Рефераты. Задержка психического развития p> Глава II. Экспериментальная часть.

1. Постановка проблемы и задачи исследования

В данной работе проводилось исследование детей 5-6 летнего возраста с нормальным развитием и с задержкой психического развития.

Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определенной части детей, является одной из наиболее основных проблем в общении и образовании. Своевременное выявление причин, приводящих к задержке психического развития играют роль хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и главным образом органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального, реже – генетического характера.

Гипотеза: У детей 5-6 лет с задержкой психического развития имеются отличия в мыслительной деятельности от сверстников с нормальным психическим развитием.

Цель: Исследование особенностей мышления у детей с нормальным развитием и с ЗПР.

Объект исследования дети 5-6 лет с нормальным развитием и с ЗПР.

Задачи исследования

1. Проведение экспериментально-психологического исследования для изучения особенностей мышления у детей 5-6 лет с ЗПР.

2. Сопоставить данные исследования особенностей мышления у здоровых детей 5-6 лет.

3. Сопоставить данные исследования особенностей у детей с ЗПР.

Экспериметальное исследование проводилось на базе детского дома №2 г.Мурома, Владимирской обл. Всего было обследовано 30 испытуемых, из которых составили контрольную группу 15 детей в норме, а экспериментальную
– 15 детей с ЗПР.

В приложении 1 и 2 приведены списки обследуемых детей с более подробными характеристиками.

Приложение № 1

Характеристика контрольной группы
|№ |Ф.И.О. |возраст |пол |др. сведения |
|1 |Катя И. |5 лет |Ж |Здорова |
|2 |Ира С. |5,5 лет |Ж |Здорова |
|3 |Света Р. |5,2 лет |Ж |Здорова |
|4 |Ваня И. |6 лет |М |Здоров |
|5 |Саша П. |6 лет |М |Здоров |
|6 |Оля С. |5 лет |Ж |Здорова |
|7 |Петя И. |5,4 лет |М |Здоров |
|8 |Даниил К. |5 лет |М |Здоров |
|9 |Никита Г. |5,8 лет |М |Здоров |
|10 |Таня А. |6 лет |Ж |Здорова |
|11 |Наташа Н. |5,9 лет |Ж |Здорова |
|12 |Женя Д. |5 лет |М |Здоров |
|13 |Андрей П. |5,3 лет |М |Здоров |
|14 |Сергей Ив. |5,3 лет |М |Здоров |
|15 |Алина Т. |6 лет |Ж |Здорова |

Приложение № 2

Характеристика экспериментальной группы
|№ |Ф.И.О. |Возраст |пол |др. сведения |
|1 |Сережа И. |6 лет |М |ЗПР |
|2 |Оля П. |5,8 лет |Ж |ЗПР |
|3 |Света С. |5 лет |Ж |ЗПР |
|4 |Таня И. |5,5 лет |Ж |ЗПР |
|5 |Женя Р. |6 лет |Ж |ЗПР |
|6 |Андрей Т. |6 лет |М |ЗПР |
|7 |Паша П. |5,2 лет |М |ЗПР |
|8 |Алина С. |5,7 лет |Ж |ЗПР |
|9 |Дима К. |5,5 лет |М |ЗПР |
|10 |Коля Н. |6 лет |М |ЗПР |
|11 |Костя Н. |5,9 лет |М |ЗПР |
|12 |Алеша А. |5,4 лет |М |ЗПР |
|13 |Виталик Д. |5 лет |М |ЗПР |
|14 |Кристина М. |6 лет |Ж |ЗПР |
|15 |Юля Б. |5 лет |Ж |ЗПР |

2. Методы исследования.

Для выявления особенностей мышления указывающих на задержку психического развития был проведен анализ качества выполнения тестовых заданий детьми в норме и детьми с ЗПР.

В исследовательский комплекс вошли пять методик.

1. «4-й лишний»

2. «зрительные аналогии»

3. «изучение процесса классификации»

4. «понимание метафор»

5. «последовательные картинки» [33]

1. Методика «4-й лишний». Цель – Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделить существенные признаки.

Подготовка исследования. подготовить 10 таблиц размером 12*12 см, разделенных на 4 квадрата, в каждом квадрате изображен предмет, 3 предмета на таблице можно объединить по существенному признаку, а 4-й из них – лишний, например: кукла, пирамидка,… матрешка и платье.

Проведение исследования. Исследование проводиться индивидуально с детьми. Ребенку показывают по одной таблице и говорят: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы 4 предмета. Три из них подходят друг к другу, а четвертый – лишний. Какой предмет лишний и почему? Как можно назвать вместе остальные три предмета?»

