1. Постановка проблемы и задачи исследования
В данной работе проводилось исследование детей 5-6 летнего возраста с нормальным развитием и с задержкой психического развития.
Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определенной части детей, является одной из наиболее основных проблем в общении и образовании. Своевременное выявление причин, приводящих к задержке психического развития играют роль хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и главным образом органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального, реже – генетического характера.
Гипотеза: У детей 5-6 лет с задержкой психического развития имеются отличия в мыслительной деятельности от сверстников с нормальным психическим развитием.
Цель: Исследование особенностей мышления у детей с нормальным развитием и с ЗПР.
Объект исследования дети 5-6 лет с нормальным развитием и с ЗПР.
Задачи исследования
1. Проведение экспериментально-психологического исследования для изучения особенностей мышления у детей 5-6 лет с ЗПР.
2. Сопоставить данные исследования особенностей мышления у здоровых детей 5-6 лет.
3. Сопоставить данные исследования особенностей у детей с ЗПР.
Экспериметальное исследование проводилось на базе детского дома №2 г.Мурома, Владимирской обл. Всего было обследовано 30 испытуемых, из которых составили контрольную группу 15 детей в норме, а экспериментальную – 15 детей с ЗПР.
В приложении 1 и 2 приведены списки обследуемых детей с более подробными характеристиками.
Приложение № 1
Характеристика контрольной группы |№ |Ф.И.О. |возраст |пол |др. сведения | |1 |Катя И. |5 лет |Ж |Здорова | |2 |Ира С. |5,5 лет |Ж |Здорова | |3 |Света Р. |5,2 лет |Ж |Здорова | |4 |Ваня И. |6 лет |М |Здоров | |5 |Саша П. |6 лет |М |Здоров | |6 |Оля С. |5 лет |Ж |Здорова | |7 |Петя И. |5,4 лет |М |Здоров | |8 |Даниил К. |5 лет |М |Здоров | |9 |Никита Г. |5,8 лет |М |Здоров | |10 |Таня А. |6 лет |Ж |Здорова | |11 |Наташа Н. |5,9 лет |Ж |Здорова | |12 |Женя Д. |5 лет |М |Здоров | |13 |Андрей П. |5,3 лет |М |Здоров | |14 |Сергей Ив. |5,3 лет |М |Здоров | |15 |Алина Т. |6 лет |Ж |Здорова |
Приложение № 2
Характеристика экспериментальной группы |№ |Ф.И.О. |Возраст |пол |др. сведения | |1 |Сережа И. |6 лет |М |ЗПР | |2 |Оля П. |5,8 лет |Ж |ЗПР | |3 |Света С. |5 лет |Ж |ЗПР | |4 |Таня И. |5,5 лет |Ж |ЗПР | |5 |Женя Р. |6 лет |Ж |ЗПР | |6 |Андрей Т. |6 лет |М |ЗПР | |7 |Паша П. |5,2 лет |М |ЗПР | |8 |Алина С. |5,7 лет |Ж |ЗПР | |9 |Дима К. |5,5 лет |М |ЗПР | |10 |Коля Н. |6 лет |М |ЗПР | |11 |Костя Н. |5,9 лет |М |ЗПР | |12 |Алеша А. |5,4 лет |М |ЗПР | |13 |Виталик Д. |5 лет |М |ЗПР | |14 |Кристина М. |6 лет |Ж |ЗПР | |15 |Юля Б. |5 лет |Ж |ЗПР |
2. Методы исследования.
Для выявления особенностей мышления указывающих на задержку психического развития был проведен анализ качества выполнения тестовых заданий детьми в норме и детьми с ЗПР.
В исследовательский комплекс вошли пять методик.
1. «4-й лишний»
2. «зрительные аналогии»
3. «изучение процесса классификации»
4. «понимание метафор»
5. «последовательные картинки» [33]
1. Методика «4-й лишний». Цель – Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделить существенные признаки.
Подготовка исследования. подготовить 10 таблиц размером 12*12 см, разделенных на 4 квадрата, в каждом квадрате изображен предмет, 3 предмета на таблице можно объединить по существенному признаку, а 4-й из них – лишний, например: кукла, пирамидка,… матрешка и платье.
Проведение исследования. Исследование проводиться индивидуально с детьми. Ребенку показывают по одной таблице и говорят: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы 4 предмета. Три из них подходят друг к другу, а четвертый – лишний. Какой предмет лишний и почему? Как можно назвать вместе остальные три предмета?»
