Рефераты. Характеристика психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистов

Характеристика психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистов

Характеристика психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистов

Козина Ж.Л., Делова И., Ляшенко А., Коломиец Н.А.

Харьковский национальный педагогический университет им. Г.С. Сковороды

Харьковская государственная академия физической культуры

Введение.

Спортивная деятельность предъявляет к психофизиологическим функциям человека самые разнообразные требования. Это справедливо как для работы в условиях дефицита времени на фоне непрерывно изменяющихся ситуаций, которая вызывает высокое нервно-психическое напряжение, так и для длительной монотонной работы, заметно снижающей тонус нервной системы [1,2,3,5,7].

Поэтому условия соревновательной деятельности с точки зрения требований, предъявляемых к развитию психофизиологический функций, различны для разных видов спорта. По результатам исследований ряда авторов [1,4,5,7], условия спортивной борьбы в ситуационных видах спорта (спортивных играх, единоборствах), вызывают у человека повышенное нервно-психическое напряжение и требуют высокого уровня развития психофизиологических показателей. Это связано с большим объемом информации, который должен перерабатывать спортсмен в кратчайшие отрезки времени - часто в десятые и сотые доли секунды. Однако до настоящего времени остается невыясненным вопрос, насколько необходимым для соревновательной деятельности является уровень развития психофизиологический функций в циклических видах спорта. Особенно актуальным данный вопрос является для пловцов в ластах, поскольку в данном виде спорта значимость развития психофизиологических показателей не исследовалась. Поэтому определение особенностей развития психофизиологический показателей у пловцов в ластах разной квалификации и сопоставление полученных данных с уровнем развития психофизиологических показателей у представителей ситуационных видов спорта (например, баскетболистов) является своевременным и актуальным.

Исследование проведено согласно Сводному плану научно-исследовательской работы Государственного комитета Украины по вопросам физической культутри и спорта на 2006-2010 г. по теме 2.2.8.1 п "Совершенствование подготовки спортсменов разного возраста и квалификации в спортивных играх" и по теме 2.4.1.4.3 п "Психологические, педагогические и медико-биодлогические средства восстановления работоспособности в спортивных играх".

Формулирование целей работы.

Цель работы - определить особенности развития психофизиологических показателей у пловцов в ластах различной квалификации по сравнению с представителями ситуационных видов спорта (баскетболистов).

Методы исследования. В данном исследовании применялись методы определения психофизиологических способностей спортсменов по показателям простой и сложной реакции, теппинг-тесту, чувству времени (воспроизведение и укорочение заданных временных интервалов во световым и звуковым сигналам). Тесты проводились по компьютеризированной версии В.С.Ашанина [1].

В исследовании приняли участие 22 квалифицированных пловца и 24 квалифицированных баскетболиста. При определении сравнительной оценки показателей психофизиологических функций пловцов различной квалификации использовались данные тестирования шести мастеров спорта и мастеров спорта международного класса по плаванию в ластах и десяти спортсменов 1 разряда и кандидатов в мастера спорта.

Результаты исследования.

Результаты сравнительного анализа психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистов показали, что баскетболисты практически по всем исследуемым показателям достоверно отличаются от пловцов в ластах (табл. 1). Наиболее выраженные различия выявлены в тестах "Время простой реакции на световой раздражитель" ( Характеристика психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистов у пловцов составляет 266,23 мс,  Характеристика психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистову баскетболистов составляет 248,38 мс, р=0,023), "Время простой реакции на звук" ( Характеристика психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистов у пловцов составляет 494,41 мс,  Характеристика психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистову баскетболистов составляет 363,75 мс, р=0,000), "Время реакции на наличие признака" ( Характеристика психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистов у пловцов составляет 1859,05 мс,  Характеристика психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистову баскетболистов составляет 833,38 мс, р=0,000), "Время реакции на отсутствие признака" ( Характеристика психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистов у пловцов составляет 2370,68 мс,  Характеристика психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистову баскетболистов составляет 772,00 мс, р=0,000 (табл. 1). Достоверные различия между двумя исследуемыми группами выявлены также в показателях теппинг-теста и некоторых показателях чувства времени: "Воспроизведение коротких интервалов времени по световому сигналу", "Сокращение длинных интервалов времени по световому сигналу", "Сокращение заданных интервалов времени по звуку" (р<0,001) (табл. 1). Группы баскетболистов и пловцов достоверно не различаются лишь по показателям "Воспроизведение длинных интервалов времени по световому сигналу", "Сокращение коротких интервалов времени по световому сигналу", "Воспроизведение заданных интервалов времени по звуку" (р>0,05) (табл. 1).

Таким образом, было получено, что практически по всем психофизиологическим показателям баскетболисты превосходят пловцов в ластах. Этот факт можно объяснить тем, что в спортивных играх результативность спортивной деятельности определяется не только способностью преобразования энергии, но и возможностью переработки информации. Наряду с совершенствованием навыков моторных действий у спортсменов-игровиков происходит формирование навыков тактического мышления - специализированной формы умственной деятельности. А тактическое мышление - от индивидуальных действий в нападении и защите до групповых и командных - требует высокого уровня развития зрительно-моторной реакции, реакции выбора, реакции на движущийся объект, на звук. Это связано с тем, что отсутствие в спортивных играх стандартных программ двигательной деятельности требует высокого вниманиях текущим ее условиям. Поэтому в ситуационных видах спорта основной формой активности мозга является не отработка двигательных стереотипов, а "творческая" функция. С этим связано большое значение процессов восприятия и переработки информации центральной нервной системой.

Однако, как показало проведенное исследование, по некоторым показателям чувства времени пловцы в ластах достоверно не отличаются от баскетболистов. Полученные данные свидетельствуют о том, что показатель чувства времени является значимым для пловцов в ластах практически также, как и для баскетболистов.

Таблица 1

Психофизиологические показатели квалифицированных баскетболистов и пловцов в ластах

Показатели




2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.