Рефераты. Возрастные особенности функционирования периферической нервной системы

Установлены определенные стадии развития рефлекторной деятельности плода: стадия локальных ответов отдельных частей тела, стадия обобщенных ответных реакций, которая переходит в стадию специализированных рефлекторных актов. Отдельные локальные движения свойственны 2 – 3 месячному плоду: в ответ на раздражение поверхности тела у него возникают ограниченные действия и простые рефлекторные реакции, например рефлекторное открывание рта, движения рук и другое. Генерализированные ответы появляются у 3 – 4 месячного плода, реакции становятся диффузными, ассиметричными, нескоординированными. В ответ на раздражение голова может наклонятся, подниматься и поворачиваться, руки сгибаются, разгибаются и отводятся в стороны. Специализированные рефлекторные акты наблюдаются у плода с 4 – 5 месяцев. Диффузность ответных реакций при этом сменяется тенденцией к их локализации в области раздражения.

В 9 – 11 месяцев у плода формируются структуры, участвующие в осуществлении хватательного рефлекса. Развиваются рецепторы кожи, чувствительные нервные волокна руки, устанавливается связь мотонейронов с мышцами. К 22-недельному возрасту этот рефлекс проявляется в виде локального разгибания раздражаемой руки. Позже хватательный рефлекс становится сложной рефлекторной реакцией, сопровождающейся изменением мышц другой руки и туловища. У новорожденного хватательный рефлекс хорошо развит.

Рефлекс Бабинского хорошо выражен с момента рождения и до полугода, затем он исчезает. Подошвенный рефлекс формируется после рождения и к 3 годам остается единственной реакцией на раздражение подошвы. Сухожильные рефлексы хорошо развиты у детей первого года жизни.

Дети лучше, чем взрослые, различают, какой именно участок кожи раздражается. Что связано с ростом кожной поверхности без соответствующего увеличения числа нервных волокон.

Ядра черепно-мозговых нервов продолговатого мозга, в частности блуждающего нерва, формируются рано. С их развитием связано становление некоторых регуляторных механизмов – дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других функций. Ядра блуждающего нерва выявляются со 2-го месяца внутриутробного развития. К полутора годам жизни ребенка количество клеток в ядрах блуждающего нерва увеличивается. У 7-летнего ребенка ядра блуждающего нерва сформированы так же как и у взрослого.

У плода и новорожденного проявляются рефлекторные влияния на дыхание. У новорожденного хорошо развиты зашитные дыхательные рефлексы – чихание, кашель, а также рефлекторная остановка дыхания при резком запахе.

К моменту рождения наиболее развиты пищевые безусловные рефлексы: сосательный, глотательный и другие.

Среди рефлексов положения тела у новорожденного в первый месяц жизни хорошо выражен тонический шейный рефлекс. Он постепенно исчезает к концу первого года жизни.

Восприятие обонятельных раздражений связано с созреванием обонятельного и тройничного нервов. Рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражители в первые часы после рождения выражены даже у недоношенных детей. Новорожденные различают приятные и неприятные запахи.

Регуляция температуры тела у новорожденных и детей первого огда жизни несовершенна.

Ребенок рождается с определенным набором врожденных рефлекторных реакций, но уже со 2-го дня жизни у него начинают формироваться условные рефлексы, приспосабливающие его к внешней среде. С возрастом скорость выработки условных рефлексов увеличивается.

При нарушениях работы периферической нервной системы возникают различные заболевания.

Невритами называют воспалительные заболевания периферических нервов. Невриты проявляются сильными болями по ходу соответствующего нерва, слабостью и атрофией (уменьшением в размерах) мышц, которые иннервируются воспаленным нервом, часто наблюдаются изменения чувствительности кожи к холоду, теплу, боли, касанию, могут отмечаться нарушения движений. Наиболее частыми причинами невритов являются травмы, интоксикации, инфекционные заболевания, а также нарушения обмена веществ (диабет), недостаточность кровоснабжения нерва за счет нарушений микроциркуляции.

Невралгия – ярко выраженный симптом воспаления какого-либо нерва. Представляет собой приступообразную острую, ноющую, жгучую или тупую боль по ходу нерва. Причиной этого страдания может служить как само воспаление нерва, или нервных сплетений, так и заболевание позвоночника или патология в тканях, окружающих нервный ствол (сдавливание нерва опухолью, отеком вследствие травм или инфекции).

Радикулиты – наиболее распространенные заболевания периферической нервной системы, при которых в воспалительный процесс вовлекаются пучки нервных волокон, отходящие из спинного мозга. Наиболее распространенная причина радикулита – заболевания позвоночника. Различные травмы позвоночника, переохлаждение, ряд инфекционных заболеваний также способны вызвать радикулиты.