Обработка данных. Анализируют особенности обобщения предметов ребенком: обобщает ли он по понятийному признаку или делает обобщение на основе представления об одновременном участии предметов в житейской ситуации. Выявляют умение подобрать обобщающее слово к группе предметов. Выясняют, какие группы предметов легче объединить, а также, как зависит процесс обобщения от возраста детей. [29]
2. Методика «Зрительные аналогии». Цель – Выделение характера логических связей и отношений между предметами.
Подготовка исследования. Подготовить несколько таблиц, разделенных на три части. В левой части изображена пара предметов, как-то соотносящихся между собой, в правой части над чертой изображен один предмет, а под чертой пять предметов, один их которых связан с верхним так же, как пара предметов, расположенных слева в квадрате.
Проведение исследования. Исследование проводиться индивидуально с каждым ребенком. Ребенку показывают по одной таблице и говорят: «Внимательно посмотри эти примеры. В них нарисована первая пара предметов, которые находятся в какой-то связи между собой. Справа – один предмет над чертой. Тебе нужно выбрать и подчеркнуть один предмет из пяти, который связан с предметом над чертой так же, как это сделано в первой паре предметов»
Обработка данных. Анализируют особенности выделения вида связи между предметами и способности продуцировать данную связь на другие предметы. [29]
3. Методика «Изучение процесса классификации». Цель – применяется для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений.
Подготовка исследования. Подобрать картинки размером 7*7см по 5 штук для каждой классификационной группы: игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты.
Проведение исследования. Исследование проводят индивидуально с каждым ребенком. Ребенку дают картинки и говорят: «Разложи что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему картинки подходят одна к другой». Если испытуемый ребенок раскладывает без объяснений, то ему задают вопросы типа: «Почему ты положил сюда картинку с яблоком? Почему ты думаешь, что яблоко – это фрукт?» Если ребенок не может отнести какую-то картинку ни к одной группе, его спрашивают: «Почему ты думаешь, что эта картинка никуда не подходит?»
Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов по каждой классификационной группе. Результаты оформляют в таблицу. Определяют основания для объединения предметов по каждой классификационной группе у детей: опирается ли на существенный признак, выделяет несущественный, не может мотивировать объединение. [29]
4. Методика «Понимание метафор». Цель – исследование уровня, целенаправленности мышления, умение понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированости и целенаправленности суждений, степени их глубины, уровня развития речевых процессов.
Подготовка исследования. Подобрать ряд пословиц, поговорок и метафор. Ребенок должен объяснить их смысл.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Экспериментатор зачитывает пословицу или поговорку и говорит: «Скажи мне, как ты понимаешь, что означают эти слова». Например: «Что значит: «Каменное сердце»».
Обработка данных. Анализируют способность ребенка объяснить смысл предложенных метафор, а также понимание их переносного значения. [29]
5. Методика «Последовательные картинки». Цель – исследование способности устанавливать причины следственной связи, понимать последовательность событий.
Подготовка исследования. Подбирают серии сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-либо события. Картинки должны быть красочными, яркими, большими, четко нарисованными, соответствовать по содержанию возрасту детей.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми. Ребенку показывают беспорядочно перемешанные картинки и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело закончилось. Вот сюда (указывают место) положи первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда – вторую, сюда третью, сюда - последнюю».
После того, как ребенок разложит все картинки, протоколе фиксируют очередность картинок, а затем просят его рассказать по порядку о том,. Что получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых – установить противоречие в рассуждениях, выявить допустимые ошибки. Вопросы экспериментатора и ответы испытуемого записывают подробно а протокол. Если вопросы не помогают понять изображенные события, то экспериментатор просто показывает ребенку первую картинку и предлагает разложить остальные снова. Таким образом, делается вторая попытка выполнить задание. Если и она оказывается безуспешной, то рассказывают и показывают ребенку последовательность событий. Затем, вновь перемешав все картинки, предлагают разложить их ребенку.
Если дошкольник устанавливает правильную последовательность лишь в третий раз, ему предлагают другую серию картинок такой же сложности, чтобы выяснить, возможен ли «перенос» установленного способа рассуждения на новую ситуацию.
Если ребенок выполнил задание с первого раза или после вопросов экспериментатора, то ему предлагают новую, более сложную серию.
Обработка данных. Анализируют, способен ли ребенок устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий, данных наглядно в серии картинок. Такая способность должна быть развита к концу дошкольного возраста, и ее наличие свидетельствует о готовности на уровне мышления к школьному обучению. Особое внимание уделяют объяснениям ребенка, его рассуждениям; верно ли он выделяет главных героев на картинках, устанавливает взаимоотношения между ними, верно ли понимает окружающую героев обстановку; какой объем последовательности событий понимает, удерживает ли в поле зрения 5-6 картинок или только 3, а также с какими по степени трудности заданиями справляется; допускает ли ошибочную версию при повторном раскладе или вносит коррекции; как реагирует на помощь, вопросы, критические замечания экспериментатора – считается с ними, изменяет ли свои действия, исправляет ли ошибки, «подхватывает» ли он помощь или не понимает ее. Особо анализируют устную речь ребенка во время объяснения последовательности событий: связанность речи, ее грамматическая правильность, запас слов, развернутость или бедность, односложность или многосложность, лаконичность или тенденция к излишней детализации, эмоциональность выявления прошлого опыта.
