Рефераты. Здоровье населения

Резко увеличилось загрязнение атмосферного воздуха за счет выбросов автотранспорта, доля которых составляет 70% и более от валовых выбросов. В Москве, других крупных городах России доля выбросов автомобильного транспорта составляет до 90% всех валовых выбросов. Из всех исследуемых ингредиентов особую тревогу вызывают чрезвычайно высокие показатели содержания в атмосферном воздухе на автомагистралях в зоне жилой застройки окислов азота. Даже средний процент проб данного загрязнителя составляет 17. На многих территориях – Алтайский край, Тамбовская, Свердловская, Новгородская, Липецкая, Новосибирская, Кемеровская области. Красноярский край. Республика Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская Республика и др. – этот показатель значительно выше и находится в пределах от 19,0 до 59,6%. Кардинальных решений по снижению выбросов автотранспорта до настоящего времени не принято.

Заболеваемость различных групп населения, связанная с недостаточным потреблением микронутриентов, в том числе йода, отмечается в Республике Карелия, Таймырском автономном округе. Алтайском крае, Архангельской, Ленинградской, Липецкой, Магаданской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Сахалинской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Тюменской, Челябинской, Самарской, Брянской, Рязанской, Тульской, Ярославской, Кировской областях, Республиках Адыгея, Мордовия и других территориях. В Нижегородской, Липецкой, Омской областях, Республике Калмыкия и др. налажен выпуск йодированных хлебобулочных и макаронных изделий, в Воронежской области в рацион питания школьников, воспитанников детских дошкольных учреждений, больных в стационарах, проживающих в учреждениях социальной защиты включены продукты питания, обогащенные йодом, в том числе йодированная соль.

В Воронежской области в течение 6 лет реализуется проект фторирования молока в связи с низким содержанием фтора в воде. Анализ показал, что снижение кариеса у детей за счет применения фторированного молока составило 60%. Профилактика фтордефицитных состояний проводится в Астраханской области.

В целом население всех возрастных групп имеет отклонения от современных принципов здорового питания. При этом здесь выявлена прямая зависимость от уровня доходов семьи. Питание населения в наиболее бедных семьях характеризуется низкой калорийностью, которая обеспечивается в основном хлебными продуктами и картофелем. В ассортименте недостаточно представлены мясные и молочные продукты, рыба, яйца, овощи и фрукты. Это отражается на соотношениях основных пищевых веществ в рационе, уровне потребления витаминов и минеральных веществ.

Актуальной остается проблема питьевого водоснабжения. По данным Госкомстата России, централизованная система водоснабжения имеется в 1078 городах (99% от общего количества городов), 1686 поселках городского типа (83%) и около 34 тыс. сельских населенных пунктов (22%). В пересчете на все население (городское и сельское) централизованным водоснабжением обеспечено 90% жителей страны. В ряде регионов (Республики Калмыкия, Мордовия, Марий Эл, Ханты-Мансийский автономный округ, Оренбургская, Астраханская, Ростовская, Ярославская, Волгоградская, Курганская, Кемеровская области) отмечается устойчивый дефицит питьевой воды.

Из общего количества поверхностных и подземных источников централизованного питьевого водоснабжения 1/5 (19,9%) не отвечает санитарным нормам и правилам, в том числе 17,4% из-за отсутствия зон санитарной охраны. Используемые для централизованного питьевого водоснабжения подземные воды (32%) имеют, как правило, высокий уровень общей минерализации и жесткости, в том числе повышенное содержание сульфатов, хлоридов, солей кальция и магния, а также железа и марганца, что не только ухудшает органолептические свойства, но и оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья.

Неудовлетворительное состояние питьевого водообеспечения в отдельных территориях Российской Федерации является одним из факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье населения. Во многих сельскохозяйственных областях России не решена проблема хранения и утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений (нет складов, отвечающих требованиям).

В почве ряда административных территорий (Липецкая, Кемеровская области, Приморский край, Санкт Петербург и др.) имеются превышения допустимых концентраций свинца. Значительную долю в загрязнение почвы свинцом вносит автомобильный транспорт, работающий на этилированном бензине.

В целом в почве 120 городов России в 80% случаев имеются превышения норматива содержания свинца, т.е. 10 млн. городских жителей контактируют с загрязненной свинцом почвой. Бактериологическое загрязнение земель формируется в результате неудовлетворительной организации плановой очистки бытового мусора в городах и сельских населенных пунктах, недостаточности специализированного автотранспорта, отсутствия условий для мойки и дезинфекции автотранспорта, контейнеров и др.

