Рефераты. Врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой

При врачебном контроле за женщинами-спортсменками обязательно проведение 1 раз в год гинекологического обследования, осуществляемого в порядке диспансеризации.

Дополнительные гинекологические обследования спортсменок проводятся при появлении у них болей в полости малого таза, нарушениях менструального цикла, после инфекционных заболеваний или воспалительных процессов в органах брюшной полости, при допуске на сборы или к участию в соревнованиях после родов, абортов или перенесенных гинекологических заболеваний.


Глава 2. Особенности врачебного контроля за детьми, подростками, юношами и девушками


Занятия физической культурой и спортом в детском, подростковом и юношеском возрасте стимулируют рост и развитие организма, обмен веществ, укрепление здоровья, способствуют лучшему протеканию пластических процессов, увеличивают функциональные возможности всех систем, а также имеют большое воспитательное значение.

Однако эти занятия обеспечивают более гармоничное развитие организма школьника только при условии, что они проводятся с учетом особенностей возрастного развития и под контролем спортивного врача.

На основании динамики возрастного развития организма выделяют следующие возрастные группы: 1) предшкольная (от 1 года до 3 лет); 2) дошкольная (от 4 до 6 лет); 3) младшая школьная (от 7 до 11 лет); 4) средняя школьная (от 12 до 15 лет) и 5) старшая школьная (от 16 до 18 лет). Возраст до 7 лет считается детским, с 8 до 14 – подростковым, с 15 до 20 – юношеским.

При проведении занятий физическими упражнениями с детьми и при врачебном контроле за ними обязательно должно учитываться, что развитие детского организма происходит волнообразно и в каждой возрастной группе есть свои особенности. Рост тела в длину изменяется неравномерно: периоды замедленного роста (7-10 лет) сменяются ускоренным ростом в 10-12 лет у девочек и 13-14 лет у мальчиков. Наибольшие приросты веса тела бывают в периоды относительно замедленного роста тела в длину, то есть с 7 до 10 и с 17 до 20 лет.

Периоды усиленного роста характеризуются значительным повышением энергетических и пластических процессов в организме. В эти периоды организм наименее устойчив к неблагоприятным факторам внешней среды: инфекциям, недостаткам питания, очень большим физическим нагрузкам. Напротив, в периоды наибольшей прибавки в весе и относительно замедленного роста организм отличается большей устойчивостью.

Темпы и уровень физического развития подростков в значительной мере зависят от степени полового созревания. У подростков с признаками более раннего полового созревания показатели физического развития и физической подготовленности выше, чем у детей, у которых появление вторичных половых признаков задерживается.

Известно, что система физического воспитания, все нормативные требования построены по паспортному возрасту. Однако между биологическим и паспортным возрастом могут быть значительные расхождения, особенно в возрасте 11-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков. При одном и том же паспортном возрасте встречаются значительные различия в степени полового созревания и уровне физического развития. Например, один 12-летний подросток по своим показателям может соответствовать 14-летнему, а другой 14-летний – 11-летнему. Следовательно, решающую роль в оценке развития детей и подростков играет биологический уровень зрелости, определенный на основании изучения выраженности вторичных половых признаков и показателей физического развития. При составлении программ учебных и тренировочных занятий за основу должен быть положен биологический возраст подростков, то есть их индивидуальные отклонения от паспортного возраста.

Детям свойственно высокая возбудимость нервной системы, в том числе и центров, регулирующих деятельность двигательного аппарата и внутренних органов. Для детей и подростков характерны большая подвижность корковых процессов и значительная лабильность нервно-мышечного аппарата. К 13-15 годам происходит интенсивное и разностороннее развитие двигательной функции, у подростков легко образуются самые разнообразные двигательные навыки. Вместе с тем функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у подростков и даже у юношей и девушек еще значительно ниже, чем у взрослых.

В частности, сердце у них по весу и размерам меньше, чем у взрослых, и поэтому ударный и минутный объемы сердца у юных спортсменов не достигают тех величин, которые наблюдаются у взрослых.

Эти и другие особенности организма детей и подростков требуют тщательного врачебного контроля в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

К спортивной тренировке должны допускаться только абсолютно здоровые дети. Целый ряд отклонений в состоянии здоровья, которые не нарушают работоспособности при обычных занятиях в школе, ограничивают или исключают занятия спортом, связанные с интенсивной тренировкой. Особо внимательно необходимо выявлять у детей и подростков очаги хронической инфекции. Замечено, что в период наиболее интенсивных нагрузок юные спортсмены с очагами хронической инфекции более подвержены простудным заболеваниям, гнойничковым поражениям кожи и др. Причиной этого могут быть утомление, вызванное напряженной мышечной деятельностью, и происходящее при этом снижение имуннобиологических, защитных сил организма. Поэтому перед началом интенсивных занятий спортом детей и подростков такие очаги инфекции должны быть ликвидированы.

Подросткам и юношам свойственна высокая лабильность нервных приборов сердца. У них нередко выявляются нарушения ритма сердечных сокращений, что всегда требует специального врачебного исследования, так как в ряде случаев эти нарушения могут быть связаны с поражением сердца.

В период полового созревания у подростков иногда появляется так называемая юношеская гипертония. Это связано с нарушением сосудистого тонуса, возникающего при перестройке деятельности желез внутренней секреции (половых, щитовидной и надпочечников). Правильное проведение занятий физической культурой и спортом способствует снижению АД. Для этого следует уменьшить физические нагрузки и особенно ограничить количество соревнований (вплоть до их исключения), чтобы уменьшить эмоциональное возбуждение. Нужно также исключить упражнения с тяжестями (особенно со штангой), так как они могут способствовать дальнейшему повышению АД.