2. Анализ и описание результатов полученных при исследовании особенностей мышления.
На первом этапе экспериментального исследования для определения особенностей мышления у детей 5-6 лет с нормой в психическом развитии было использовано тестовых параметров.
1. 4-й лишний – выбор
2. 4-й лишний – аргумент выбора
3. аналогии зрительные – выбор
4. аналогии зрительные – аргумент
5. понимание метафор
6. процесс классификации
7. последовательные картинки – выбор
8. последовательные картинки – аргумент выбора.
По выше перечисленным параметрам были проведены замеры на первом этапе у детей 5-6 лет в норме.
Результаты отображены в таблице № 1
Табл.№1. параметры характеристик мышления у детей 5-6 лет с нормой в психическом развитии |№ |4 лишний |Зрител. аналогии|Пониман|Процесс|Последоват. | | | | |ие |классиф|картинки | | | | |метафор|икации | | |2 |100% |100% |75% |75% |100% |100% |75% |100% | |3 |100% |100% |100% |75% |75% |100% |100% |100% | |4 |75% |75% |100% |75% |100% |100% |100% |100% | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | |5 |100% |75% |75% |75% |100% |100% |75% |100% | |6 |100% |100% |75% |75% |85% |100% |75% |100% | |7 |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% | |8 |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% | |9 |75% |75% |75% |75% |100% |100% |75% |100% | |10 |75% |75% |75% |100% |100% |100% |100% |100% | |11 |100% |75% |100% |100% |100% |100% |100% |100% | |12 |100% |100% |75% |75% |85% |100% |75% |100% | |13 |100% |100% |100% |100% |100% |100% |75% |100% | |14 |100% |100% |75% |75% |100% |100% |100% |100% | |15 |100% |100% |100% |100% |75% |100% |100% |100% | |2 |50% |25% |0 |0 |0 |80% |25% |75% | |3 |50% |25% |0 |0 |15% |85% |0 |50% | |4 |75% |25% |25% |0 |30% |80% |25% |75% | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | |5 |75% |0 |25% |25% |0 |70% |25% |50% | |6 |75% |25% |25% |25% |0 |80% |50% |100% | |7 |50% |25% |0 |0 |15% |80% |0 |50% | |8 |75% |25% |0 |0 |0 |70% |0 |50% | |9 |75% |25% |25% |25% |0 |80% |25% |75% | |10 |100% |50% |0 |0 |20% |80% |50% |100% | |11 |50% |25% |0 |0 |0 |80% |25% |75% | |12 |50% |25% |0 |0 |0 |80% |50% |100% | |13 |75% |0 |0 |0 |15% |75% |25% |75% | |14 |50% |25% |25% |0 |20% |75% |0 |100% | |15 |75% |25% |25% |25% |0 |100% |25% |75% | |Дети с |66,6 |23,3 |10,0 |5,0 |7,6 |74,3 |21,6 |73,3 | |ЗПР | | | | | | | | |
разница |28,4 |68,3 |78,3 |48,3 |87,0 |25,7 |63,4 |26,7 | |
Анализируя показатели количественной разницы между параметрами характеристик мышления детей с ЗПР и детей в норме, можно сделать вывод о том, что наиболее значимыми выступают следующие характеристики мышления.
1. Объяснение процесса классификации (4-й лишний - аргумент)
2. Процесс выбора аналогий (аналогии зрительные – выбор; аналогии зрительные – аргумент)
3. Метафоры
4. Логическое мышление (последовательные картинки - выбор)
На основании этого можно утверждать, что данная гипотеза подтверждена. Да, у детей 5-6 лет с задержкой психического развития существуют отличия в мыслительной деятельности от детей 5-6 лет с нормальным психическим развитием.
Выводы.
На основании проведенного исследования, направленного на выявление особенностей мышления у здоровых детей 5-6 летнего возраста и с задержкой психического развития этого же возраста можно сделать выводы:
1. У детей контрольной группы сформированность мыслительной деятельности соответствует возрастному уровню психического развития и наблюдается высокий уровень развития всех характеристик мышления, особенно этот вывод относится к логическому мышлению, операции классификации, пониманию метафор.