Неблагополучное состояние условий труда сохраняется практически во всех отраслях экономики. Причины ухудшения здоровья трудящихся, в том числе и женщин, лежат в основном в сфере экономики, ослаблении социальной защищенности работающих, пренебрежении работодателями своими обязанностями по охране и улучшению условий труда на производстве. В силу того что законодательно не закреплен и не задействован экономический – наиболее эффективный механизм повышения ответственности и заинтересованности федеральных органов управления, работодателя и самого работника в сохранении здоровья населения путем улучшения условий труда, прогрессивной организации здравоохранения трудящихся и населения в целом, в настоящее время снижения смертности в трудоспособном возрасте достичь не удается.

В Российской Федерации более 5 млн. человек, в том числе более 1,5 млн. женщин, трудятся на рабочих местах, не отвечающих требованиям СанПиН, более 1 млн. человек заняты тяжелым физическим трудом. Анализ обстоятельств и условий возникновения хронических профессиональных заболеваний показал, что в 51-59% случаев ими являлось несовершенство технологических процессов, в 25,3-87,6% – конструктивные недостатки машин и оборудования. Несовершенство средств индивидуальной защиты составляло 1,3%), рабочих мест – 4,2%. Острые профессиональные заболевания в большинстве случаев возникали в результате нарушений правил техники безопасности (44,3%), аварий (13,4%), отступления от технологического регламента (12,3%), неприменения средств индивидуальной защиты (10,1%), несовершенства технологических процессов (5,9%).

Неудовлетворительные условия труда влекут стабильно высокий уровень профессиональной заболеваемости. В структуре хронических профзаболеваний преобладают заболевания органов дыхания, вибрационная болезнь, кохлеарный неврит, заболевания опорно-двигательного аппарата. Наиболее высокие уровни регистрируются на предприятиях угольной промышленности, энергетическом, строительно-дорожном, транспортном, тяжелого машиностроения, черной металлургии.

Остается актуальной проблема улучшения условий труда беременных женщин. Практически ликвидирована система трудоустройства женщин на работу с более легкими и безопасными условиями труда, им не снижают нормы выработки и обслуживания, не исключают воздействие вредных производственных факторов. Сохраняется высокий удельный вес профессиональных заболеваний у женщин детородного возраста, труд беременных женщин не организован, специальные цеха или участки не создаются, большинство женщин продолжают трудиться на своих прежних рабочих местах вплоть до ухода в декретный отпуск, подвергаясь воздействию вредных факторов на свое здоровье и здоровье будущих детей. Низкий уровень организации медицинского обслуживания работающих в промышленности и, особенно в сельском хозяйстве не позволяет улучшить работу, направленную на снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности и профессионально обусловленной.


5. Пути улучшения состояния здоровья населения


Сложившиеся в настоящее время тенденции оценки современного состояния здоровья населения свидетельствуют о продолжающемся неблагополучии в формировании здоровья, которое может привести к ухудшению качества населения, ограничению его участия в созидательной деятельности по улучшению социально-экономической ситуации в стране. Очевидно, что путем только ведомственных усилий (Минздрава России, РАМН) назревшие проблемы здоровья населения и науки не решить, поскольку они являются комплексными, межведомственными и многофакторными. Решение всех этих проблем планируется в рамках проведения в жизнь национального проекта «Здоровье».

Реализация национального проекта «Здоровье», по расчетам Счетной палаты РФ, позволит в 2009 году остановить отрицательную динамику показателей здоровья населения России и к 2015 году достичь уровня соответствующих показателей в странах Восточной Европы, повысить эффективность управления здравоохранением, завершить формирование системы подготовки медицинских кадров, обеспечить развитие и укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений. Национальному проекту «Здоровье» уделяется первостепенное внимание. В проекте бюджета на будущий год на него планируется выделить 108 млрд. руб., что на 86% больше, чем в текущем году и составляет почти половину средств, выделяемых в 2008 году на приоритетные национальные проекты.

Основные цели проекта могут быть достигнуты посредством решения ряда задач. К их числу относятся изменение подходов к формированию политики в области здравоохранения, к оценке значимости его вклада в экономику страны, совершенствование системы управления отраслью, создание эффективной экономической основы здравоохранения и стимулирования поддержания здоровья, совершенствование организации, системы дифференциации оказания медицинской и лекарственной помощи, государственная поддержка отечественной медицинской промышленности, всемерное развитие науки как гаранта успеха намеченных преобразований, решение кадровых проблем с учетом современных потребностей отрасли, максимальное расширение социальной базы здравоохранения.