Онемение и покалывание может явиться следствием дефицита кальция и магния. Принимайте по 1000 мг кальция и 500 мг магния ежедневно в течение 2 – 3 недель. Ощущение покалывания и онемения может вызвать дефицит линолевой кислоты, незаменимой жирной кислоты, из которой в организме образуются простагландины. Увеличьте потребление полиненасыщенных и мононенасыщенных жиров, содержащихся в маслах – оливковом, подсолнечном, льняном, софоровом. Дефицит витаминов группы В может вызвать онемение и покалывание, поскольку все эти витамины играют важную роль в нормальном функционировании нервной системы

Механизмы повреждения периферической нервной системы многообразны и зависят от этиологии заболевания. В детском возрасте в основе патогенеза чаще лежат инфекционные нейроаллергические реакции. В таких случаях пусковым толчком к развитию болезни являются различные возбудители, часто вирусного происхождения. Под их влиянием формируются новые антигены, способствующие развитию иммунопатологических гуморальных и клеточных реакций, или гиперчувствительности немедленного и замедленного типов. При этом поражается преимущественно периферическая нервная система, но возможны также изменения головного и спинного мозга. При инфекционных заболеваниях любой ПН. является по сути ПРН, так как патологический процесс в начале локализуется в корешках и лишь за тем распространяется на периферические нервы (и центральную нервную систему). Большое значение для развития патологического процесса имеют возникающие сосудистые нарушения и демиелинезация. Существенную роль играет также реактивность организма и проницаемость гематоэнцефалического барьера, на которые влияют многие провоцирующие факторы.

ПН и ПРН у детей встречаются реже, чем у взрослых. В детском возрасте преобладают первичные и вторичные инфекционно-аллергические ПРН. При всех видах ПН и ПРН развивается однотипный синдром, характеризующийся следующими основными симптомами: вялым тетрапарезом, более выраженным в дистальных отделах конечностей, болями и нарушениями чувствительности по периферическому полиневритическому типу, различными преимущественно дистальными вегетативными расстройствами.

Невралгия тройничного нерва (болевой тик Труссо)

Болеют люди пожилого возраста (после 40 лет) и чаще женщины.

Невралгия тройничного нерва является мультифакториальным заболеванием. Указывают на этиологическую роль общих инфекций, хронических местных инфекций, таких как гайморит, атеросклероза сосудов с нарушением васкуляризации нисходящего корешка тройничного нерва, заболеваний зубов, верхней и нижней челюсти, патологического прикуса, узости костных каналов и др. В последние годы стали придавать значение туннельному, компрессионному происхождению тригеминальных невралгий.

Невриты лицевого нерва (как и невропатии) являются одной из самых частых форм поражения периферической нервной системы в детском возрасте. Это обусловлено особенностями анатомического расположения нерва и его взаимоотношением с соседними образованьями. Так, в узком лицевом канале пирамиды височной кости лицевой нерв занимает 40-70% площади его поперечного сечения. В остальной части канала располагается обильно васкуляризованная рыхлая соединительная ткань, что предрасполагает к компрессии нерва вследствие даже небольшого отека. Кроме того, возможна врожденная аномалия канала (сужение, незакрытие).

Невриты лицевого нерва обычно встречаются у детей школьного возраста. Возникновение вялого паралича мимических мышц у детей первых трех лет жизни требует в каждом конкретном случае исключения понтинной формы полиомиелита.

Вертеброгенные заболевания периферической нервной системы, столь часто наблюдаемые у взрослых, значительно реже встречаются у детей и подростков. Однако изучению клинических проявлений остеохондроза у детей и подростков придается большое значение в связи с предполагаемой ролью врожденной функциональной недостаточности соединительной ткани в его возникновении, частой встречаемой при дегенеративно-дистрофических изменениях позвоночника врожденных аномалий его развития, наличием семейно-наследственной предрасположенности к вертеброгенным заболеваниям периферической нервной системы. Изучение клинических синдромов остеохондроза позвоночника у детей и подростков весьма актуально еще и потому, что в этом возрасте дети подвергаются повышенной нагрузке на позвоночник: занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях и др.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, мы видим, что нервная система человека – это сложная сеть структур, пронизывающая весь организм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности благодаря способности реагировать на внешние и внутренние воздействия (стимулы).

Мы выяснили, что основные функции нервной системы – получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем.

Очень важен вывод о том, что интеграция осознанных ощущений и подсознательных импульсов в головном мозгу – сложный процесс. Нервные клетки действительно организованы таким образом, что возможны миллиарды вариантов их объединения в цепи. Но мы еще не можем точно объяснить механизм того, как происходит мыслительная деятельность человека, с помощью каких связей он осознает окружающую действительность и себя в ней.

Науке еще только предстоит открыть много нового и неизведанного в этой области знаний.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: «Владос», 1995.

2. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.:    Просвещение, 1990.

3. Гаджакян НА., Гель Л.З., Циркин В.Й., Чеенокова С.А. Физиология человека: механизм саморегуляции. – СПб: «Сотис», 1998.

4. Батуев А.С., Куликов Г.А. Введение в физиологию сенсорных систем. – М.:   Высшая Школа, 1993.

5. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. –  М.: Просвещение, 1989.

6. Фомин Н.А. Физиология человека: Учеб. пособие для студентов ф-та физ. воспитания пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1982.    

7. Физиология человека, под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса, т. 1, М., 1996.

8. Любимова З. В., Маринова К. В., Никинина А. А., Возрастная физиология.: Учеб. для студ. высших учеб заведений.: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. Ч. 1. – 304с.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.