Обработка данных. Анализируют особенности обобщения предметов ребенком: обобщает ли он по понятийному признаку или делает обобщение на основе представления об одновременном участии предметов в житейской ситуации. Выявляют умение подобрать обобщающее слово к группе предметов.
Выясняют, какие группы предметов легче объединить, а также, как зависит процесс обобщения от возраста детей. [29]

2. Методика «Зрительные аналогии». Цель – Выделение характера логических связей и отношений между предметами.

Подготовка исследования. Подготовить несколько таблиц, разделенных на три части. В левой части изображена пара предметов, как-то соотносящихся между собой, в правой части над чертой изображен один предмет, а под чертой пять предметов, один их которых связан с верхним так же, как пара предметов, расположенных слева в квадрате.

Проведение исследования. Исследование проводиться индивидуально с каждым ребенком. Ребенку показывают по одной таблице и говорят:
«Внимательно посмотри эти примеры. В них нарисована первая пара предметов, которые находятся в какой-то связи между собой. Справа – один предмет над чертой. Тебе нужно выбрать и подчеркнуть один предмет из пяти, который связан с предметом над чертой так же, как это сделано в первой паре предметов»

Обработка данных. Анализируют особенности выделения вида связи между предметами и способности продуцировать данную связь на другие предметы.
[29]

3. Методика «Изучение процесса классификации». Цель – применяется для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений.

Подготовка исследования. Подобрать картинки размером 7*7см по 5 штук для каждой классификационной группы: игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты.

Проведение исследования. Исследование проводят индивидуально с каждым ребенком. Ребенку дают картинки и говорят: «Разложи что к чему подходит.
Раскладывай и объясняй, почему картинки подходят одна к другой». Если испытуемый ребенок раскладывает без объяснений, то ему задают вопросы типа:
«Почему ты положил сюда картинку с яблоком? Почему ты думаешь, что яблоко – это фрукт?» Если ребенок не может отнести какую-то картинку ни к одной группе, его спрашивают: «Почему ты думаешь, что эта картинка никуда не подходит?»

Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов по каждой классификационной группе. Результаты оформляют в таблицу. Определяют основания для объединения предметов по каждой классификационной группе у детей: опирается ли на существенный признак, выделяет несущественный, не может мотивировать объединение. [29]

4. Методика «Понимание метафор». Цель – исследование уровня, целенаправленности мышления, умение понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированости и целенаправленности суждений, степени их глубины, уровня развития речевых процессов.

Подготовка исследования. Подобрать ряд пословиц, поговорок и метафор.
Ребенок должен объяснить их смысл.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Экспериментатор зачитывает пословицу или поговорку и говорит:
«Скажи мне, как ты понимаешь, что означают эти слова». Например: «Что значит: «Каменное сердце»».

Обработка данных. Анализируют способность ребенка объяснить смысл предложенных метафор, а также понимание их переносного значения. [29]

5. Методика «Последовательные картинки». Цель – исследование способности устанавливать причины следственной связи, понимать последовательность событий.

Подготовка исследования. Подбирают серии сюжетных картинок (от 3 до
6), на которых изображены этапы какого-либо события. Картинки должны быть красочными, яркими, большими, четко нарисованными, соответствовать по содержанию возрасту детей.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми. Ребенку показывают беспорядочно перемешанные картинки и говорят:
«Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело закончилось. Вот сюда (указывают место) положи первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда – вторую, сюда третью, сюда - последнюю».

После того, как ребенок разложит все картинки, протоколе фиксируют очередность картинок, а затем просят его рассказать по порядку о том,. Что получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых – установить противоречие в рассуждениях, выявить допустимые ошибки. Вопросы экспериментатора и ответы испытуемого записывают подробно а протокол. Если вопросы не помогают понять изображенные события, то экспериментатор просто показывает ребенку первую картинку и предлагает разложить остальные снова. Таким образом, делается вторая попытка выполнить задание. Если и она оказывается безуспешной, то рассказывают и показывают ребенку последовательность событий. Затем, вновь перемешав все картинки, предлагают разложить их ребенку.

Если дошкольник устанавливает правильную последовательность лишь в третий раз, ему предлагают другую серию картинок такой же сложности, чтобы выяснить, возможен ли «перенос» установленного способа рассуждения на новую ситуацию.

Если ребенок выполнил задание с первого раза или после вопросов экспериментатора, то ему предлагают новую, более сложную серию.