Среди наиболее актуальных проблем, требующих принятия активных мер, следует отметить устранение негативных тенденций в демографических процессах, модернизацию системы управления, планирования и финансирования работы отрасли, развитие гибкости инфраструктуры медицинской помощи и функционирования основных ее звеньев, проработку механизмов государственного регулирования более многообразной деятельности здравоохранения, медицинской промышленности, разработку системы информированного согласия больших групп населения, семей и каждого гражданина на поддержку и сотрудничество в области охраны и укрепления здоровья населения России.


Заключение


При подведении итогов проделанной работы можно сделать следующие выводы.

В Российской Федерации в настоящее наиболее острыми проблемами здоровья населения являются низкий уровень рождаемости, высокая смертность, особенно в связи с травмами и отравлениями, отрицательный естественный прирост населения. На стабильно высоком уровне остается заболеваемость психическими расстройствами, алкогольными психозами, сифилисом.

В сложных условиях экономического и социального развития государства не прекращается реальная угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения России. В настоящее время санитарно-эпидемиологическую обстановку в Российской Федерации следует оценивать как напряженную, а ее негативное влияние на здоровье населения – существенным.

Неотложные меры по обеспечению здоровья населения Российской Федерации оставались предметом глубокой проработки Президента и Правительства РФ. Реализуемый в настоящее время национальный проект «Здоровье» будет способствовать улучшению общей ситуации в этой области. В тоже время, принимая во внимание изложенное выше, необходимо рассмотрение на государственном уровне важнейших характеристик здоровья населения, принятие ряда конкретных документов, подготовленных с целью укрепления и сохранения здоровья населения.


Список литературы


1.                Ежегодный государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ. 1999-2008 гг.

2.                Харченко В.И. Смертность от болезней сердца в России. // Российский кардиологический журнал. 2005. №2.

3.                Реализация нацпроекта «Здоровье» позволит в 2008 г остановить отрицательную динамику показателей здоровья населения России – Счетная палата РФ.// www.goverment.ru

4.                www.goodhealth.ru/news

5.                Аналитический обзор (2003-2008). // www.minzdravsoc.ru

6.                www.rost.ru


Приложение 1

"Социально-экономические аспекты демографического кризиса в России". Тезисы к докладу сопредседателя общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Юрьева Е.Л.


Демографический кризис или демографическая катастрофа?

- Смертность в РФ с начала 1990-х годов устойчиво превышает рождаемость

- Ежегодно население России сокращается на 1 млн. человек

- Катастрофически падает рождаемость

- Средняя продолжительность жизни мужчин составляет 58 лет

- К 2014 г. население РФ составит 138 млн. человек

- Столько же в 1897 г. составляло население Российской Империи

- К 2040-м годам мы выйдем на уровень послевоенной РСФСР со 100 млн. жителей.

- К 2016 году каждый четвертый житель РФ будет пенсионером.



Угроза 1. Падение трудоспособного населения

Снижение трудоспособного населения существенно затрудняет способность достигнуть устойчивого и качественного экономического роста


Угроза 2. Ухудшение возрастной структуры трудоспособного населения

- Развитие экономики РФ будет проходить на фоне крайне неблагоприятной возрастной структуры трудоспособного населения

- В настоящее время 50% трудоспособного населения – это люди старше 35-40 лет (не адаптированные к высокотехнологичной и динамичной экономике XXI века)

- Более адекватная современным условиям часть трудоспособного населения в возрасте до 35 лет вскоре перестанет пополняться в связи с низкой рождаемостью.

- Ухудшающаяся возрастная структура рабочей силы в России – серьезная угроза конкурентоспособности нашей экономики

Угроза 3: Старение населения и увеличение нагрузки на бюджет

- При сохранении темпов демографического кризиса, неизбежно повышения налогообложения, что отрицательно скажется на экономике.

Изменение соотношения работающих и пенсионеров

Доходы, расходы и дефицит пенсионного фонда, млрд., $. Источник: Госкомстат, оценка ИГ «Атон»


Расходы на здравоохранение млрд. $. Источник: Госкомстат, оценка ИГ «Атон»


Угроза 4: Депопуляция и проблема удержания экономически важных территорий

- Основные природные богатства России сосредоточены в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока.

- Плотность населения в восточной части России – одна из самых низких в обитаемом мире.

- Сохранение и дальнейшее освоение стратегического запаса полезных ископаемых требует поддержания определенного уровня заселенности этих территорий.

- Депопуляция «оголяет» эти районы.

- При демографическом дисбалансе с соседними странами эта ситуация чревата утратой контроля над экономически важными территориями.


Соотношение населения на Дальнем Востоке России и в северо-восточных провинциях Китая


Резюме: депопуляция России несет в себе большие экономические риски

- Катастрофическое падение трудоспособного населения.

- Ухудшающаяся возрастная структура рабочей силы в России.

- Рост нагрузки на бюджет и рост налогообложения.