2. У детей экспериментальной группы демонстрируются трудности в выполнении заданий:
. В аргументации выбора «4-ый лишний»
. В выборе зрительных аналогий
. В аргументации выбора зрительных аналогий
. В понимании и объяснении метафор
. В выборе последовательной системы построения
1. 3. Исходя из результатов сопоставления двух групп испытуемых, можно сделать вывод о том, что дети 5-6 лет с задержкой психического развития демонстрируют результаты намного ниже результатов детей 5-
6 лет в норме.
Заключение
Мышление как отдельный психологический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах.
Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Выявление детей с отклонениями в развитии, их дифференциальная диагностика на сегодняшний день, по существу единственная область педагогической практики, где применение психологических диагностических методик не только является желательным, но совершенно необходимо и осуществляется постоянно.
1. Задержка психологического развития возникает в связи с экзогенными вредностями.
2. При нарушении темпа развития аномалия определяется задержкой развития в онтогенезе наиболее молодых в эволюционном отношении отделов нервной системы.
3. Высшая нервная деятельность детей с ЗПР отличается от деятельности детей с нормальным развитием: большой силой основных нервных процессов (возбуждение, торможение).
4. Установленные различия между детьми с нормальным развитием и детьми с ЗПР в отношении патогенеза и патофизиологии обуславливают различия и в клинической картине.
5. Изучение детей с явлениями инфантилизма показало, что симптомы ЗПР, зачастую выступавшие уже в раннем преддошкольном возрасте, очень резко проявляются в школьном возрасте, когда перед ребенком ставятся задачи требующие сложной и опосредственной формы деятельности и мышления.
Библиография
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста Учебное пособие/ под ред. Цветковой Л.С. М.2001г.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ под ред. Лебединской К.С. М.1982г.
3. Астапов В. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития Учебное пособие для студентов и слушателей спец. факультетов. М.1985г.
4. Бехтера Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.1971г.
5. Венгер Л.А. Овладение опосредственным решением познавательных задач и развитие когнетивных способностей ребенка// вопросы психологии 1983г.
№2
6. Вассерман Л.И.; Дорофеева С.А.; Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики - практическое руководство С-П.
1997г.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь М.1934г.
8. Дети с задержкой психологического развития / под ред. Власовой Т.А.;
Лубовского В.И.; Цыпиной Н.А. М.1984г.
9. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления//
Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.1981г.
10. Дети с ограниченными возможностями проблемы и инновационные тенденции и воспитание и обучение Хрестоматия по курсу Коррекционная педагогика и социальная психология / Сост. Соколова Н.Д. М.2001г.
11. Запорошец А.В. Избранные психологические труды. Взт.М.1986г. Т-1-
Развитие мышления у детей дошкольников.
12. Калмыкова З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с задержкой психического развития // Дефектология.1978г. № 3
13. Корнева В.Д. Эти загадочные малыши Ярославль. Академия развития.1999г.
14. Кулагина И.Ю.; Камоцкий В.И. Возрастная психология. Полный цикл развития человека. М.2001г.
15. Куликов Л.В. Психологическое исследование Методические рекомендации по проведению. С-П.2002г.
16. Клиническая психология учебник / под ред. Карвасарского Б.Д. С-
П.2002г.
17. Корскова И.К.; Микадзе Ю.В.; Балашова Е.Д. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников М.2002г.
18. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. М.2000г.
19. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии М.2002г.
20. Макланов А.Г. Общая психология С-П. 2001гю
21. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология Практическое руководство. М.1998г.
22. Мухина В.С. Детская психология М.1985г.
23. Немов Р.С. Психология кн.1 М.1999г.
24. Обухова Л.В. Концепция Жана Пиаже за и против М.1981г.
25. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / под ред.Пузанова В.П. М.2001г.
26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка С-П. 1997г.
27. Поддъяков К.И. Мышление дошкольников М.1977г.
28. Практическая психология образования / под ред. Бубровиной И.В.
М.1997г.
29. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. М.2003г.
30. Психология детей с задержкой психического развития / сост.
Защиринская О.В. С-П.2003г.
31. Рубинштейн С.Я. Основы психологии М.1999г.
32. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы натопсихолгии М.1999г.
33. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте М.2002г.
34. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии С-П. 2001г.
35. Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию Л.1973г.
36. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.
Ярославль.1996г.
37. Усанова О.И. Дети с проблемами психического развития М.1995г.
38. Ульянова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития
М.1990г.
39. Хомская Е.Д. Нейропсихология М.2002г.
40. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности М.1995г.
41. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение
Учебное пособие. М.2000г.
42. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) М.1960г.
43. Эльконин Д.Б. Психология игры М.1978г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7