Обработка данных. Анализируют, способен ли ребенок устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий, данных наглядно в серии картинок. Такая способность должна быть развита к концу дошкольного возраста, и ее наличие свидетельствует о готовности на уровне мышления к школьному обучению. Особое внимание уделяют объяснениям ребенка, его рассуждениям; верно ли он выделяет главных героев на картинках, устанавливает взаимоотношения между ними, верно ли понимает окружающую героев обстановку; какой объем последовательности событий понимает, удерживает ли в поле зрения 5-6 картинок или только 3, а также с какими по степени трудности заданиями справляется; допускает ли ошибочную версию при повторном раскладе или вносит коррекции; как реагирует на помощь, вопросы, критические замечания экспериментатора – считается с ними, изменяет ли свои действия, исправляет ли ошибки, «подхватывает» ли он помощь или не понимает ее. Особо анализируют устную речь ребенка во время объяснения последовательности событий: связанность речи, ее грамматическая правильность, запас слов, развернутость или бедность, односложность или многосложность, лаконичность или тенденция к излишней детализации, эмоциональность выявления прошлого опыта.

2. Анализ и описание результатов полученных при исследовании особенностей мышления.

На первом этапе экспериментального исследования для определения особенностей мышления у детей 5-6 лет с нормой в психическом развитии было использовано тестовых параметров.

1. 4-й лишний – выбор

2. 4-й лишний – аргумент выбора

3. аналогии зрительные – выбор

4. аналогии зрительные – аргумент

5. понимание метафор

6. процесс классификации

7. последовательные картинки – выбор

8. последовательные картинки – аргумент выбора.

По выше перечисленным параметрам были проведены замеры на первом этапе у детей 5-6 лет в норме.

Результаты отображены в таблице № 1

Табл.№1. параметры характеристик мышления у детей 5-6 лет с нормой в психическом развитии
|№ |4 лишний |Зрител. аналогии|Пониман|Процесс|Последоват. |
| | | |ие |классиф|картинки |
| | | |метафор|икации | |
|2 |100% |100% |75% |75% |100% |100% |75% |100% |
|3 |100% |100% |100% |75% |75% |100% |100% |100% |
|4 |75% |75% |100% |75% |100% |100% |100% |100% |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
|5 |100% |75% |75% |75% |100% |100% |75% |100% |
|6 |100% |100% |75% |75% |85% |100% |75% |100% |
|7 |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |
|8 |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |
|9 |75% |75% |75% |75% |100% |100% |75% |100% |
|10 |75% |75% |75% |100% |100% |100% |100% |100% |
|11 |100% |75% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |
|12 |100% |100% |75% |75% |85% |100% |75% |100% |
|13 |100% |100% |100% |100% |100% |100% |75% |100% |
|14 |100% |100% |75% |75% |100% |100% |100% |100% |
|15 |100% |100% |100% |100% |75% |100% |100% |100% |
|2 |50% |25% |0 |0 |0 |80% |25% |75% |
|3 |50% |25% |0 |0 |15% |85% |0 |50% |
|4 |75% |25% |25% |0 |30% |80% |25% |75% |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
|5 |75% |0 |25% |25% |0 |70% |25% |50% |
|6 |75% |25% |25% |25% |0 |80% |50% |100% |
|7 |50% |25% |0 |0 |15% |80% |0 |50% |
|8 |75% |25% |0 |0 |0 |70% |0 |50% |
|9 |75% |25% |25% |25% |0 |80% |25% |75% |
|10 |100% |50% |0 |0 |20% |80% |50% |100% |
|11 |50% |25% |0 |0 |0 |80% |25% |75% |
|12 |50% |25% |0 |0 |0 |80% |50% |100% |
|13 |75% |0 |0 |0 |15% |75% |25% |75% |
|14 |50% |25% |25% |0 |20% |75% |0 |100% |
|15 |75% |25% |25% |25% |0 |100% |25% |75% |
|Дети с |66,6 |23,3 |10,0 |5,0 |7,6 |74,3 |21,6 |73,3 |
|ЗПР | | | | | | | | |

разница |28,4 |68,3 |78,3 |48,3 |87,0 |25,7 |63,4 |26,7 | |

Анализируя показатели количественной разницы между параметрами характеристик мышления детей с ЗПР и детей в норме, можно сделать вывод о том, что наиболее значимыми выступают следующие характеристики мышления.

1. Объяснение процесса классификации (4-й лишний - аргумент)

2. Процесс выбора аналогий (аналогии зрительные – выбор; аналогии зрительные – аргумент)

3. Метафоры

4. Логическое мышление (последовательные картинки - выбор)

На основании этого можно утверждать, что данная гипотеза подтверждена.
Да, у детей 5-6 лет с задержкой психического развития существуют отличия в мыслительной деятельности от детей 5-6 лет с нормальным психическим развитием.

Выводы.

На основании проведенного исследования, направленного на выявление особенностей мышления у здоровых детей 5-6 летнего возраста и с задержкой психического развития этого же возраста можно сделать выводы:

1. У детей контрольной группы сформированность мыслительной деятельности соответствует возрастному уровню психического развития и наблюдается высокий уровень развития всех характеристик мышления, особенно этот вывод относится к логическому мышлению, операции классификации, пониманию метафор.