При сохранении нынешних темпов старения и рождаемости, вскоре на одного работника будет приходится один пенсионер, а дефицит Пенсионного Фонда к 2020 году может достичь $200 млрд. долларов (около 40% текущего ВВП).

- «Оголение» экономически важных территорий.

Меры по преодолению кризиса

Существует три основных способа преодоления демографического кризиса:

- Иммиграция

- Снижение смертности

- Рост рождаемости

Иммиграция: за и против

За

- Массированное привлечение мигрантов сможет быстро закрыть демографические «бреши»;

- Иммигранты выполняют низко оплачиваемую работу, высвобождая человеческий капитал для более квалифицированных профессий;

- Иммигранты могут обладать квалификацией или другими качествами, пользующимися большим спросом.

Против

- Низкая квалификация и образовательный статус нынешних мигрантов не способны качественно улучшить трудовой потенциал России;

- Мигранты чаще всего не рассматривают Россию как свою будущую родину, вывозят из страны заработанный капитал;

- Наплыв мигрантов нарушает уникальный российский межэтнический баланс, что приведет к межнациональным трениям, создает легальную основу для размывания геополитического пространства страны;

- Миграция усугубляет преступность, безработицу, рост заболеваний и т.д.

Выводы

Иммиграция в Россию желательна, но должна быть избирательной и адресной

Меры по интенсификации миграционной политики

- Иммиграционная политика должна осуществляться на основе следующих приоритетов:

- Приоритет языковой и культурной принадлежности (упрощенная процедура предоставления гражданства и стимулы для бывших соотечественников)

- Приоритет квалификации (упрощенная процедура предоставления гражданства и стимулы для востребованных профессий и квалификации);

- Приоритет активов («паспорт в обмен на инвестиции»)

Меры по снижению смертности

Учитывая наиболее распространенные причины смертности, приоритетными видятся следующие направления деятельности:

1. Профилактика наиболее смертоносных заболеваний (сердечнососудистой системы, туберкулеза, СПИДа)

2. Борьба за снижение неестественных причин смертности (отравления, ДТП, утопления, производственные травмы, самоубийства и т.д.)

3. Ужесточение мер по борьбе с алкоголизмом и наркоманией

4. Расширение программ массовой физкультуры и спорта

5. Пропаганда ценности жизни, изменение фаталистических установок населения

Меры по повышению рождаемости

Приоритетные направления деятельности:

1. Увеличение социальной поддержки материнства (гарантированный оплаченный отпуск по беременности, ипотечное кредитование, материальная компенсация за многодетность и т.д.);

2. Программы охраны младенчества (детские сады, бесплатное питание и принадлежности и т.д.)

3. Ужесточение борьбы с абортами (законодательный запрет рекламы абортов, отказ от государственного субсидирования прерывания беременности и т.д.)

4. Информационная политика по утверждению семейных ценностей, материнства и многодетности.

Возможно ли реальное улучшение ситуации?

- Существует расхожая точка зрения, что проблема демографического кризиса не имеет решения. Это не так.

- Рассмотрим возможное изменение демографической ситуации в стране, если будет реализован следующий умеренно-консервативный план:

- За ближайшие 10 лет добиться возвращения до 5% соотечественников, проживающих в странах СНГ и в дальнем зарубежье – всего до 1 млн. чел.

- За ближайшие 10 лет снизить смертность с текущих 16.4 человек на 1 тысячу жителей до, как минимум, 11 – это уровень РСФСР 1990 года.

- За ближайшие 10 лет повысить рождаемость с 10 до 14 человек на тысячу жителей в течение ближайших 10 лет – это уровень, необходимый для нулевого прироста населения.

- Мы убеждены – эти показатели вполне достижимы.

Прогнозируемый эффект от предлагаемых мер

- В случае достижения поставленных целей в течение 10 лет, а также при дальнейшем сохранении такой динамики, демографические прогнозы могут оказаться самыми благоприятными – вплоть до 50-ти миллионного роста в ближайшие полвека.

- Из трех факторов преодоления кризиса (миграция, снижение смертности и рост рождаемости) последний обладает самым большим потенциалом. В долгосрочной перспективе факторный вес рождаемости будет неуклонно возрастать, эта мера будет давать наибольший прирост населения.

Прогнозируемая численность населения РФ в случае достижения поставленных целей



Заключение:

- Преодоление демографического кризиса возможно – но для этого необходимы консолидация усилий на всех уровнях: государственном и общественном.

- Новая демографическая политика должна стать таким же Большим Проектом для страны, как удвоение ВВП или борьба с бедностью.


[1] www.minzdravsoc.ru

[2] Ежегодный государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ. 1999-2008 гг.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.