария, построенный в 1894 году. После 1917 года осуществлено большое строительство, по генеральным планам реконструкции (1947 и 1965) построены кварталы жилых домов, созданы новые улицы, площади и скверы, открыт памятник 850-летия Владимира. (1960, скульптор Д.Б. Рябичев, архитектор А.Н. Душкин).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5