2. У детей экспериментальной группы демонстрируются трудности в выполнении заданий:

. В аргументации выбора «4-ый лишний»

. В выборе зрительных аналогий

. В аргументации выбора зрительных аналогий

. В понимании и объяснении метафор

. В выборе последовательной системы построения

1. 3. Исходя из результатов сопоставления двух групп испытуемых, можно сделать вывод о том, что дети 5-6 лет с задержкой психического развития демонстрируют результаты намного ниже результатов детей 5-

6 лет в норме.

Заключение

Мышление как отдельный психологический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах.

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Выявление детей с отклонениями в развитии, их дифференциальная диагностика на сегодняшний день, по существу единственная область педагогической практики, где применение психологических диагностических методик не только является желательным, но совершенно необходимо и осуществляется постоянно.

1. Задержка психологического развития возникает в связи с экзогенными вредностями.

2. При нарушении темпа развития аномалия определяется задержкой развития в онтогенезе наиболее молодых в эволюционном отношении отделов нервной системы.

3. Высшая нервная деятельность детей с ЗПР отличается от деятельности детей с нормальным развитием: большой силой основных нервных процессов (возбуждение, торможение).

4. Установленные различия между детьми с нормальным развитием и детьми с ЗПР в отношении патогенеза и патофизиологии обуславливают различия и в клинической картине.

5. Изучение детей с явлениями инфантилизма показало, что симптомы ЗПР, зачастую выступавшие уже в раннем преддошкольном возрасте, очень резко проявляются в школьном возрасте, когда перед ребенком ставятся задачи требующие сложной и опосредственной формы деятельности и мышления.

Библиография

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста Учебное пособие/ под ред. Цветковой Л.С. М.2001г.

2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ под ред. Лебединской К.С. М.1982г.

3. Астапов В. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития Учебное пособие для студентов и слушателей спец. факультетов. М.1985г.

4. Бехтера Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.1971г.

5. Венгер Л.А. Овладение опосредственным решением познавательных задач и развитие когнетивных способностей ребенка// вопросы психологии 1983г.

№2

6. Вассерман Л.И.; Дорофеева С.А.; Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики - практическое руководство С-П.

1997г.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь М.1934г.

8. Дети с задержкой психологического развития / под ред. Власовой Т.А.;

Лубовского В.И.; Цыпиной Н.А. М.1984г.

9. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления//

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.1981г.

10. Дети с ограниченными возможностями проблемы и инновационные тенденции и воспитание и обучение Хрестоматия по курсу Коррекционная педагогика и социальная психология / Сост. Соколова Н.Д. М.2001г.

11. Запорошец А.В. Избранные психологические труды. Взт.М.1986г. Т-1-

Развитие мышления у детей дошкольников.

12. Калмыкова З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с задержкой психического развития // Дефектология.1978г. № 3

13. Корнева В.Д. Эти загадочные малыши Ярославль. Академия развития.1999г.

14. Кулагина И.Ю.; Камоцкий В.И. Возрастная психология. Полный цикл развития человека. М.2001г.

15. Куликов Л.В. Психологическое исследование Методические рекомендации по проведению. С-П.2002г.

16. Клиническая психология учебник / под ред. Карвасарского Б.Д. С-

П.2002г.

17. Корскова И.К.; Микадзе Ю.В.; Балашова Е.Д. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников М.2002г.

18. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. М.2000г.

19. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии М.2002г.

20. Макланов А.Г. Общая психология С-П. 2001гю

21. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология Практическое руководство. М.1998г.

22. Мухина В.С. Детская психология М.1985г.

23. Немов Р.С. Психология кн.1 М.1999г.

24. Обухова Л.В. Концепция Жана Пиаже за и против М.1981г.

25. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / под ред.Пузанова В.П. М.2001г.

26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка С-П. 1997г.

27. Поддъяков К.И. Мышление дошкольников М.1977г.

28. Практическая психология образования / под ред. Бубровиной И.В.

М.1997г.

29. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. М.2003г.

30. Психология детей с задержкой психического развития / сост.

Защиринская О.В. С-П.2003г.

31. Рубинштейн С.Я. Основы психологии М.1999г.

32. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы натопсихолгии М.1999г.

33. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте М.2002г.

34. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии С-П. 2001г.

35. Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию Л.1973г.

36. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.

Ярославль.1996г.

37. Усанова О.И. Дети с проблемами психического развития М.1995г.

38. Ульянова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития

М.1990г.

39. Хомская Е.Д. Нейропсихология М.2002г.

40. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности М.1995г.

41. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение

Учебное пособие. М.2000г.

42. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) М.1960г.

43. Эльконин Д.Б. Психология игры М.1978г.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.