У подростков и юношей иногда встречается некоторое отставание размеров сердца от роста и увеличения веса тела, так называемое малое сердце. Адаптация аппарата кровообращения к физической нагрузке при «малом» сердце осуществляется с большим напряжением и менее экономно. В связи с этим работоспособность у таких подростков оказывается сниженной. Физические упражнения и занятия спортом оказывают благоприятное воздействие на подростка с «малым» сердцем, однако при этом требуется особенно осторожное повышение нагрузок и тщательный врачебный контроль.

Для оценки функционального состояния юных спортсменов применяются различные пробы. Для 7-10-летних применяется проба с 20 приседаниями или 60 подскоками, выполняемыми за 30 секунд. У более старших и систематически тренирующихся юных спортсменов используются пробы с 15-секундным бегом на месте в максимальном темпе и 1-2-минутным бегом на месте в темпе 180 шагов в 1 минуту, а также проба Летунова, подъемы на ступеньку определенной высоты, велоэргометрические нагрузки и др.

Принципы оценки проб такие же, как и у взрослых, но с учетом указанных выше возрастных особенностей.

Физическая работоспособность детей и подростков может быть оценена количественно с помощью Гарвардского степ-теста. Высота ступеньки, длительность и темп восхождения в зависимости от возраста и пола представлены в табл. 1.

Таблица 1 Высота ступеньки, длительность и темп восхождения для детей, подростков и юношей (девушек) в Гарвардском степ-тесте

Группы

Высота ступеньки, см

Длительность восхождения, мин

Количество восхождений в мин.

Мальчики и девочки младше 8 лет

35

2

30

Мальчики и девочки 8-12 лет

35

3

30

Девушки 12-18 лет

40

4

30

Юноши 12-18 лет

50

4

30


Считается, что если In<50, работоспособность очень плохая, 51-60 – плохая, 61-70 – достаточная, 71-80 – хорошая, 81-90 – очень хорошая, 90 – отличная. Однако для юных спортсменов, как правило, должны получаться цифры больше 90. Большое значение имеет определение этого индекса в динамике.

При исследовании детей и подростков относительно большее значение, чем у взрослых, имеет оценка физического развития. В возрасте от 4 до 11-12 лет мышцы туловища еще недостаточно хорошо фиксируют позвоночник при удержании статических поз. В связи с этим, а также в связи с большой пластичностью костного скелета у детей преподаватель (тренер) должен постоянно наблюдать за их правильной осанкой.

Важно также обращать внимание на симметричное развитие мышц правой и левой половины туловища, конечностей и мышц стопы. Последнее необходимо для предупреждения плоскостопия, которое может возникнуть у детей вследствие высокой пластичности мышц и связок стопы и голени. Чрезмерная нагрузка на мышцы стопы вызывает плоскостопие, которое не всегда удается ликвидировать.

При занятиях спортом детей и подростков должны соблюдаться следующие условия:

1. Систематический врачебный контроль с учетом возрастных особенностей. Дети, подростки, юноши и девушки, занимающиеся спортом, должны проходить медицинский осмотр не менее 2 раз в год.

2. Строгое выполнение преподавателем (тренером) врачебных рекомендаций.

3. Допуск к занятиям спортом только абсолютно здоровых детей, в том числе не имеющих очагов хронической инфекции.

4. Деление занимающихся на группы, однородные по биологическому возрасту и уровню подготовленности; обязательная индивидуализация нагрузок.

5. Строгое соблюдение режима (быта, питания), достаточный отдых между нагрузками (юные спортсмены должны спать не менее 9-10ч в сутки), в период экзаменов резкое уменьшение физических нагрузок.

6. Обязательное соблюдение регулярности и постепенности в увеличении нагрузок. Специализация юных спортсменов должна строиться на базе широкой общей физической подготовки.

7. Недопустимы перенос особенностей режима и методики тренировки взрослых спортсменов в практику работы с подростками, юношами и девушками (запрещена узкоспециализированная подготовка без достаточного применения общеразвивающих упражнений), частое использование максимальных (предельных) нагрузок, проведение тренировок с высокой интенсивностью и большим объемом нагрузок.

Существуют возрастные нормативы для начала занятий в детских спортивных школах в зависимости от вида спорта и начала выступлений в различных по масштабу и содержанию спортивных соревнованиях, а также для перехода в категорию взрослых спортсменов (табл. 2).


Таблица 2 Возраст начальной подготовки в различных видах спорта

Возраст, лет

Каким видом спорта можно заниматься (начальная подготовка)

1

2

7-8

Плавание, гимнастика спортивная

8-9

Фигурное катание на коньках

7-10

Настольный теннис, теннис

9-10

Прыжки в воду, лыжный спорт (прыжки с трамплина и горные виды), прыжки на батуте

9-12

Лыжные гонки

10-11

Художественная гимнастика, бадминтон

10-12

Конькобежный спорт, лыжный спорт (двоеборье), футбол, легкая атлетика, парусный спорт, шахматы и шашки

11-12

Акробатика, баскетбол, волейбол, ручной мяч, водное поло, хоккей с шайбой и мячом, стрельба из лука

12-13

Борьба классическая, вольная, самбо, конный спорт, гребля академическая, стрельба, фехтование

12-14

Бокс

13-14

Велосипедный спорт, гребля на байдарках и каноэ

14-15

Тяжелая атлетика

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.